К. Маркс и Г. Зиммель: социология конфликта
Наиболее сильными выразителями оппозиционной точки зрения явились Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918), идеи которых, развитые последователями, фактически заложили основание современной конфликтологии.
Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Маркса. К. Маркс является признанным предшественником современной конфликтологии. Его идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, оказали и продолжают оказывать влияние на многие представления современной конфликтологии. Это тезис о неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.
Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно соседствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель, научное наследие которого оценивается столь высоко, что его иногда считают одним из основоположников современной социологии в целом.
Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом. Зиммелю приписывается и авторство самого термина «социология конфликта». В отличие от Маркса он проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений: между этническими группами, между разными поколениями людей и культурами, между мужчинами и женщинами, и т.д. Но главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса — это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем.
Конфликт понимается Зиммелем не просто как столкновение интересов, но более психологизировано, как выражение некоей присущей людям враждебности. Он говорит о «естественной враждебности между человеком и человеком», которая является «основой человеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людьми».
Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта. Он считает, что конфликт может менять свою остроту и в силу этого иметь разные последствия для социального целого. Благодаря своей новизне идеи Зиммеля оказались существенным шагом вперед в развитии собственно конфликтной проблематики.