Концептуальная модель управления качеством основанная на процессном подходе

Определив состав управленческих функций концепция управления качеством может быть сформулирована следующим образом:

Концепция управления качеством: Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.

Процесс управления качеством можно изобразить в виде функциональной схемы, которая отображает концептуальную модель управления качеством (рис 1).

На данной схеме приведен процесс, включающий два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством. Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества.

Петля качества - это модель воздействия системы качества на процесс создания продукции или оказания услуг путем последовательной реализации функций: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и их внедрение.


Вертикальная петля включает следующие функции: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, организация работ по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений. Эти функции относятся к полномочиям высших руководителей предприятия и решают задачу административного управления качеством.

Общее руководство качеством / административное управление качеством - это деятельность администрации, предусматривающая определение целей и формирование политики качества, планирование и организацию работ по качеству, обучение и мотивацию персонала, принятие решений и взаимодействие по вопросам качества с внешней средой: поставщиками, заказчиками и органами власти.

Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие оперативных решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.

Оперативное управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений по качеству и их реализацию на всех этапах производства, хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации продукции.

Воздействие на производственный процесс путем последовательной реализации всех функций, относящихся как к административному, так и к оперативному управлению и определяет сущность процесса управления качеством.

Распределение функций по указанным аспектам управления качеством показано на рисунке 2.

Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции административного управления, выполняемые руководителями предприятия, как бы настраивают производственный процесс на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления качеством.

 

 
 

При рассмотрении принципа управления качеством следует иметь в виду, что вертикальная петля управления качеством не изолирована от горизонтальной. Они взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. При оперативном управлении по горизонтальной петле функция контроль отслеживает выполнение планов, заданных вертикальной петлей управления. И если не удается добиться реализации заданных планов, могут разрабатываться не только меры воздействия на производство, но и меры по корректировке ранее принятых планов и других функций вертикальной петли управления качеством. Может также корректироваться организация работ, обучение и мотивация персонала. В совокупности эти две петли управления и образуют концептуальную модель управления качеством, которая изображает полный цикл управления качеством продукции на предприятии.