На денежном рынке, как на всяком другом, существует спрос на деньги и их предложение.

Рассмотрим ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ПОД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПОНИМАЕТСЯ ДЕНЕЖНАЯ МАС­СА В ОБРАЩЕНИИ, Т. Е. СОВОКУПНОСТЬ ПЛАТЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ В СТРАНЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Для характеристики денежного предложения применяются де­нежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: Ml, Ml, МЪ, L и др.

Агрегат М\ (деньги для сделок) включает в себя:монеты, бу­мажные деньги, деньги на текущих счетах. Агрегат М2 включает в себя:монеты, бумажные деньги, теку­щие счета, т. е. агрегат Ml плюс деньги на сберегательных и сроч­ных вкладах.

Агрегат МЪ включает в себяагрегат Ml плюс вклады в специ­ализированных учреждениях и особые виды накоплений.

Существуют еще агрегаты L — группа ценных бумаг, X— ино­странная валюта и др.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мульти­пликатора.

Денежный мультипликатор {monetary multiplier) — это часть из­быточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бессрочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обяза­тельную норму резерва.

Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изме­нится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег центрального банка).

Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в этом процессе играет Центральный банк.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ - ЭТО КО­ЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ, КОТОРЫЕ МОЖНО КУПИТЬ НА ДЕНЕЖНУЮ ЕДИНИЦУ. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ УРОВНЯ ЦЕН ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ СНИЖАЕТСЯ И НАОБОРОТ.

Вторым компонентом денежного рынка является СПРОС. Существуют различные теоретические подходы при анализе спроса на деньги.

Рассмотрим сначала монетаристский подход.

МОНЕТАРИЗМ (АНГЛ. MONEY - ДЕНЬГИ) - ЭКОНО­МИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, РАССМАТРИВАЮЩАЯ ДЕНЬГИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОБРАЩЕНИИ, В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Монетаризм возник в середине 1950-х гг., а сам термин впер­вые появился в работе К. Бруннера «Роль денег в монетарной по­литике».

Родоначальником этого направления является Гервинг Фишер. Широкое распространение монетаризм получил с начала 1970-х гг. На Западе лидером современного монетаризма является М. Фрид­ман (США — чикагская школа), в России — Е. Гайдар.

Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тези­сам:

1. Деньги играют основную роль в экономике.

2. Центральный банк может воздействовать на денежное пред­ложение, т. е. на количество обращающихся денег.

Монетаризм основывается на количественной теории денег, корни которой уходят в XVII в. Затем эта теория развивалась в работах Д. Рикардо, Р. Кантильона, А. Маршалла и др.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги опре­деляли в соответствии с уравнением (моделью) И. Фишера:

MxV=PxQ,

где М— количество денег в обращении; V— скорость обращения денег; Q — количество проданных товаров; Р — средняя цена товаров и услуг.

Преобразуя уравнение, получали

V где MD — величина спроса на деньги.

Если предположить, что все сделки учитываются в ВНП, то Р х Q равно номинальному ВНП.

Отсюда: MV= ВНП и далее: MD = .

Современное толкование количественной теории денег М. Фрид­маном учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у это­го лица «портфеля ресурсов», т. е. денег и других активов:

MD = Pf{Rb, Re,p,h,y, и),

где MD — величина спроса на деньги; Р — абсолютный уровень цен; Rb — номинальная норма процента по облигациям; Re — рыночная стоимость дохода по акциям; р — темп измене­ния уровня в процентах; h — отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства; у — об­щий объем богатства; и — величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.