К. Маркс и Г. Зиммель: социология конфликта

Наиболее сильными выразителями оппозиционной точки зрения явились Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918), идеи которых, развитые после­дователями, фактически заложили основание современной конфликтологии.

Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Маркса. К. Маркс явля­ется признанным предшественником современной конфликтологии. Его идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, оказали и продолжают оказывать влияние на многие представле­ния современной конфликтологии. Это тезис о неиз­бежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношени­ях собственности и ее распределения.

Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно соседствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель, научное наследие кото­рого оценивается столь высоко, что его иногда считают одним из основоположников современной социологии в целом.

Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конф­ликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и об­ществом. Зиммелю приписывается и авторство самого тер­мина «социология конфликта». В отличие от Маркса он прояв­лял интерес к более широкому спектру конфликт­ных явлений: между этни­ческими группами, между разными поколения­ми людей и культурами, между мужчинами и женщинами, и т.д. Но главное отличие социоло­гии конфликта Зиммеля от идей Маркса — это вера в то, что конфликт может приводить к соци­альной интеграции и, обеспечивая выход враж­дебности, усиливать социальную солидарность. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязатель­но приводит к разрушениям; напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения со­циальных отношений и социальных систем.

Конфликт понимается Зиммелем не просто как столкновение интересов, но более психологизировано, как выражение некоей присущей людям враждебности. Он говорит о «естествен­ной враждебности между человеком и человеком», которая является «основой че­ловеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людьми».

Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта. Он считает, что конфликт может менять свою остроту и в силу этого иметь раз­ные последствия для социального целого. Благодаря своей новизне идеи Зиммеля оказались существенным шагом вперед в развитии собственно конфликтной проблематики.