Основы конфликтологии
Острейшие социальные конфликты, сотрясающие российское общество в настоящее время, не исчезнут сами по себе, если партия власти будет глушить недовольство одних слоев населения путем ущемления интересов других. Только социально-политическая стратегия, рассчитанная на перспективу, имеющая под собой необходимую экономическую базу, осуществляемая не на словах, а на деле, может стать реальным и эффективным орудием регулирования и разрешения социальных антагонизмов, порожденных капитализацией общества.
Теперь уже большей части здравомыслящих рядовых граждан и даже политической бюрократии понятно, что развитие национально-этнических конфликтов с их разрушительными последствиями невозможно предотвратить как путем критики так называемого тоталитаризма бывшего советского режима, так и военными средствами. От государства требуется прагматическая национальная политика, которая бы способствовала и даже обеспечила возможность контролируемого и ограничено терпимого для государства и общества уровня состояния межнациональных противоречий и последующего их преодоления на взаимоприемлемой для этносов основе. Такую политику не могут разработать ни отставные генералы, ни бесправные и безликие министры. Это дело Федерального Собрания и Президента РФ. К сожалению, пока россияне являются свидетелями бессистемных политических акций, объективно противопоставляющих одни этнические группы другим: бывшие репрессированные народы — не подвергавшимся репрессиям, так называемые коренные национальности — некоренным.
Не справившись с конфликтом, возникшим между Россией и Чечней, между федеральным центром
439____________Лекция 1О
и чеченской националистической верхушкой власти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь предпринимаются разнообразные усилия, чтобы в малой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в результате войны чудовищного отчуждения одного из народов России от российского сообщества и государства. В случае сохранения кризисной ситуации в межнациональных отношениях государство не гарантировано от возникновения новых «горячих» точек и даже зон на российском политическом пространстве.
Широко признанным фактом стал конфликт между СМИ, в первую очередь телевидением, и духовными потребностями большинства народа, его национальными традициями и культурой. Свобода слова, о которой так долго твердили демократы-реформаторы, чаще всего используется СМИ для прикрытия морально-психологического насилия над людьми и навязывания массам чуждых им образа мыслей и поведения. Это сопровождается вытеснением национальных культурных ценностей, искусства, традиций. СМИ превращены в супероружие против культуры. В последние годы они занялись внедрением в массовое сознание иррациональных мистических и мифических идей, представлений и переживаний, религиозных суеверий. Пропагандируется псевдонаука, полунаука и антинаука. Одновременно под видом критики марксистской коммунистической идеологии дискредитируется научное мировоззрение. Тем самым миллионы людей насильственно отброшены на архаический уровень со-
Основы конфликтологии 440
знания и мышления эпохи средневековья. Понятно, что патриотическая интеллектуальная часть российского общества не может не выступать против обрушившегося на умы миллионов граждан своей великой страны водопада лжи и духовного яда. Конфликт постоянно нарастает. В него вовлечена в настоящее время православная церковь. Власти по существу занимают пока нейтральную позицию, ссылаясь на право журналиста выражать публично свои взгляды и мнения. А как же быть миллионам граждан, не имеющих доступа к СМИ, поскольку последние оказались в руках финансовой олигархии? Есть только один способ борьбы с этими явлениями — ликвидация монополии на телевидение и общественный контроль (без вмешательства в творческий процесс) за осуществлением разумной информационной политики, базирующейся на принципе плюрализма и отвечающей национальным интересам. Она и только она определит направление разрешения конфликта и защитит общество от посягательств контркультуры и идейно-психологического западного империализма. На основе такой политики была бы эффективной борьба общественности против телевизионного варварства и минимизировано негативное воздействие СМИ на общественное сознание и психологию людей.
Политика — лишь основа управления конфликтами, не более. В качестве таковой она выступает прежде всего по отношению к макроконфликтам. Что касается иных конфликтов, нижележащих уровней, то влияние политики на них больше опосредованное, нежели непосредственное. Чем ниже уровень конфликта, а значит его зона распространения, тем сильнее возрастает роль прямо не связанных с политикой демократических технологий управле-
441 ____________Лекция 10
ния. Возникающие на уровне местных сообществ конфликты (за исключением правовых) регулируются и преодолеваются средствами и институтом самоуправления.
* * *
Рассмотренные в настоящих лекциях теоретические проблемы конфликтологии не исчерпывают тематики данной науки. Предметом исследования были лишь основы теории конфликта. Тем не менее и это позволяет утверждать, что конфликтологичес-кий анализ общественной системы, ее функционирования и развития, равно как и перехода в новую систему, — один из срезов научного познания социума. Категория же конфликта — одна из ступеней постижения его сущности. Вместе с тем мир многочисленных микроконфликтов требует своего изучения эмпирическими методами прикладной конфликтологии.
Литература.
1. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1996 (3-е издание). С. 9.
2. Там же. С. 237.
3. Там же. С. 83.
4. Там же. С. 306.
5. Зеркин Д. Основы политологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 484-494.
Основы конфликтологии 442
Приложение