Человек как личность в системе социогенеза

! Социогенез - это происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях[12].

Ключевым понятием в понимании развития личности в социогенезе является категория «социально-исторический образ жизни», то есть анализ развития личности находится на пересечении таких точек отсчета, как историческое время, социальное пространство и индивидуальный жизненный путь личности.

Индивид появляется на свет в том или ином обществе, т.е. он становится членом общества, конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему заданы эталоны и принадлежность к данной группе и экономические условия. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

Вместе с тем, как бы жестко не регламентировалась государством свобода выбора деятельности, особенности социально-исторического образа жизни не автоматически, сами по себе определяют развитие личности, а опосредуются следующими факторами:

- отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормами участников совместной деятельности,

- оценкой участниками совместной деятельности и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т.п.),

- мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек.

Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества[13].

При исследовании личности как элемента развития социальной системы она получает содержательную характеристику – это общественные функции – роли, которые усваиваются ею в процессе социализации. Психологи, характеризуя личность как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, выявляют специфику социальных и межличностных отношений, механизмы усвоения личностью общественно-исторического опыта.

Соотношение общественных и межличностных отношений рассматриваются на трех уровнях анализа системных качеств личности в общественных отношениях:

1) квазипсихологический уровень анализа личности («роль для всех»);

2) интерпсихологический уровень анализа личности («роль для группы»);

3) интрапсихологический уровень анализа личности («роль для себя»).

_______________________________________________________

! Задание 1.4. Перечислите проблемы, возникающие при изучении закономерностей развития личности в социогенезе:

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека : учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия : Смысл, 2007. - С. 300.

_______________________________________________________