Разговорная речь - это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.
Особенности:
1. Ф о н е т и к а.
- гораздо более сильная, чем в кодифицированном языке, редукция гласных звуков, вплоть до полного их выпадения
% «университет» - [ун'ив'ьрс'т'эт], [ун'ирс'т'эт];
- упрощение групп согласных
% выразительно [выраз'ит'на], то(ль)ко, сто(ль)ко, нико(г)да.
- совокупность фонетических особенностей, создающих весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний
% скажите, пожалуйста [скыт'епажалста], человек [ч'эк'], [ч'ьк].
2. М о р ф о л о г и я. Основное отличие разговорной морфологии – в отсутствии некоторых явлений.
- редко употребляются причастия и деепричастия (в связи с созданием причастных и деепричастных оборотов); возможны только такие причастия или деепричастия, которые выполняют функции обычных прилагательных или наречий и не являются центром причастных или деепричастных оборотов
% знающие люди, лежала не вставая;
- те отношения, которые в кодифицированном языке передаются деепричастием и деепричастным оборотом, в разговорной речи оформляются конструкцией с двойными неоднородными глаголами
% Я вчера вообще лежала головы поднять не могла; Напишите две фразы не поленитесь.
3. С и н т а к с и с. (Разговорные особенности проявляют себя наиболее ярко, последовательно и разнообразно. Смысловые отношения между словами и предикативными конструкциями могут устанавливаться на основе лексической семантики соединяемых компонентов).
1) Высказывания с именительным падежом существительного в тех позициях, которые в кодифицированном языке может занимать только существительное в косвенных падежах:
- высказывания с существительным в именительном падеже при глаголе, это существительное часто выделяется интонационно в отдельную синтагму, но вполне типично и без интонационного выделения:
% Следующая / нам сходить // (нам сходить на следующей остановке);
- отрицательные эквиваленты бытийных предложений, в которых именительный падеж существительного выступает на месте кодифицированного родительного падежа:
% Ручка / у вас нет / телефон записать? // (у вас нет ручки?);
- высказывания с существительным в именительном падеже в функции определения при другом существительном:
% Он купил шкаф / карельская 6ереза // (он купил шкаф из карельской березы);
- высказывания с существительными в именительном падеже в функции именной части сказуемого (в кодифицированных высказываниях в этой позиции употребляются косвенные падежи):
% Она из Казани? - Нет / она Уфа // (она из Уфы);
- высказывания с существительным в именительном падеже в функции подлежащего при сказуемых - предикативных наречиях на -о:
% Слишком крепкий чай / вредно - «Вредно пить слишком крепкий чай»;
2) Высказывания с инфинитивом, обозначающим целевое назначение предмета, названного существительным:
% Надо купить кеды / 6егатъ / / (купить кеды, чтобы бегать в них по утрам);
3) Высказывания с разговорными номинациями. В разговорной речи существуют особые номинации:
а) относительное мест. + инфинитив (чем писать, куда ехать),
б) относительное мест. + сущ. в И.п. (где метро, чья машина),
в) относительное мест. + глаг. в личн. форме (что принесли, кто приехал),
г) сущ. в косв. падеже с предлогом, называющее характерный признак обозначаемого (о человеке: в плаще, в очках, с зонтиком),
д) глаг. в личн. форме с объектным или обстоятельственным распространителем, обозначающим характерное действие лица (двор убирает, газеты разносит). В разговорной речи номинации такого типа без специальных синтаксических средств включаются в высказывание в роли любого присущего номинации-существительному члена предложения:
% Дай мне во что завернуть //; Не за6удь мыло и чем вытереться.
4) бессоюзное сложное предложение:
% Быстро до метро добежали / вымокли все-таки // (Хотя быстро до метро добежали, но вымокли все-таки).
Использование неполных предложений (Неполными являются предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть извлечен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего для говорящих опыта, общих знаний - фоновых знаний): % (на кухне кипит чайник) 3акипел // Выключи.
Своеобразные способы выделения в предложении наиболее важных для понимания смысла предложения компонентов:
- особый разговорный порядок слов, когда два непосредственно связанных слова могут быть разделены другими словами:
% Красных купи мне / пожалуйста / стержней // (красных стержней для ручки);
- разного рода специальные слова - актуализаторы (местоимения, отрицательные или утвердительные частицы):
% Он что / уже в школу идет? //; Ты завтра / да? уезжаешь?
- повтор актуальных компонентов:
% Я по Волге этим летом поеду // По Волге //
4. Л е к с и к а (почти нет особых неизвестных в кодифицированном языке слов, но для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (называния)):
- семантические стяжения с помощью суффиксов: вечёрка (вечерняя газета), самоволка (самовольная отлучка);
- субстантивированные прилагательные, вычленившиеся из определительных словосочетаний путем опущения существительных: прокатка (прокатный цех), лабораторка (лабораторная работа);
- семантические стяжения способом устранения определяемого: диплом (дипломная работа), мотор (моторная лодка);
- семантические стяжения способом устранения определяющего: вода (минеральная вода), Совет (Ученый совет);
- глагольные сочетания - конденсаты (стяжения): окончить (учебное заведение), поступать (в учебное заведение);
- метонимии: тонкий Платонов (тонкий том А. Платонова).
Особое место среди лексических разговорных средств занимает имя ситуации. Имя ситуации - это конкретное существительное, которое в определенном микроколлективе может обозначать какую-то актуальную для данного коллектива ситуацию: (в ситуации хлопот по установке телефона возможно высказывание) Ну как / кончился твой телефон? (т. е. хлопоты по установке телефона).
Основная форма реализации – устная форма (письменная форма - записки и другие подобные жанры).
С точки зрения языковых особенностей следует различать устные кодифицированные и некодифицированные разговорные тексты.
Нужно отличать спонтанные проявления разг. речи от ошибок:
- неправильные ударения (начать, средства),
- произношение (просторечное наварситет вместо университет),
- морфологические формы (ихний вместо их) и т. п.