Разговорная речь - это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Особенности:

1. Ф о н е т и к а.

- гораздо более сильная, чем в кодифицированном языке, редукция гласных звуков, вплоть до полного их выпадения

% «университет» - [ун'ив'ьрс'т'эт], [ун'ирс'т'эт];

- упрощение групп согласных

% выразительно [выраз'ит'на], то(ль)ко, сто(ль)ко, нико(г)да.

- совокупность фонетических особенностей, создающих весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний

% скажите, пожалуйста [скыт'епажалста], человек [ч'эк'], [ч'ьк].

2. М о р ф о л о г и я. Основное отличие разговорной морфологии – в отсутствии некоторых явлений.

- редко употребляются причастия и деепричастия (в связи с созданием причастных и деепричастных оборотов); возможны только такие причастия или деепричастия, которые выполняют функции обычных прилагательных или наречий и не являются центром причастных или деепричастных оборотов

% знающие люди, лежала не вставая;

- те отношения, которые в кодифицированном языке передаются деепричастием и деепричастным оборотом, в разговорной речи оформляются конструкцией с двойными неоднородными глаголами

% Я вчера вообще лежала головы поднять не могла; Напишите две фразы не поленитесь.

3. С и н т а к с и с. (Разговорные особенности проявляют себя наиболее ярко, последовательно и разнообразно. Смысловые отношения между словами и предикативными конструкциями могут устанавливаться на основе лексической семантики соединяемых компонентов).

1) Высказывания с именительным падежом существительного в тех позициях, которые в кодифицированном языке может занимать только существительное в косвенных падежах:

- высказывания с существительным в именительном падеже при глаголе, это существительное часто выделяется интонационно в отдельную синтагму, но вполне типично и без интонационного выделения:

% Следующая / нам сходить // (нам сходить на следующей остановке);

- отрицательные эквиваленты бытийных предложений, в которых именительный падеж существительного выступает на месте кодифицированного родительного падежа:

% Ручка / у вас нет / телефон записать? // (у вас нет ручки?);

- высказывания с существительным в именительном падеже в функции определения при другом существительном:

% Он купил шкаф / карельская 6ереза // (он купил шкаф из карельской березы);

- высказывания с существительными в именительном падеже в функции именной части сказуемого (в кодифицированных высказываниях в этой позиции употребляются косвенные падежи):

% Она из Казани? - Нет / она Уфа // (она из Уфы);

- высказывания с существительным в именительном падеже в функции подлежащего при сказуемых - предикативных наречиях на -о:

% Слишком крепкий чай / вредно - «Вредно пить слишком крепкий чай»;

2) Высказывания с инфинитивом, обозначающим целевое назначение предмета, названного существительным:

% Надо купить кеды / 6егатъ / / (купить кеды, чтобы бегать в них по утрам);

3) Высказывания с разговорными номинациями. В разговорной речи существуют особые номинации:

а) относительное мест. + инфинитив (чем писать, куда ехать),

б) относительное мест. + сущ. в И.п. (где метро, чья машина),

в) относительное мест. + глаг. в личн. форме (что принесли, кто приехал),

г) сущ. в косв. падеже с предлогом, называющее характерный признак обозначаемого (о человеке: в плаще, в очках, с зонтиком),

д) глаг. в личн. форме с объектным или обстоятельственным распространителем, обозначающим характерное действие лица (двор убирает, газеты разносит). В разговорной речи номинации такого типа без специальных синтаксических средств включаются в высказывание в роли любого присущего номинации-существительному члена предложения:

% Дай мне во что завернуть //; Не за6удь мыло и чем вытереться.

4) бессоюзное сложное предложение:

% Быстро до метро добежали / вымокли все-таки // (Хотя быстро до метро добежали, но вымокли все-таки).

 

Использование неполных предложений (Неполными являются предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть извлечен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего для говорящих опыта, общих знаний - фоновых знаний): % (на кухне кипит чайник) 3акипел // Выключи.

Своеобразные способы выделения в предложении наиболее важных для понимания смысла предложения компонентов:

- особый разговорный порядок слов, когда два непосредственно связанных слова могут быть разделены другими словами:

% Красных купи мне / пожалуйста / стержней // (красных стержней для ручки);

- разного рода специальные слова - актуализаторы (местоимения, отрицательные или утвердительные частицы):

% Он что / уже в школу идет? //; Ты завтра / да? уезжаешь?

- повтор актуальных компонентов:

% Я по Волге этим летом поеду // По Волге //

 

4. Л е к с и к а (почти нет особых неизвестных в кодифицированном языке слов, но для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (называния)):

- семантические стяжения с помощью суффиксов: вечёрка (вечерняя газета), самоволка (самовольная отлучка);

- субстантивированные прилагательные, вычленившиеся из определительных словосочетаний путем опущения существительных: прокатка (прокатный цех), лабораторка (лабораторная работа);

- семантические стяжения способом устранения определяемого: диплом (дипломная работа), мотор (моторная лодка);

- семантические стяжения способом устранения определяющего: вода (минеральная вода), Совет (Ученый совет);

- глагольные сочетания - конденсаты (стяжения): окончить (учебное заведение), поступать (в учебное заведение);

- метонимии: тонкий Платонов (тонкий том А. Платонова).

Особое место среди лексических разговорных средств занимает имя ситуации. Имя ситуации - это конкретное существительное, которое в определенном микроколлективе может обозначать какую-то актуальную для данного коллектива ситуацию: (в ситуации хлопот по установке телефона возможно высказывание) Ну как / кончился твой телефон? (т. е. хлопоты по установке телефона).

Основная форма реализации – устная форма (письменная форма - записки и другие подобные жанры).

С точки зрения языковых особенностей следует различать устные кодифицированные и некодифицированные разговорные тексты.

Нужно отличать спонтанные проявления разг. речи от ошибок:

- неправильные ударения (начать, средства),

- произношение (просторечное наварситет вместо университет),

- морфологические формы (ихний вместо их) и т. п.