социума

Домоведение как наука изучения домашней среды и окружающего

План:

  1. Домоведение: определение понятия, его цель и задачи, место в сфере сервиса.
  2. Объект и субъект домоведения.
  3. Общие принципы и функции домоведения.

 

 

Литература:

1. Кульбацкий Е.М., Ганьшина Г.В., Короткова А.В., Рябова И.Ю. Теория и практика домоведения. – М., 2006

2. Мостовая Е.Б. Введение в специальность “Домоведение”: Лекции для студентов. – Новосибирск: СибУПК, 1999.

3. Мостовая Е.Б. Теория и практика домоведения: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2001.

4. Шибанова Е.К., Третьякова Т.Н. Теория и практика домоведения: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. ГУ, 2005.

 

I. Домоведение: определение понятия, его цель и задачи, месо в сфере сервиса

 

Домоведение – это область домашнего сервиса, которая, включает совокупность средств, способов и методов управления домашним хозяйством, защиты интересов членов семьи, семьеведения, индивидуального воспитания (стандарты 1996 г.).

Домоведение - новая специальность сферы сервиса. Одна из устойчивых и определяющих тенденций развития мировой и отечественной экономики - это поступательный и быстрый рост сферы социального сервиса.

Домоведение – престижная и перспективная сфера современного социального менеджмента, предпринимательства и сервиса. Область домашнего сервиса включает в себя совокупность средств, способов и методов управления домашним хозяйством, защиты интересов членов семьи, индивидуального воспитания.

Объектами профессиональной деятельности менеджера по специальности 230600 - Домоведение являются домашняя среда и семья в современном социуме.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются услуги по производству и потреблению товаров и услуг, образованию и воспитанию; благоустройству дома и окружающей среды; созданию благоприятных условий жизни, труда, быта, уюта и организованного досуга; укреплению здоровья, физического и духовного развития; формированию благожелательных межличностных отношений; внедрению современного стиля и образа жизни; а также созданию условий по защите интересов и прав членов семьи и индивидуумов окружающего социума.
Домоведение - это вид сервисной деятельности, включающий совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. Квалификация выпускника – менеджер.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются услуги по производству и потреблению товаров и услуг, образованию и воспитанию; благоустройству дома и окружающей среды; созданию благоприятных условий жизни, труда, быта, уюта и организованного досуга; укреплению здоровья, физического и духовного развития; формированию благожелательных межличностных отношений; внедрению современного стиля и образа жизни; а также созданию условий по защите интересов и прав членов семьи и индивидуумов окружающего социума.

Виды профессиональной деятельности. Менеджер по специальности 230600 - "Домоведение" в соответствии с фундаментальной и специально. подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- педагогическая;

- консультационная;

- научно-исследовательская.

Поступательный и быстрый рост сферы социального сервиса - устойчивая и определяющая тенденция развития мировой и отечественной экономики. Домоведение одна из новых, престижных и перспективных сфер современного социального менеджмента, предпринимательства и сервиса. Область домашнего сервиса, включающая в себя совокупность средств, способов и методов управления домашним хозяйством, защиты интересов членов семьи, индивидуального воспитания.

Термин «домоведение» означает ведение дома и является сино­нимом слов «домоуправление», «домоправление» или «управление домом». В самом узком смысле домоведение рассматривают как умение вести домашнее хозяйство, но подчеркивается управляющий, а не исполнительский характер такой деятельности (следует отличать от домоводства). Под умением вести дом понимается следующее: при имеющихся ресурсах и доходах обеспечить наи­больший достаток и счастье в доме.

В связи с изменениями, происходящими в современном обществе (экономическими, социальными, техническими) резко изменились структура и содержание процессов, проис­ходящих в современном доме. Поэтому, наряду с традиционными видами деятельности: ведение домашнего хозяйства и обеспечение жиз­недеятельности дома, ведение приусадебного хозяйства, домашнее воспитание и образование, продовольственное и материально-техническое обеспечение дома, укрепление здоровья и физическое развитие обитателей дома, социально-культурная и досуговая де­ятельность и т.д. — появились и новые виды: собственный бизнес, индивидуально-семейная торговля, использование ценных бумаг и вкладов под проценты. Причем как традиционные виды деятельности, так и новые тесно связаны, находятся в постоянном взаимодействии и обра­зуют сложный комплекс. Эффективное функционирование такого комплекса возможно только на основе компетентного управления им.

Принципиально важным для понимания содержания деятельности по домоведению является определение ДОМа.

Дом— это сложная социальная система, включающая трудо­вые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, а также инженерно-техническую, социально-бытовую, институци­ональную и психообщественную инфраструктуру.

В основе определения дома лежит понятие сложной системы. Система — это некая совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целост­ность.

Сложность системы определяется неоднородностью элементов и связей, что вполне характерно для дома исходя из его опреде­ления. Среди основных элементов выделяют ресурсы (трудовые, материальные, финансовые, информационные) и инфраструктуру.

В состав трудовых ресурсов входят члены семьи, их родствен­ники, друзья тех и других, проживающие постоянно или временно на одной территории, постоянные или временные наемные работ­ники, прислуга, рабочие и служащие семейных предприятий. В состав материальных ресурсов входят машины, оборудование, сырье, материалы и готовые изделия предприятий семейного биз­неса, бытовые машины, оргтехника. Финансовые ресурсы включают деньги, ценные бумаги, различные обязательства. В состав инфор­мационных ресурсов входят инструкции, методики, описания, тех­нологии.

Инфраструктура домоведения— это совокупность зданий, со­оружений, технологических и технических систем и оборудования, расположенных на территории дома.

Инженерно-техническая ин­фраструктура — это земля, системы водо-, теплоснабжения и ка­нализации, системы вентиляции и кондиционирования, источ­ники электроэнергии и т.д.

Социально-бытовая инфраструктура — это совокупность объ­ектов жилищного, культурно-бытового, образовательного, воспи­тательного и досугового назначения: городская квартира, загород­ный дом, хозяйственные постройки, бытовая радиоэлектронная аппаратура, технические средства обучения, спортивные снаряды и т.д.

Институциональная инфраструктура — это совокупность на­учно-исследовательских, образовательных, финансовых, куль-турно-досуговых подразделений или должностей в доме: юристы, психологи, гувернеры, имиджмейкеры и т.д.

Психообщественная инфраструктура — это совокупность усто­явшихся родственных и дружеских отношений, принципов, тради­ций, устоев, культурных и духовных ценностей обитателей дома.

Основной структурной единицей домоведения является домашнее хозяйство. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Домашнее хозяйство характеризуется предметной средой. Предметная среда – это совокупность естественных и искусственных материально проявляющих себя и пространственно взаимосвязанных компонентов, с которыми непосредственно сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. На практике это проявляется в проектировании жилищ, эстетической организации интерьеров, в качестве и в ассортименте выпускаемых изделий массового спроса и т.п.

Е.К. Шибанова и Т.Н. Третьякова в учебном пособии «Теория и практика домоведения» (13) рассматривают основные группировки и признаки классификационного деления домашних хозяйств, среди которых выделяют такие, как месторасположение и тип домохозяйства, его демографическая характеристика, доходы, имущественный потенциал, занятость членов домохозяйства, трудовой потенциал, производственно-экономические характеристики собственников домохозяйства, выполняемые трудовые и экономические функции домохозяйства, социальный статус домохозяйства и др.

Эффективность домоведения, как и любого вида управленческой деятельности, во многом определяется правильно сформулированными его целью и задачами. Как известно, цель — это идеальное предвосхищение результата деятельности. Цель управления исключительно важна, так как именно цели обуслов­ливают формирование определенного механизма управления, со­держание, принципы и стиль управленческой деятельности, выбор методов, средств и приемов технологий управления, набор и рас­становку управленческих кадров и т.п.

Как мы уже упоминали, домоведение — это управление всеми сторонами деятельности такой социальной общности, как дом, домоведение может быть отнесено к социальному управлению. Процессы, про­исходящие в доме, являются по своей сути социальными, они тесно связаны с происходящим в окружающем социуме, а в центре всех этих процессов стоит человек.

В связи с этим целью домоведения является максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей обитателей дома и окружающего социума при ми­нимальных затратах сил, средств и ресурсов дома.

Для достижения менеджерами цели домоведения должен ре­шаться комплекс взаимосвязанных задач.

1. Определение миссии, стратегии и основных направлений функ­ционирования и развития дома. Миссия — основная цель организа­ции с четко выраженной причиной ее существования. Определение миссии дома — это определение его предназначения для обитате­лей дома. Так, дом может иметь различное назначение в жизни семьи и домочадцев, используясь в следующем качестве:

• место отдыха и восстановления сил людей работающих в администрациях различных уровней и в государственном секторе экономики;

• орган управления и сосредоточение ресурсов семейного бизнеса;

• культурный центр домочадцев, их коллег и друзей творческих профессий;

• спортивный клуб (особенно туристический) людей профессионально или любительски уделяющих большую часть времени занятиям определенным видом спорта;

• резиденция идеологов и активных сторонников определенного религиозного направления и т.д.

Стратегия — всесторонний комплексный план, предназначен­ный для осуществления миссии организации, достижения ее цели.

Стратегическое планирование является логическим продолже­нием управленческой деятельности в доме после определения его миссии. В результате этой деятельности определяются основные направления функционирования и развития дома и семьи в целях реализации выбранной миссии. Долгосрочное, среднесрочное и оперативное планирование домашнего хозяйства и семейной жизни является залогом достижения цели домоведения.

2. Определение конкретных целей развития дома на определенный период. После определения стратегических задач, формулируемых, как правило, в качественной форме, разрабатывается система конкретных целей, детализирующих каждую из стратегических задач по объему, содержанию и срокам. Конкретные цели домоведения должны отвечать ряду требований, чтобы внести истинный вклад в достижение цели домоведения.

Среди таких требований следует назвать: конкретность и из­меримость целей в количественном виде, ориентацию целей во времени, реальность и достижимость целей, непротиворечивость и взаимную поддержку различных целей.

3. Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения. Достижение всех конкретных целей одновременно практически невозможно, в основном из-за ограниченности ресурсов дома, зависимости одних целей от других, нежелательности или несвоевременности постановки некоторых целей в данный конкретный момент времени. Поэтому следующий шаг в домоведении состоит в определении первоочередных целей и тех, которые могут быть достигнуты во вторую, третью и т.д. очередь. Производится так называемое ранжирование целей.

4. Разработка системы мероприятий для решения намеченных проблем. При решении этой задачи домоведения разрабатываются детальные планы мероприятий по достижению определенных в задаче трех целей с привязкой их к конкретным срокам. Например, в состав мероприятий по достижению цели — приобретение того или иного объекта недвижимости — могут входить: осуществление действий по изысканию необходимых средств; определение основных характеристик объекта; непосредственное осуществление покупки, доставка, установка, регулировка и эксплуатация объекта.

5. Определение ресурсов, необходимых для выполнения запланированных мероприятий и источников их обеспечения.

Ресурсы, как известно, могут быть: трудовые (люди, их опыт, квалификация); материальные (машины, приспособления, материалы); информационные (рписание, инструкции, технологии); финансовые (деньги, ценные бумаги, обязательства). Например, для выполнения мероприятий по ремонту объекта недвижимости необходимы: финансовые ресурсы (деньги или оплаченный счет); материальные ресурсы (инструменты, расходные материалы); трудовые (отделочники, сантехники, электрики);

6. Разработка мотивации деятельности членов семьи и обитателей дома. Известно, что мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Задачей разработки любой системы мотивации является построение управления людьми таким образом, чтобы они сами стремились выполнять результативно поставленные перед ними задачи.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движу­щих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают гра­ницы и формы деятельности и придают этой деятельности направ­ленность, ориентированную на достижение определенных целей.

В семье не всегда выполнение работы связано с последующим вознафаждением. Домоведение во многом основано на том, что в семье работа по достижению конкретных целей вы­полняется из-за любви к близкому человеку, благодарности, ува­жения к родителям, из-за чувства ответственности за будущее своих детей. Наряду с этим в системе мотивации семьи работают также мотивы, основанные на потребностях каждого из домочадцев.

7. Организация и управление деятельностью обитателей дома. Сущность этой задачи заключается в реализации разработанных в ходе решения предыдущих задач перспективных и текущих планов; построении в доме организационных структур, адекватных поставленным целям; принятии управленческих решений и осуществлении управленческих воздействий на обитателей дома.

8. Постоянный контроль за выполнением поставленных задач. Контроль является заключительным этапом управления домом. Основным содержанием этой задачи является сбор информации по достигнутым в домоведении результатам; сравнение их с запланированным и определение степени отклонений. Контроль в домоведении осуществляется для обеспечения запланированного уровня достижения целей и осуществления мероприятий либо пересмотра этого уровня с учетом изменившихся обстоятельств.

II. Объект и субъект домоведения.

В общем виде домоведение представляет собой со­знательное, планомерно организованное систематическое взаи­модействие объекта и субъекта домоведения для достижения сфор­мулированных выше целей и задач домоведения.

Объектом домоведения является такая сложная социально-экономическая система, как дом, системообразующим признаком этой системы является семья, которой этот дом принадлежит. В состав объекта домоведения входят люди, непосредственные исполнители всех работ в доме: члены семьи; проживающие с ними их дальние и близкие родственники; друзья тех и других; постоянные и временные наемные работники; прислуга, рабочие и служащие семейных предприятий.

Субъект домоведения — это руководящий состав дома, наде­ленный управленческими функциями и осуществляющий управ­ленческую деятельность: глава дома или семьи, его заместители или помощники, руководители предприятий семейного бизнеса и руководители подразделений, занятые выполнением отдельных конкретных функций домоведения — семейным воспитанием и образованием, дизайном дома, дачи, приусадебного или фермер­ского хозяйства и т.д.

Субъект и объект домоведения, их отдельные компоненты вступают между собой в отношения по выполнению перечислен­ных выше задач домоведения, образуя семейную систему.

Семейная система, как и любая сложная социально-экономиче­ская система, с позиций системного анализа может быть описана комплексом эмерджентных свойств (свойств целостности, свойств и их характеристик, не присущих составляющим систему элементам). Наличие у семейных систем эмерджентных свойств является одной из форм проявления в доме диалектического принципа перехода количественных изменений в качественные.

В качестве примеров эмерджентных свойств семейных систем можно назвать такие, как сложность, производительность, управляемость, устойчивость.

Основные виды деятельности по домоведению:

· организационно-управленческая – изучение рынка услуг домоведения; организация оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума; организация домоведения и деятельности окружающего социума; использование эффективных методов управления в домоведении; составление и экономное расходование бюджета семьи и средств социума; формирование благожелательных межличностных отношений в семье и окружающем социуме; организация межличностных коммуникаций; организация социально-культурных и досуговых мероприятий в семье и окружающем социуме; создание современного стиля и образа жизни членов семьи; профессиональное общение на иностранном языке; организация и ведение документационного обеспечения управления; организация предпринимательской деятельности; оформление плановой и отчетной документации; использование компьютерной и организационной техники в профессиональной деятельности; обеспечение техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности;

· производственно-технологическая – разработка и внедрение технологий ведения домашнего хозяйства и деятельности окружающего социума; применение современных технических средств в процессах ведения домашнего хозяйства и деятельности окружающего социума; использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

· сервисная – выявление индивидуальных особенностей членов семьи и других членов социума и обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности; удовлетворение потребностей членов семьи и социума в необходимых товарах и услугах; обеспечение необходимого качества оказываемых услуг; применение инноваций в профессиональной деятельности.

Исходя из потребностей человека, функций семьи, о которых мы еще будем говорить, основных видов деятельности менеджера по домоведению основными направлениями его деятельности являются: организация и коррекция межличностного общения в семье, семейное воспитание, обеспечение условий для физического и психического здоровья членов семьи, рациональная организация жилища, домашняя кулинария, организация досуга семьи и ее членов. Изучение нами теории и практики домоведения будет организовано с учетом этих направлений.

III. Общие принципы и функции домоведения

Домоведение, как и любой другой вид управленче­ской деятельности, должно осуществляться на основе определен­ных принципов управления. Принципы управления — это важней­шие требования, соблюдение которых обеспечивает эффектив­ность управленческих решений, управленческой деятельности и управления в целом.

Принципы домоведения могут быть сформулированы на ос­нове известных принципов социального управления и менедж­мента с учетом специфики домашней среды.

1. Социальная направленность домоведения. Главным приоритетом управления домом должны быть интересы и потребности членов семьи, жизнь и здоровье обитателей дома, их духовные запросы.

2. Разделение труда. Распределение всего объема работ, выполняемых в доме, между всеми обитателями дома с учетом их способностей, здоровья и опыта.

3. Полномочия и ответственность. Полномочия, как известно, — это право использовать ресурсы семьи и направлять усилия домочадцев на выполнение определенных задач. Каждому члену семьи должно быть предоставлено право использовать ресурсы дома (денежные, материальные, информационные, людские) для выполнения определенного согласно принципу 2 объема работ. Наряду с этим устанавливается и форма ответственности за качес­твенное выполнение этого объема работ.

4. Дисциплина. Главным условием решения всех задач домоведения является строгое соблюдение всеми обитателями дома взятых на себя обязательств, установленных правил и норм поведения.

5. Единство управления. Несмотря на различие интересов и потребностей каждого из домочадцев, все их действия не должны противоречить миссии, главной и конкретным целям домоведения в целом.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Единоначалие. В доме должен быть один глава, принимающий ответственные решения по всем направлениям деят-ти. Двоевластие, или неопределенность в руководстве, ведет к снижению эффективности домоведения.

8. Вознаграждение. По каждому из направлений деятельности для каждого обитателя дома должна быть установлена система стимулов, побуждающих людей выполнять свои обязанности наилучшим образом. При этом под вознаграждением понимается не только, и не в первую очередь, денежное вознаграждение. В качестве вознаграждения может быть удовлетворение от выполненной обязанности перед детьми и родителями, моральное удовлетворение от выполненной сложной работы, вознаграждение вниманием другого человека и любовью.

9. Оптимальная централизация и децентрализация домоведения. Централизация — это сосредоточение властных полномочий на одном уровне управления, у одного руководителя. Организации, в которых руководство организации оставляет за собой практически все полномочия, необходимые для принятия важнейших управленческих решений, называются централизованными. В децентрализованных организациях полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Полностью централизованных, как и полностью децентрализованных организаций, в реальной жизни нет. Поэтому всегда встает вопрос о степени разумной централизации власти.

В семье, доме оптимальная централизация — это распределение полномочий по принятию решений по всем вопросам домашней жизни, включая и вопросы семейного бизнеса, между главой дома и другими обитателями дома. Децентрализация домоведения — это предоставление возможности самостоятельно принимать ре­шения группам и членам семьи, разделенным по различным при­знакам: половым (женским, мужским), возрастным (пожилые, дети) и т.д.

10. Справедливость. В доме, где соблюдается принцип справедливости, царят доброжелательные отношения, основанные на объективной оценке каждого человека, его статуса, поступков и заслуг, отсутствуют любимчики и люди второго сорта.

11. Инициатива. Инициативность обитателей дома означает наличие в каждом из них побуждения к достижению новых результатов, к новым формам деятельности, проявлений предприимчивости. Эффективное домоведение поощряет инициативу и инициативных людей.

12. Семейный дух. Управление домом должно утверждать сплоченность, взаимопомощь и взаимовыручку обитателей дома, гордость за свою семью и дом, развивать обычаи, традиции, форм-ать положительный имидж дома.

Содержание домоведения раскрывается в его общих и кон­кретных функциях. Известно, что функции управления, а следо­вательно, и домоведения — это определенные виды управленче­ской деятельности, сущность которых заключается в целенаправ­ленном воздействии на объект управления.

Автором первой развернутой классификации функций управ­ления является французский промышленник и ученый, руково­дитель классической школы управления Анри Файоль. Общие функции управления были сформулированы им как последовательные этапы процесса управления. На основе этой классифика­ции, с учетом особенностей домоведения, система его общих функций может включать следующие пункты:

1. Целеполагание — осознание и обоснование миссии, стратегии и целей домоведения исходя из интересов, потребностей и ценностей дома.

2. Прогнозирование — выработка обоснованного суждения, предсказания возможных состояний дома, домашнего хозяйства и семейного бизнеса в будущем, поиск альтернативных путей и определение сроков осуществления этих изменений. Результаты прогнозирования, как правило, многовариантны и носят вероятностный характер.

3. Планирование — заблаговременная разработка мероприятий по обеспечению достижения целей и решение задач домоведения с указанием конкретных сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей и ответственных лиц, а также необходимых ресурсов дома.

Результаты план-я, в отличие от результатов прогнози­рования, носят конкретный и обязательный характер.

Совокупность целеполагания, прогнозирования и планирова­ния представляет собой так называемую систему функций предва­рительного управления.

4. Организация — создание формальной структуры трудовых ресурсов дома, системы взаимоотношений отдельных элементов этой структуры для обеспечения выполнения планов функционирования и развития дома, разработка соответствующих графиков и процедур.

5. Руководство — принятие управленческих решений. Это функция непосредственного воздействия главы дома на его обитателей в целях достижения результатов запланированных мероприятий.

6. Мотивация (как уже было сказано выше) — побуждения себя и домочадцев для достижения целей и решение задач функционирования и развития дома.

Организация, руководство и мотивация составляют группу функций оперативного управления.

7. Контроль — получение достоверной информации о степени выполнения мероприятий в доме и выявление отклонений от запланированных показателей.

8. Учет — наблюдение, регистрация, измерение и хранение информации о результатах деятельности в доме.

9. Анализ — оценка учетных данных и разработка предложений по составлению новых и уточнению существующих планов работ.

Контроль, учет и анализ составляют группу функций заключительного управления.