Ценностная концепция культуры

В целом ряде определений подчеркивается ценностно-нормативный характер культуры.

Немецкий культурфилософ Г. Риккерт (1883-1936) отличает культурные процессы и явления от природных по их соотнесенности с ценностями. Он указывал, что ценности не представляют собой ни физической, ни психической действительности. Ценности не существуют, но что-либо значат. Сущность ценностей заключается в их значимости. Таким образом, ценности могут возникнуть только при истолковании значения объектов. Источником ценности, по мнению немецкого философа Г. Лотце (1817-1881), является сознание человека. Ценность – это абстрактные понятия, которые выражают отношение человека к фактам действительности, приписывание им определенного (позитивного или негативного) значения. Только при взаимодействии человека с окружающим миром происходит отнесение к ценностям.

Возникают ценности в ходе акта оценивания (оценки) объектов и их свойств. В результате оценки объект может быть признан значимым (важным) или незначимым (неважным). Значимое признается ценным. При этом могут быть выделены ценности позитивные (комфорт, здоровье, богатство, красота) и негативные (дискомфорт, болезнь, бедность, безобразность). Позитивные ценности отражают положительную оценку, негативные – отрицательную. Вскрывается относительная природа ценностных установок, поскольку они насыщаются конкретным содержанием в каждой конкретной ситуации.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) и американский философ Д. Дьюи (1859-1952) связывают возникновение ценностей с биологическими и психологическими (Д. Дьюи), общественными и индивидуальными (Э. Дюркгейм) потребностями. Ценность выражает способность объекта удовлетворять потребности субъекта.

Современный российский философ В.Н. Сагатовский считает, что ценности формируются как функции наиболее настоятельных потребностей и возможностей их удовлетворения: «Некоторые потребности превращаются в ценности – обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их удовлетворения».

Другой современный российский ученый Э.А. Орлова описывает процесс образования ценностей следующим образом:

1. Осуществляется пробное действие.

2. Действие проверяется и оценивается.

3. Действие осмысляется и превращается в технологию и модели поведения.

Именно на третьем этапе возникают ценностные установки, которые служат своеобразными эталонами новых действий.

В марксистском учении о ценностях указывается на общность ценности и полезности.

Американский социолог Т. Парсоне (1900-1979) указывал, что ценность - то, что не осуществлено, но что желательно осуществить. Ценности представляются ориентационным базисом поведения и деятельности как отдельного индивида, так и общества в целом. Поэтому следует отметить, что всякая ценность предполагает норму реализации или отвержения.

Нормы – общепризнанные образцы, правила поведения или действия, которые являются устойчивыми регулятивными образованиями, утвержденными, признанными и оправданными членами сообщества. Нормы закрепляются прежде всего в обыденном сознании, они передаются в процессе общения, воспитания, ежедневной практики и поддерживаются общественным мнением, функционированием социальных институтов, силой привычки. Нормы предполагают действие по определенному шаблону.

В отличие от норм, ценности предполагают свободный выбор, творчество личности в отборе тех или иных образцов поведения. Советский философ М.М. Бахтин (1895-1975) подчеркивал, что без активного эмоционально-волевого отношения личности ценности превращаются в "пустые содержательные возможности".

Ценности реализуются только в деятельности (в поступке) человека. Немецкий философ В. Виндельбанд (1848-1915) считал, что противостояние ценностей и реальности является условием человеческой деятельности, цель которой воплощение ценностей в реальности.

Современный российский аксиолог Л.Н. Столович выделил в понятии "ценнность" три основных аспекта:

1. Ценность – характеристика внешних свойств вещей и предметов;

2. Ценность – психологические свойства личности;

3. Ценность – складывающееся отношение между людьми в обществе.

Ценность превращает любой объект в объект культуры, так как значимость не является фактом природы, а всецело принадлежит специфически человеческому способу существования – культуре. В. Виндельбанд поэтому утверждает аксиологическую природу культуры.

Ценности вне культуры не существуют, поэтому можно рассматривать культуру как социальный способ бытия ценностей. Ценности являются основой культуры, поскольку каждую конкретную культуру можно представить как комплекс определенных ценностных ориентаций, которые выстраиваются в иерархическую систему. Своеобразие культурного типа обнаруживается в содержании и порядке подчинения его ценностных установок.

Культурный процесс представляется В. Виндельбанду распадом старых и появлением новых ценностных мотивов. Э. Дюркгейм ввел в употребление понятие “аномии” – временного ценностного вакуума, который возникает в период культурного кризиса, когда процесс дискредитации ценностей происходит особенно интенсивно. Подобные общественные явления зафиксировал немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844-1900) в конце XIX в. Он обозначил их понятием «переоценка ценностей». По мнению Ф. Ницше, общество должно вернуться от ценностей «деградации» к ценностям истинно жизненным, в основе которых лежат природные инстинкты. Человек должен уподобиться ребенку, творящему новые ценности в непрерывной бессознательной священной игре.

 

Задания

1. Н.Я. Данилевский выделяет совершенно особый тип в истории культуры человечества, который призван реализовать в своем творчестве 4 важнейшие ценности: 1) религиозную, 2) политическую справедливость и свободу, 3) собственно культуру, т.е. науку и искусство, 4) создание совершенного общественно-экономического строя. О каком типе культуры идет речь?

а) романо-германском,

б) славянском,

в) еврейском,

г) русско-сибирском.

2. Кто является автором многотомного труда "Постижение истории", в котором на основе большого и хорошо систематизированного материала выдвигается теория круговорота сменяющих друг друга локальных культур?

а) З. Фрейд,

б) Й. Хейзинга,

в) О. Шпенглер,

г) А. Тойнби.

3. О. Шпенглер считал, что:

а) Существуют типы культур полностью независимые, и существуют те, которые находятся в сыновье-родственных отношениях.

б) Все культуры, существующие на Земле, имеют единое начало, одну праматерь, из которой они вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены.

в) Подобно живому организму все культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

г) Абсолютно замкнутыми универсумами цивилизации были лишь до Нового времени, когда последние стали взаимозависимы и вступили в реальное взаимодействие.

д) Каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособлено. Локальная культура живет своей собственной жизнью, обладает своим специфическим тактом, ритмом, вкусом. Она не может воспринять ничего у других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Диалога культур нет.

4. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимации энергии либидо; прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения природных влечений?

а) Н. Данилевский,

б) И. Хейзинга,

в) З. Фрейд,

г) Э. Фромм.

5. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: "…Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания… Культура все еще хочет в известном смысле играться по обоюдному соглашению относительно определенных правил…"?

а) А. Тойнби,

б) И. Хейзинга,

в) П. Сорокин.

6. Кто является автором книги "Закат Европы"?

а) Э.Б. Тайлор,

б) А. Тойнби,

в) О. Шпенглер,

г) К.-Г. Юнг.

7. П. Сорокин выдвигает теорию "волнообразной динамики культур". В чем она состоит?

а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постоянно, а "накатываются", как "волны";

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к идеалистическому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному.

8. Каков, согласно концепции А. Тойнби, итог развития всех цивилизаций?

а) все они обречены на гибель;

б) вселенская религия объединит все существующие цивилизации в одну единую мировую цивилизацию, что дает им возможность избежать гибели;

в) как любые живые существа, цивилизации, умирая, дают жизнь новым "сыновним" цивилизациям, те – своим и, таким образом, исторический процесс нескончаем.

9. Как называется труд голландского ученого Й. Хейзинги, в котором он излагает оригинальную концепцию культуры?

а) "Первобытная культура",

б) "Недовольство культурой",

в) "Закат Европы",

г) "Человек играющий"

д) "Культура и личность".

10. Кто из мыслителей культуры явился автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми. Человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

а) О. Шпенглер,

б) З. Фейд,

в) К. Ясперс.

11. Как называл П. Сорокин описанный ниже тип искусства: "Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении?

а) идеациональное искусство,

б) эклектическое искусство,

в) чувственное искусство,

г) идеалистическое искусство.

12. Прочитайте отрывок из произведения. Определите, кто его автор?

"…Цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека… Представленные сами себе народы, обитавшие в жарких центральноафриканских джунглях, оказались лишенными естественного стимула и в течение тысячелетий оставались в застывшем состоянии на примитивном уровне.

Стимулы роста можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения. Среди стимулов природной среды можно выделить стимул "бесплодной земли" и стимул "новой земли"…

Пять типов вызова: вызов суровых стран, вызов новых земель, вызов ударов, вызов давления и вызов ущемления…"

13. Прочитайте отрывок из произведения. Определите, кто его автор?

"Уже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или… чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре "подыгрывает", участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Если этот активный принцип, сообщающий игре сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае, этим "смыслом" игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры.

…В игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого, абсолютно первичной жизненной категорией, некой тотальностью… Мы должны попытаться понять и оценить игру только в ее целостности".

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Как могут люди воздействовать на процессы цивилизационного развития?

2. Какое основание использовано Н.Я. Данилевским для типологии культуры?

3. Какие основные виды деятельности выделяет Н.Я. Данилевский в своей концепции культуры?

4. Кто из известных культурологов представляет схему истории как движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии?

5. Каков, согласно концепции А. Тойнби, итог развития всех цивилизаций?

6. Что понимал Н.Я. Данилевский под цивилизацией?

7. Какой тип культуры Н.Я. Данилевский выделяет как совершенно особый в истории культуры человечества?

8. Кто из мыслителей в своей концепции утверждает, что продвижение по пути прогресса связывается с выбором адекватного ответа на вызов внешних обстоятельств?

9. Каковы культурно-исторические типы, описанные Н.Я. Данилевским?

10. Опишите природу и функции "Я", "Оно" и "Сверх-Я" – трех основных личностных структур в концепции З. Фрейда. Каким образом взаимодействия между этими структурами создает внутренний конфликт у человека?

11. Согласны ли вы с Фрейдом в том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащие в основе человеческого поведения? Обоснуйте свою точку зрения.

12. Каково происхождение культуры с точки зрения З. Фрейда, какую роль в генезисе культуры играет система запретов?

13. Каким образом выстраиваются отношения человека и культуры в понимании З. Фрейда?

14. Сопоставьте структуру личности, предложенную З. Фрейдом, с концепцией личности К.Г. Юнга. По каким направлениям отмечаются различия?

15. Объясните суть коллективного бессознательного, архетипа. Попытайтесь раскрыть механизм формирования архетипа.

16. Сопоставьте исходные положения Э. Фромма и З. Фрейда в отношении природы человека. Чья точка зрения вам ближе? (обоснуйте).

17. Объясните феномен "бегства от свободы", какие механизмы реализации данного феномена выделяет Э. Фромм?

18. Изложите суть позитивной свободы по Э. Фромму.

19. Что П. Сорокин понимает под культурой?

20. Что является критерием для типологизации культур?

21. Какие культурные типы выделяет П. Сорокин?

22. Какой тип культуры характеризуется положением, что "объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна"?

23. К какому типу, по Сорокину, относится культура нашего времени? Обоснуйте.

24. Каким образом происходит смена культурных типов?

25. Погибает (умирает) ли культура, по Сорокину?

26. Почему культурологи считают, что Сорокин создал теорию волнообразной социокультурной динамики?

 

Концепция (от лат. conceptio) – ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления.

Вопросы к концепции О. Шпенглера

27. Какое ключевое слово в концепции О. Шпенглера? (Какое ключевое слово является системообразующим в концепции Шпенглера?)

28. Возможно ли, по Шпенглеру, рациональное объяснение причин появления культуры?

29. Как рождается (появляется) культура в концепции Шпенглера?

30. Что определяет физиогномику культуры?

31. Что такое цивилизация в концепции Шпенглера?

32. Какой смысл содержится в выражении Шпенглера: "Культуры суть организмы"?

33. Каков механизм развития культуры?

34. Какие стадии развития проходит культура?

35. Какие типы культур выделяет Шпенглер?

36. Возможно ли культурное заимствование, по Шпенглеру?

37. Каковы методы исследования Шпенглера?

38. В каком труде Шпенглер изложил свое понимание культурного процесса?

 

Вопросы к концепции Й. Хейзинги

39. Каковы взгляды Й. Хейзинги на исторический и культурный процесс?

40. Какие способы познания культурного и исторического процесса признает приемлемыми Хейзинга?

41. Какие условия создают гармоничное состояние культуры?

42. Какой труд ученого принес ему большую популярность?

43. В чем суть концепции Хейзинги, изложенной в работе "Homo ludens"?

44. Какое ключевое слово в его концепции?

45. Почему Хейзинга считает, что "игра старше культуры"?

46. Какие элементы игры существуют у животных?

47. Перечислите основные черты (характеристики) игры?

48. В каких аспектах (функциях) рассматривает Хейзинга игру?

49. Является ли игра неизменной величиной в движении культуры?

50. Что такое "пуерилизм"?

51. В каких видах человеческой деятельности присутствует игровой элемент?

 

 

Список использованной литературы

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

5. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999.

6. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

7. Поликарпов В.С. Курс лекций по культурологии. М., 1997.

8. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

10. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1997.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1998.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1999.

13. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.