Основы конфликтологии

14. Федерализм, как известно, — важнейший принцип государственного строительства российс­кого государства. Между тем, процесс федерализа­ции, как он стал проводиться после августа 1991 г., породил конфликты на социальном и политическом пространствах России, в том числе военный — рос­сийско-чеченский.

Нужно проанализировать в теоретическом и по­литико-практическом аспектах а) типологию конф­ликтов и их причины; б) роль социально-экономи­ческой политики государства в предупреждении и регулировании конфликтов; в) охарактеризовать регионализм как форму проявления конфликтов, связанных с осуществлением федерализации госу­дарства.

15. На постсоветском социально-политическом пространстве за последние годы проявились мно­гие этно-национальные конфликты, перешедшие в некоторых регионах даже в затяжные военные стол­кновения бывших братских народов, живших деся­тилетиями в едином государстве. Мы отметили в лекции три типа таких конфликтов: 1) между совет­ской многонациональной общностью, представлен­ной единым федеративным государством с домини­рующей русской нацией, с одной стороны, и сфор­мировавшимися в советский период нациями, стремящимися к демократическому обновлению своих республик и освобождению от бюрократичес­кого диктата Союзного центра» с другой, 2) между так называемой коренной национальностью рес­публик и национальными меньшинствами (конф­ликт внутри республик), 3) между государственны­ми национальными образованиями (субъектами Российской Федерации) и федеральным центром, а также между отдельными национальными этноса-


Приложение

ми и русским населением субъектов РФ, отождеств­ляемым с властной российской элитой; 4) между ин­тернациональным характером российского сообще­ства и региональными национализмами.

Теоретический и политический аспекты проблем­ной ситуации заключаются: а) в противоречивом объяснении причин названных типов конфликтов; б) в односторонности концепции, лежащей в основе национальной политики государства; в) в неэффек­тивности государственного управления конфликт­ными межнациональными отношениями; г) в нару­шении необходимого сочетания федерализма и централизма в государственном управлении регио­нами. Читателю рекомендуется проанализировать любой из конфликтов, имея в виду выявление при­чин, специфики выражения в межнациональных отношениях, динамики его развития и действий го­сударственных и общественных институтов по их урегулированию и разрешению.

16. Национализм — одна из важнейших причин межнациональных конфликтов. Эйнштейн говорил, что национализм — это детская болезнь, корь чело­вечества. К сожалению, такая болезнь поражает ныне и молодые национальные организмы, и зре­лые. Взрыв национализма — характерное для совре­менного мирового сообщества явление. На приме­ре внутрироссийских национализмов (чеченского, татарского, башкирского и пр.) нужно охарактери­зовать общие и специфические признаки национа­лизма как социального явления.

17. Северо-Кавказский регион — поле этно-наци-ональных конфликтов. Это — болезненная социаль­но-политическая и нравственно-общественная про­блема современной России. В чем ее источники: ис-торико- культурные, социально-экономические,


Основы конфликтологии 468

геополитические, конфессиональные, языковые и социально-психологические? Каковы направления современной национальной политики российского государства, способствующие решению этой про­блемы?

18. Эффективным методом разрешения разнооб­разных общественных конфликтов служит перего­ворный процесс. Успех или неуспех переговоров за­висит от конкретных условий, в которых они происходят, и от правил «игры», применяемых кон­фликтующими сторонами; результаты переговорно­го процесса также могут быть различными: в од­ном случае достигается сторонами компромисс по спорным вопросам, в другом — консенсус. Читате­лю предлагается охарактеризовать ситуацию, бла­гоприятную для переговорного процесса, а также правила его осуществления, позволяющие конфлик­тующим агентам приходить к компромиссу или на­ходить консенсус.

В настоящее время все более популярными ста­новятся так называемые «круглые столы» — дискус­сии, используемые конфликтующими сторонами для разрешения социально-экономических, политичес­ких, общественных и межгрупповых проблем. В на­шей стране «круглые столы» становятся практикой в деятельности высших институтов государственной власти: законодательной и исполнительной. Одна­ко эффект их в достижении согласованных решений еще неудовлетворителен. Договоренности по конф-ликтогенным проблемам не реализуются, в резуль­тате чего споры разгораются с новой силой.

Выяснение и анализ малорезультативной прак­тики «круглых столов» — актуальная задача конф-ликтологов. Помочь политикам и управленческим работникам изучить международный опыт цивили-


469___________Приложение

зеванного проведения «круглых столов» (дискуссий) и овладеть им — обязанность ученых. Цивилизован­ность же предполагает главное: не действовать по принципу, сформулированному в древности Цице­роном: «Я клялся языком, ум мой не клялся».

Литература.

1. Известия. 21 ноября 1996 г.

2. Советская Россия. 2 апреля 1998 г.

3. Россия и коррупция: кто кого? Российская газе­та. 19 февраля 1998 г.

4. Советская Россия. 24 января 1998 г.

5. Васильцов С., Обухов С. Фронты рейтингов. Со­ветская Россия. 26 марта 1998 г.

6. Советская Россия. 17 марта 1998 г.


Серия «Учебники и учебные пособия» Д.П. Зеркин

ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ (Курс лекций)

Редактор: С. Пономарева

Корректор: О. Ефремушкина.

Художник: С. Каштанов.

Компьютерный

дизайн: Н.Николаева.

Лицензия ЛР № 062308 от 24 февраля 1993 г.

Сдано в набор 27.06.98 г. Подписано в печать 27.07.98 г.

Формат 84х1081/32 Бумага офсетная.

Гарнитура Литературная.

Тираж 5000. Заказ № 181

Издательство «Феникс»

344007, г. Ростов н/Д,

пер. Соборный, 17

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.