Сущность, актуальность и предмет культурологии

Культурология

 

Часть 1 - Теория культуры

 

Сущность, актуальность и предмет культурологии

 

Культурология — теория культуры — комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию ин­теграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Культурология, или теория культуры, — сравнительно молодая наука. Она сформировалась в особую научную дисциплину фактически лишь в XX столетии, хотя культура как предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков, начиная с XVII в. Культурология претендуем на изучение культуры во всей полноте проявлений ее сущности, включает в себя теорию культуры и историю культуры. Культурология претендует на обобщение усилий философии, истории, антропологии, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества.

 

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям благосостояние и комфорт. На основании накопленного опыта, посредством новых открытий и изобретений, увеличивается эффективность труда, здравоохранения, политических форм правления. Жизнь наполняется новыми удовольствиями и развлечениями.

 

Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Чем выше становится защищенность людей от природных опасностей, тем яснее обнаруживается, что главным врагом человека является... он сам. Войны, религиозные распри, зверство и насилие преступников над невинными жертвами, безрассудное отравление и истребление природы — это как бы обратная сторона культурного прогресса. Рост технической вооруженности общества, создание мощных средств воздействия на среду, орудий уничтожения и убийства в огромной степени усиливает опасности, подстерегающие человечество с этой стороны. Мы избавились от одних болезней, но породили новый эпидемии. Самая страшная из них – психические расстройства, депрессии, зачастую приводящие к суициду, самоубийству. Имея в виду угрозу очередной мировой войны, можно сказать, что все человечество стоит на грани самоубийства.

 

В этой связи здравомыслящие мыслители не могут не задаваться вопросом: почему столь впечатляющие достижения науки и техники не приносит ожидаемого успокоения и счастья для человека? Видимо, мы идем не по тому Пути, и надо заботится, прежде всего, не о материальном достатке, а о духовном благополучии. Знаменитое высказывание Ф.Ницше – «Бог умер!» - аллегорически передает тот духовный кризис, что обозначился вместе с индустриальным обществом, при котором человек стал винтиком бездуховного промышленного механизма.

 

Складывается впечатление, что человечество выбрало не ошибочные ориентиры и «заблудилось» заблудилось на своем историческом Пути. Отсюда так называемый «страх истории», который неминуемо породил мысль: чтобы выжить, человечество должно вновь обрести достойный для себя Путь, то есть совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь, от чего зависит его благое будущее. Но будущее происходит из настоящего, которое, в свою очередь, впитало в себя прошлое. Поэтому возрос интерес ко всем минувшим эпохам, дабы понять где и когда мы утратили былую гармонию человеческого существования и как вернуться на Путь истинный, преисполненный неподдельного гуманизма. Словом, системный кризис и желание преодоления его – это то ментальная установка, которая объясняет все возрастающий интерес к культурной эволюции во все ее проявлениях и актуализирует культурологию в качестве мировоззренческой дисциплины.