Ход урока
Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
Некрасовский педагогический колледж №1
Г. Санкт-Петербург
Конспект урока окружающего мира,
Проведённого в 1-в классе школы №544
у учителяМозговой Татьяны Анатольевны
студенткой 3-11 группы 3 курса
Колесниковой Алёной Сергеевной
12.02.2015
Допуск к уроку:
Методист:
Учитель:
Санкт-Петербург
2014 год
Название урока: Именительный падеж. Кто? Что?
Класс, возраст: 3 класс, 9-10 лет
Целеполагание:
Изучить тему «Именительный падеж. Кто? Что?»
Когнитивная область:
Знать:понятия: именительный падеж, склонение, подлежащее; правила употребления предлогов с именами существительными в именительном падеже.
Понимать:различия падежей имён существительных.
Применять:полученные знания при выполнении упражнений.
Анализ:выделение грамматической основы.
Оценка:важности знаний о склонении имён существительных.
Аффективная область:
Развивать мышление и внимание;
Расширить кругозор.
Средства обучения:
Учебник, дополнительный материал.
Регламент времени:
Орг. момент | 1 мин | ||
Актуализация знаний | 10 мин | ||
Введение в тему урока | 5 мин | ||
Основная часть | 25 мин | ||
Итоги урока, закрепление. | 4 мин | ||
Всего | 45 мин | ||
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Здравствуйте ребята! Меня зовут Алёна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок «Русского языка». Давайте проверим вашу готовность к уроку. | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя. |
2. Актуализация знаний. 2.1 Словарно – орфографическая работа 2.2 Повторение изученного материала | - Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите число, «классная работа». Какие орфограммы подчеркнём? -Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки. Кто знает ответ, не выкрикивайте, а поднимайте руку. Загадки: Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалёка Тащит в гнёздышко… (Сорока) - Правильно! Сорока. Кто пойдёт к доске и напишет нам это слово? - Поставим ударение, выделим орфограммы. - Записываем слово «сорока» в тетрадь. (последующие отгадки по аналогии…) В том лесу, не в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. (Рябина) Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. (Петух) Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? (Медведь) (- почему слышим звук «т», а пишем «д»? как проверить?) Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит ... (Воробей) Хищный нрав у этой птицы, С ней вам лучше не водиться. Клюв раскрыл в порыве страсти Кровожадный хищник ... (Ястреб) (- почему пишем букву б?) - Ребята. Посмотрите внимательно на записанные вами слова. Найдите слово, которое кажется вам лишним. Почему? - А какие бывают ещё имена существительные? - В чём их различие (одуш. и неодуш.)? | (ответы учащихся) Ученики отгадывают загадки, записывают в тетрадь. По одному слову пишут на доске с объяснением орфограмм. (Слово «рябина») (не одушевлённое) (одушевлённые) (одушевлённые отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые – «что?») |
3. Введение в тему урока. 3.1Создание проблемной ситуации. 3.2 Сообщение темы и цели урока. | На доске записаны слова: «В лес мы видели белка» - Посмотрите на доску, и скажите ребята, является ли это предложением? Почему? - Давайте зададим вопросы к именам существительным. (Учитель по ходу исправляет слова на доске.) Вывод: - И так ребята, мы с вами изменили слова. - Теперь у нас получилось предложение? - Что мы для этого сделали? - Как называется изменение слов существительных по падежам? - А какие падежи вы знаете? На какие вопросы они отвечают? - Сегодня мы с вами углубим наши знания об именительном падеже имён существительных. Узнаем особенности этого падежа. | (Нет, так как нет связи между словами) (Мы видели кого? -Белку. Мы видели где? – В лесу.) (да) (задали вопросы, изменили падеж) (склонение) (Ответы детей) |
4. Основной этап. 4.1 Упражнения для наблюдений. | - Повторим. Назовите вопросы именительного падежа? - Составьте (устно) предложение со словом «медведь», так чтобы оно стояло в именительном падеже. - Докажите, что слово в именительном падеже. На какие вопросы отвечает? Почему только «кто?» а не «что?»? - Запишите в тетрадь предложение. Обозначьте падеж над словом карандашом. - Каким членом предложения является слово медведь? - Что такое подлежащее? | (ответы детей) (ответы детей) (работа в тетради) (подлежащее) (главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении) |
4.2 Работа по учебнику: усвоение новых знаний. | - Откройте учебники на странице 42. Упражнение 74. Прочитайте текст про себя. Кто готов прочитать вслух? - Прочитайте задание. Спишите и выполните задание. Мини-итог: - И так, ребята, чем же является каждое выделенное вами слово в предложении? - А вы заметили, чего не может быть у имён существительных в именительном падеже? - Прочитайте новое правило в рамочке под упражнением. | Работа с учебником. Стр. 42 (один ученик читает вслух) (ученики выполняют задание) Проверка. (подлежащим) (предлогов) Дети читают 2 раза, на 3й раз пробуют пересказать по памяти. |
4.3 Физкультминутка. | Гимнастика для глаз. - Встали, потянулись (вдох), расслабились (выдох). Закрыли глазки. Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз – прямо. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее. | Дети выполнят физкультминутку. |
4.4 Первичная проверка понимания учащимися нового материала. | - Давайте выполним упражнение 75. - Прочитайте первое пункт 1. Сколько слов в предложении? Какие части речи здесь есть? Обратить внимание: предлог - тоже слово. - Давайте прочитаем так, чтобы получилось предложение. - В каком падеже будет стоять выделенное слово в нашем предложении? К нему может относиться предлог? Каким членом предложения оно является? Запишем предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу. И подпишите падеж выделенного слова. - Прочитайте пункт 2. Что теперь можете сказать про выделенное слово? Запишем предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу. И подпишите падеж выделенного слова. (Дальше по аналогии…) | (5) (имя сущ., глагол, предлог) (ответы детей) (ответы детей) Проверка: дети называют грамматические основы. |
5. Итоги урока. 5.1 Закрепление полученных знаний. 5.2 Завершение урока 5.3 Домашнее задание | - Так ребята, мы с вами хорошо сегодня потрудились! Я хотела вам что-то зачитать, но почему-то я никак не могу найти окончания своих предложений! Я надеюсь, вы мне поможете их найти, используя свои знания! Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы…. Существительное в именительном падеже является в предложении…. У именительного падежа нет… - Какие вы все молодцы! Наш с вами урок подходит к концу. Мне очень понравилось работать с вами, надеюсь вам наш урок тоже понравился. - Запишите домашнее задание. Выучить правило стр. 42 и упражнение 76, стр. 43. подчеркните грамматическую основу и подпишите падеж выделенных слов. Спасибо за урок, можете готовиться к следующему предмету. | («Кто?» «Что?») (подлежащим) (предлога) |
Дополнительный материал:
Задание 1
Определить падеж имени существительного труд
- Человек трудом красен.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- По труду о человеке судят.
- Человек воспевает труд.
- Есть много пословиц о труде.
(Коллективная работа у доски)
Человек трудом красен. (Т.п.)
Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
По труду о человеке судят. (Д.п.)
Человек воспевает труд. (В.п.)
Есть много пословиц о труде. (П.п.)
Задание 2
Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.
Денис сдал тетрадь на проверку. Проверка помогла найти ошибки.
Дима верил в победу. Победадосталась трудно.
Дорожка вывела нас к дому. Отыскатьдорожку мне помог Дружок.