Ход урока

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

Некрасовский педагогический колледж №1

Г. Санкт-Петербург

Конспект урока окружающего мира,

Проведённого в 1-в классе школы №544

у учителяМозговой Татьяны Анатольевны

студенткой 3-11 группы 3 курса

Колесниковой Алёной Сергеевной

12.02.2015

 

Допуск к уроку:

Методист:

Учитель:

 

 

Санкт-Петербург

2014 год


Название урока: Именительный падеж. Кто? Что?

Класс, возраст: 3 класс, 9-10 лет

Целеполагание:

Изучить тему «Именительный падеж. Кто? Что?»

Когнитивная область:

Знать:понятия: именительный падеж, склонение, подлежащее; правила употребления предлогов с именами существительными в именительном падеже.


Понимать:
различия падежей имён существительных.

Применять:полученные знания при выполнении упражнений.

Анализ:выделение грамматической основы.

Оценка:важности знаний о склонении имён существительных.

Аффективная область:

Развивать мышление и внимание;

Расширить кругозор.

Средства обучения:

Учебник, дополнительный материал.

Регламент времени:

Орг. момент 1 мин
Актуализация знаний 10 мин
Введение в тему урока 5 мин
Основная часть 25 мин
Итоги урока, закрепление. 4 мин
Всего 45 мин
       

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент. Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Здравствуйте ребята! Меня зовут Алёна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок «Русского языка». Давайте проверим вашу готовность к уроку.   Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.
2. Актуализация знаний. 2.1 Словарно – орфографическая работа     2.2 Повторение изученного материала - Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите число, «классная работа». Какие орфограммы подчеркнём?   -Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки. Кто знает ответ, не выкрикивайте, а поднимайте руку.   Загадки: Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалёка Тащит в гнёздышко… (Сорока)   - Правильно! Сорока. Кто пойдёт к доске и напишет нам это слово? - Поставим ударение, выделим орфограммы. - Записываем слово «сорока» в тетрадь. (последующие отгадки по аналогии…)   В том лесу, не в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. (Рябина)   Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. (Петух)   Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? (Медведь) (- почему слышим звук «т», а пишем «д»? как проверить?)   Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит ... (Воробей)   Хищный нрав у этой птицы, С ней вам лучше не водиться. Клюв раскрыл в порыве страсти Кровожадный хищник ... (Ястреб) (- почему пишем букву б?)   - Ребята. Посмотрите внимательно на записанные вами слова. Найдите слово, которое кажется вам лишним. Почему?   - А какие бывают ещё имена существительные?   - В чём их различие (одуш. и неодуш.)?       (ответы учащихся)   Ученики отгадывают загадки, записывают в тетрадь. По одному слову пишут на доске с объяснением орфограмм.   (Слово «рябина») (не одушевлённое) (одушевлённые) (одушевлённые отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые – «что?»)
3. Введение в тему урока. 3.1Создание проблемной ситуации.   3.2 Сообщение темы и цели урока. На доске записаны слова: «В лес мы видели белка» - Посмотрите на доску, и скажите ребята, является ли это предложением? Почему? - Давайте зададим вопросы к именам существительным. (Учитель по ходу исправляет слова на доске.) Вывод: - И так ребята, мы с вами изменили слова. - Теперь у нас получилось предложение? - Что мы для этого сделали?   - Как называется изменение слов существительных по падежам? - А какие падежи вы знаете? На какие вопросы они отвечают?   - Сегодня мы с вами углубим наши знания об именительном падеже имён существительных. Узнаем особенности этого падежа.   (Нет, так как нет связи между словами)   (Мы видели кого? -Белку. Мы видели где? – В лесу.)     (да)   (задали вопросы, изменили падеж)     (склонение)     (Ответы детей)
4. Основной этап. 4.1 Упражнения для наблюдений. - Повторим. Назовите вопросы именительного падежа?   - Составьте (устно) предложение со словом «медведь», так чтобы оно стояло в именительном падеже. - Докажите, что слово в именительном падеже. На какие вопросы отвечает? Почему только «кто?» а не «что?»?   - Запишите в тетрадь предложение. Обозначьте падеж над словом карандашом. - Каким членом предложения является слово медведь?   - Что такое подлежащее? (ответы детей)     (ответы детей)   (работа в тетради) (подлежащее) (главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении)
4.2 Работа по учебнику: усвоение новых знаний.   - Откройте учебники на странице 42. Упражнение 74. Прочитайте текст про себя. Кто готов прочитать вслух?   - Прочитайте задание. Спишите и выполните задание.   Мини-итог: - И так, ребята, чем же является каждое выделенное вами слово в предложении? - А вы заметили, чего не может быть у имён существительных в именительном падеже? - Прочитайте новое правило в рамочке под упражнением.     Работа с учебником. Стр. 42 (один ученик читает вслух) (ученики выполняют задание) Проверка.   (подлежащим)   (предлогов)     Дети читают 2 раза, на 3й раз пробуют пересказать по памяти.
4.3 Физкультминутка. Гимнастика для глаз. - Встали, потянулись (вдох), расслабились (выдох). Закрыли глазки. Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз – прямо. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.   Дети выполнят физкультминутку.  
4.4 Первичная проверка понимания учащимися нового материала.   - Давайте выполним упражнение 75. - Прочитайте первое пункт 1. Сколько слов в предложении? Какие части речи здесь есть? Обратить внимание: предлог - тоже слово. - Давайте прочитаем так, чтобы получилось предложение. - В каком падеже будет стоять выделенное слово в нашем предложении? К нему может относиться предлог? Каким членом предложения оно является? Запишем предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу. И подпишите падеж выделенного слова. - Прочитайте пункт 2. Что теперь можете сказать про выделенное слово? Запишем предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу. И подпишите падеж выделенного слова. (Дальше по аналогии…)     (5) (имя сущ., глагол, предлог)   (ответы детей)   (ответы детей)   Проверка: дети называют грамматические основы.
5. Итоги урока.   5.1 Закрепление полученных знаний.     5.2 Завершение урока   5.3 Домашнее задание   - Так ребята, мы с вами хорошо сегодня потрудились! Я хотела вам что-то зачитать, но почему-то я никак не могу найти окончания своих предложений! Я надеюсь, вы мне поможете их найти, используя свои знания!   Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы….   Существительное в именительном падеже является в предложении….   У именительного падежа нет…   - Какие вы все молодцы! Наш с вами урок подходит к концу. Мне очень понравилось работать с вами, надеюсь вам наш урок тоже понравился.   - Запишите домашнее задание. Выучить правило стр. 42 и упражнение 76, стр. 43. подчеркните грамматическую основу и подпишите падеж выделенных слов.   Спасибо за урок, можете готовиться к следующему предмету.     («Кто?» «Что?»)   (подлежащим) (предлога)

 

Дополнительный материал:

Задание 1

Определить падеж имени существительного труд

  • Человек трудом красен.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • По труду о человеке судят.
  • Человек воспевает труд.
  • Есть много пословиц о труде.

(Коллективная работа у доски)

Человек трудом красен. (Т.п.)

Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

По труду о человеке судят. (Д.п.)

Человек воспевает труд. (В.п.)

Есть много пословиц о труде. (П.п.)

 

Задание 2

Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.

Денис сдал тетрадь на проверку. Проверка помогла найти ошибки.

Дима верил в победу. Победадосталась трудно.

Дорожка вывела нас к дому. Отыскатьдорожку мне помог Дружок.



h:580px;height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">