Понятие процессного подхода

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В НАУКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие процессного подхода

Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции.

Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия - на "механизме", "технологии" управления качеством.

Для организации управленческого процесса и построения концептуальной модели управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемый в теории менеджмента.

Первоначальное использование процессного подхода связывается с именем А.Файоля - основоположника школы административного менеджмента. Уже тогда (начало XX века) процессный подход означал крупный поворот в управленческой мысли [1]. Однако широкое распространение этот подход получил лишь в конце XX века, когда доминировавший до этого времени функциональный подход полностью утратил своё прогрессивное значение.

При первоначальной разработки концепции процессного подхода Анри Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Он считал, что для управления необходимо выполнять 5 основных функций: планирование, организацию, распоряжение, координацию, контроль.

Но эти функции он рассматривал как независимые друг от друга. При дальнейшей разработке процессный подход был дополнен функциями: мотивации, информации, принятия решения, заключения сделок и т.д.

Причем в процессе управления эти функции стали рассматриваться уже не как разрозненные, а как логически взаимосвязанные, образующие непрерывный процесс воздействия на производство.

Таким образом, процессный подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство с целью обеспечения качества.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому, что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Определив состав функции, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).

Функции управления - это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности.

Функции управления должны иметь четко выраженный состав. Состав функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний, нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.

При использовании процессного подхода в управлении качеством определен следующий состав управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений, внедрение мероприятий.

В общем, функции процесса управления качеством можно описать так. И начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь, с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам - поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия, и руководство предприятия принимает необходимые решения.

Заключительный этап в управлении качеством - реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных субподрядчиков.

После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и цикл управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался, - взаимодействие с внешней средой.

Конечно, это - схема, принцип управления. И в жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один рассмотренный нами цикл управления. Ведь такие циклы многократно реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются одни и те же рассмотренные функции. Все они логически связаны между собой, и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который должен охватывать все этапы производства.