Влияние наследственности на интеллект в разных возрастах

Коэффициенты наследуемости интеллекта изменяются с возрастом, составляя в младенчестве примерно 20%, в детстве около - 40% и у взрослых - порядка 60% и выше.

В младенчестве внутрипарное сходство дизиготных близнецов такое же высокое, как для монозиготных, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит нелинейно.

В ходе развития ребенка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - возраст 8-11 лет.

Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так, среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым "общим интеллектом"), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей).

По результатам психогенетических исследований интеллекта можно заключить, что IQ (коэффициент интеллекта) является сложным количественным признаком, зависящим от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды. Помимо поиска конкретных генов-кандидатов важным направлением исследований является изучение факторов среды, влияющих на вариативность интеллекта. К таким факторам могут быть отнесены как социальные (род занятий, посещение школы, применение развивающих программ, семейная среда), так и биологические факторы (особенности питания, алкогольная и другие виды интоксикаций, гипоксия и т.п.).

Итог

1. Коэффициент наследуемости интеллекта составляет около 50%.

2. При одинаковых условиях воспитания в приемных семьях, интеллект детей, в определенной степени, зависит от интеллекта их биологических родителей.

3. На развитие интеллекта влияют биологические факторы (неполноценное питание, интоксикация и др.) и социальные факторы (род занятий, посещение школы, развивающие методы, семейная среда).

4. В детском возрасте фактор общесемейной среды вносит существенный вклад в вариативность интеллекта. Начиная с подросткового возраста, его роль значительно уменьшается.

Для интеллекта возраст 3-4 года – это этап, когда преимущественно влияние среды определяет различия между детьми