Основы конфликтологии
14. Федерализм, как известно, — важнейший принцип государственного строительства российского государства. Между тем, процесс федерализации, как он стал проводиться после августа 1991 г., породил конфликты на социальном и политическом пространствах России, в том числе военный — российско-чеченский.
Нужно проанализировать в теоретическом и политико-практическом аспектах а) типологию конфликтов и их причины; б) роль социально-экономической политики государства в предупреждении и регулировании конфликтов; в) охарактеризовать регионализм как форму проявления конфликтов, связанных с осуществлением федерализации государства.
15. На постсоветском социально-политическом пространстве за последние годы проявились многие этно-национальные конфликты, перешедшие в некоторых регионах даже в затяжные военные столкновения бывших братских народов, живших десятилетиями в едином государстве. Мы отметили в лекции три типа таких конфликтов: 1) между советской многонациональной общностью, представленной единым федеративным государством с доминирующей русской нацией, с одной стороны, и сформировавшимися в советский период нациями, стремящимися к демократическому обновлению своих республик и освобождению от бюрократического диктата Союзного центра» с другой, 2) между так называемой коренной национальностью республик и национальными меньшинствами (конфликт внутри республик), 3) между государственными национальными образованиями (субъектами Российской Федерации) и федеральным центром, а также между отдельными национальными этноса-
Приложение
ми и русским населением субъектов РФ, отождествляемым с властной российской элитой; 4) между интернациональным характером российского сообщества и региональными национализмами.
Теоретический и политический аспекты проблемной ситуации заключаются: а) в противоречивом объяснении причин названных типов конфликтов; б) в односторонности концепции, лежащей в основе национальной политики государства; в) в неэффективности государственного управления конфликтными межнациональными отношениями; г) в нарушении необходимого сочетания федерализма и централизма в государственном управлении регионами. Читателю рекомендуется проанализировать любой из конфликтов, имея в виду выявление причин, специфики выражения в межнациональных отношениях, динамики его развития и действий государственных и общественных институтов по их урегулированию и разрешению.
16. Национализм — одна из важнейших причин межнациональных конфликтов. Эйнштейн говорил, что национализм — это детская болезнь, корь человечества. К сожалению, такая болезнь поражает ныне и молодые национальные организмы, и зрелые. Взрыв национализма — характерное для современного мирового сообщества явление. На примере внутрироссийских национализмов (чеченского, татарского, башкирского и пр.) нужно охарактеризовать общие и специфические признаки национализма как социального явления.
17. Северо-Кавказский регион — поле этно-наци-ональных конфликтов. Это — болезненная социально-политическая и нравственно-общественная проблема современной России. В чем ее источники: ис-торико- культурные, социально-экономические,
Основы конфликтологии 468
геополитические, конфессиональные, языковые и социально-психологические? Каковы направления современной национальной политики российского государства, способствующие решению этой проблемы?
18. Эффективным методом разрешения разнообразных общественных конфликтов служит переговорный процесс. Успех или неуспех переговоров зависит от конкретных условий, в которых они происходят, и от правил «игры», применяемых конфликтующими сторонами; результаты переговорного процесса также могут быть различными: в одном случае достигается сторонами компромисс по спорным вопросам, в другом — консенсус. Читателю предлагается охарактеризовать ситуацию, благоприятную для переговорного процесса, а также правила его осуществления, позволяющие конфликтующим агентам приходить к компромиссу или находить консенсус.
В настоящее время все более популярными становятся так называемые «круглые столы» — дискуссии, используемые конфликтующими сторонами для разрешения социально-экономических, политических, общественных и межгрупповых проблем. В нашей стране «круглые столы» становятся практикой в деятельности высших институтов государственной власти: законодательной и исполнительной. Однако эффект их в достижении согласованных решений еще неудовлетворителен. Договоренности по конф-ликтогенным проблемам не реализуются, в результате чего споры разгораются с новой силой.
Выяснение и анализ малорезультативной практики «круглых столов» — актуальная задача конф-ликтологов. Помочь политикам и управленческим работникам изучить международный опыт цивили-
469___________Приложение
зеванного проведения «круглых столов» (дискуссий) и овладеть им — обязанность ученых. Цивилизованность же предполагает главное: не действовать по принципу, сформулированному в древности Цицероном: «Я клялся языком, ум мой не клялся».
Литература.
1. Известия. 21 ноября 1996 г.
2. Советская Россия. 2 апреля 1998 г.
3. Россия и коррупция: кто кого? Российская газета. 19 февраля 1998 г.
4. Советская Россия. 24 января 1998 г.
5. Васильцов С., Обухов С. Фронты рейтингов. Советская Россия. 26 марта 1998 г.
6. Советская Россия. 17 марта 1998 г.
Серия «Учебники и учебные пособия» Д.П. Зеркин
ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ (Курс лекций)
Редактор: С. Пономарева
Корректор: О. Ефремушкина.
Художник: С. Каштанов.
Компьютерный
дизайн: Н.Николаева.
Лицензия ЛР № 062308 от 24 февраля 1993 г.
Сдано в набор 27.06.98 г. Подписано в печать 27.07.98 г.
Формат 84х1081/32 Бумага офсетная.
Гарнитура Литературная.
Тираж 5000. Заказ № 181
Издательство «Феникс»
344007, г. Ростов н/Д,
пер. Соборный, 17
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.