Введение

В настоящее время все большее внимание научной общественности уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в особых условиях — в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в информационном обществе особую социальную опасность. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное время.

 

Информационный ресурс

 

Несмотря на все более широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, государственного, регионального, отраслевого, корпоративного).

Ресурсы – это элемент экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

Одно из определений понятия «информационный ресурс» содержится в законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Как видим, в законодательстве понятие «информационный ресурс» сужено до класса документов, что исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированной на иных классах носителей: человеческая память, промышленные образцы, рецептуры и технологии, программные продукты, технологические системы (объекты) и т.д.

Информационные ресурсы – в широком смысле – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс. Ибо только с момента фиксации знания на каком-либо носителе оно становится информацией и может рассматриваться как информационный ресурс.

Обобщая изложенное выше, предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения различных задач (научных, управленческих, производственных и других).

Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и недостоверная, и представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация, и даже заведомая дезинформация. Недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна обособляться, локализовываться и непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны пересматриваться решения, принятые ранее, на основе такой информации.

В зависимости от носителей информации информационные ресурсы подразделяются на пять основных классов:

1. Документы всех видов, на любых носителях.

2. Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

3. Организационные единицы – научные, управленческие, производственные и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

4. Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты и другие овеществленные результаты научной и производственной деятельности людей.

5. Научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний.)

Следует обратить внимание на то, что одна и та же информация может быть зафиксирована на различных носителях, а различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы на различных носителях. В этом случае правильное восприятие информации невозможно без доступа ко всем носителям с зафиксированными на них фрагментами информации. Создание национальных и международных информационных ресурсов невозможно без координации использования информационных ресурсов организаций, предприятий и учреждений, работающих в различных областях.