Тема 4. Структура и динамика конфликта

Структура социального конфликта. Субъективные и объективные составляющие конфликта. Формулы конфликта. Понятие инцидента.

Стадии развития конфликта. Конфликтная ситуация, её характеристика. Этапы вызревания конфликтной ситуации. Латентный период. Открытая стадия Эскалация, её формы и модели. Социальная напряженность, контроль над её динамикой. Завершение конфликта.

Целью изучения данной темы является систематизация знаний студента об основных стадиях развития классического конфликта: латентной, открытой, завершающей.

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: 1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта); 2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта); 3) объект конфликта (скрытые нужды) - блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт; 4) предмет конфликта (открытые нужды) - материальные образования с ним связанные; 5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит “противоречие в действии”.

Существуют модели развития социального конфликта на разных уровнях.

1. Динамика внутри- и межличностного конфликта.

Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только чисто психологические, социально-психологические характеристики, но и такие процессы как конфликт мотивов, ценностей, деперсонализацию, самоотчуждение, интериоризацию социальной напряженности, агрессию, и др., показывающие инверсию (превращение) внешнего конфликта в структуру ценностей и поведения личности.

2. Динамика межгруппового конфликта.

Межгрупповой конфликт отличается насыщенностью, напряженностью и разнообразием интерсубъективных связей. При этом формируется особая микросоциальная среда, где индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя с своей группой и противопоставляют чужой. Феномен “мы” и “они”. Сочетание групповой сплоченности, эмоциально-действенной идентификации и групповой враждебности. Конфликт индивидуальности и типичности в случае слитности с группой.

3. Динамика социального конфликта

Динамика социального конфликта включает в себя следующие элементы и фазы: 1). Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); 2). Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия); 3). Осознание субъектами конфликт противоречивости интересов (конфликтная ситуация); 4). Инцидент (повод) для конфликта; 5). Реакция субъектов на конфликт. 6а). Пассивная (конфликт не происходит); 6б). Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень; 7). Управление конфликтом; 8а). Происходит; 8б). Не происходит; 9а). Функциональные (позитивные) последствия; 9б). Дисфункциональные (негативные) последствия; 10). Регулирование и разрешение конфликта.

Латентная стадия (предконфликт) характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.

О начале открытой стадии свидетельствуют ответные действия другой стороны. Для нее характерна определенность позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.

Конфликт рано или поздно завершается, однако единой системы завершения не существует.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Конфликтная ситуация– это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которые объективно создают почву для реального противоборства между субъектами.

Инцидент– повод, который использует одна из сторон для начала противостояния.

Эскалация конфликта– интенсификация борьбы, которая выражается в увеличении враждебных действий сторон.

Генерализация конфликта – потеря объекта конфликта за счет перехода к более глубоким противоречиям.

Укрупнение противоборствующих сторон– вовлечение все большего количества участников в конфликт.

Регрессия сознательной сферы психики– активизация бессознательного и подсознательного уровня психической деятельности, проявляющаяся в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать, что конфликт в своем развитии проходит несколько стадий и этапов. Динамика конфликта представляет собой его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.

приобрести навыкианализа не только идеального варианта развития конфликта, но и нетрадиционной динамики, например: конфликт типа «схваток», конфликт типа «дебатов» или конфликт «типа игр».

овладеть компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-10, ОК-11, ПК-6, ПК-7, ПК-13, ПК-14.