Косвенные речевые акты
Как мы помним, главная проблема, связанная с кодом как компонентом коммуникативного акта, есть проблема определения значения высказывания применительно к данной, конкретной, речевой ситуации. А в том, что значение высказывания как такового может сколько угодно сильно отличаться от значения того же высказывания применительно к той или иной речевой ситуации, легко убедиться — хотя бы на материале анализа следующих вопросов, которые мы и рассмотрим предварительно в качестве примеров:
Вас не затруднит напомнить мне его телефон?
Значение данного вопроса как такового сводится к выяснению того, будет ли адресат испытывать какие-либо трудности в случае необходимости сооб-
щить адресанту номер нужного телефона. При такой
трактовке могут подразумеваться следующие подво-
просы:
Помните ли Вы нужный телефон наизусть?
Не придется ли Вам в противном случае доставать записную книжку и отыскивать номер?
Не придется ли Вам в противном случае идти в другую комнату, где, предположим, лежит записная книжка?
Не придется ли Вам' в противном случае обращаться к телефонному справочнику или к кому-то из знакомых?
Можете ли Вы оторваться от того дела, которым сейчас заняты?
В настроении ли Вы в принципе в данный момент взаимодействовать со мной?
Не мешает ли Вам что-нибудь еще оказать мне эту услугу?
и т. п.
Подвопросы эти актуальны только в том случае, если мы рассматриваем основной вопрос в качестве вопроса, каковым он является с точки зрения языка.Потому что с точки зрения кода(т. е. языка, употребляющегося в речевой ситуации) это вообще не вопрос. Если покомпонентно представить себе речевую ситуацию, в которой звучит это высказывание (т. е. если представить себе того, кто делает высказывание; того, кому адресовано высказывание; то, по поводу чего делается высказывание, а также — виртуально — то, при каких обстоятельствах делается это высказывание), становится очевидным: перед нами не вопрос, а просьба. По поводу этой просьбы, повторим, опять-таки в реальной речевой ситуации не существует, в общем-то, никаких подвопросов, и подлинное содержание высказывания можно обозначить так:
Дайте мне, пожалуйста, его телефон.
Возьмем высказывание другого типа:
Я вынужден напомнить тебе его телефон.
Данное высказывание — рассмотренное вне конкретной ситуации речевого общения — означает, что какие-то особые обстоятельства в жизни говорящего (скорее всего, некоторое давление извне) заставляют его назвать номер телефона третьего лица адресату. Объяснения, которые здесь могут подразумеваться, должны выглядеть, скорее всего, так:
Ты неоднократно записывал (или пытался запомнить) этот телефон, но так и не знаешь его.
Ты опять (в который раз) забыл известный тебе номер телефона.
Ты ведешь себя как человек, собирающийся позвонить третьему лицу, телефона которого у тебя нет.
Ты долго, но безуспешно листаешь в моем присутствии записную книжку в поисках (известного мне) телефона, но не можешь его найти.
Яне хочу называть тебе номер чьего-либо телефона, но ты уже утомил меня своими просьбами, и у меня больше нет сил бороться с твоей настойчивостью.
Все окружающие упрашивают меня сообщить тебе номер его телефона, и я сдаюсь под их натиском.
Между тем опять же в реальной речевой ситуации основное высказывание может не иметь ни одного из этих смыслов, а просто представлять собой требование говорящего позвонить адресату и быть эквивалентным, например, высказыванию:
Тебе следует ему позвонить.
И последний пример:
Телефон его ты. конечно, помнишь — 111 12 13!
При абстрактных речевых обстоятельствах высказывание это означает, что говорящий уверен в том, что ад-
ресат помнит называемый ему номер телефона. Иными словами, могут предполагаться следующие смыслы:
Что касается этого телефона (...), то ты его, разумеется, не забыл.
Я уверен, что тебе хорошо известен именно этот номер его телефона.
Было бы удивительно, если бы ты забыл такой простой номер телефона.
Яне сомневаюсь, что тебе известен номер его телефона,— я, кстати, тоже его знаю.
Разумеется, мне ни к чему напоминать тебе этот вот номер (...)
и т. д.
Однако легко представить себе речевую ситуацию, в которой соответствующее восклицание означает:
Ты, вне всякого сомнения, не знаешь номера его телефона — ток что сообщаю (...).
Все три приведенных примера демонстрируют, насколько далеко реальные (ситуативно обусловленные) значения языковых единиц могут отстоять от тех значений, которые вообще в языке приписываются им. А это говорит о том, что в распоряжении говорящих должно быть нечто, на что можно опираться при кодировании и декодировании сведений. Ведь иначе, пользуясь только собственно языковыми значениями соответствующих высказываний и даже будучи знакомыми (пусть и интуитивно!) с основными классами речевых актов, коммуниканты могли бы оказаться совершенно дезориентированными даже в самых простых ситуациях речевого общения!
Эти сведения, необходимые для интерпретации подразумеваемых смыслов в целом, были систематизированы Г. П: Грайсом. Вот они:
•«... слушающий опирается на следующую информа-цию:
•конвенциональное значение использованных слов и
знание всех их референтов;
• Принцип Кооперации и постулаты;
•контекст высказывания — как лингвистический,
так и любой другой;
• прочие фоновые знания;
• тот факт (или допущение), что вся указанная выше
релевантная информация доступна для обоих участ-
ников коммуникации и что они оба знают или пред-
полагают, что это так».
(Г.П.Грайс. Логика и речевое общение, с. 227)
Может быть, для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет в принципе о некоторых намеренных нарушениях принципа кооперации, следовало бы добавить ко второму пункту: «... а также типичные способы нарушения принципа кооперации».
Приведем также общую рекомендацию Грайса, касающуюся «вывода» того, что подразумевается: «... это вычисление тех компонентов смысла, существование которых следует предположить, чтобы сохранить презумпцию соблюдения Принципа Кооперации».
(Г.П.Грайс. Логика и речевое общение, с. 237)
Растерянность коммуниканта, которому подсовывают лишь абстрактные — внеситуативные — значения языковых единиц, иллюстрирует, например, поведение Алисы во время «Безумного чаепития»:
—Выпей еще чаю,— сказал Мартовский Заяц, накло
няясь к Алисе.
—Еще? — переспросила Алиса с обидой.—Я пока ни
чего не пила.
—Больше чаю она не желает,— произнес Мартов
ский Заяц в пространство.
—Ты, верно, хочешь сказать, что меньше чаю она не
желает: гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем
ничего,— сказал Болванщик.
Однако, в отличие от Кэрролла, говорящие (кроме особых, редких, случаев) подобных «придирок» к языку не делают и — в отличие от Алисы — похоже, не испытывают больших затруднений, когда им приходится кодировать и декодировать ситуативно обусловленные значения.
Как же происходит процесс чтения кода? Почему все-таки возможны адекватные реакции адресата на речевые сигналы, посылаемые адресантом?
Ответы на эти вопросы заставляют нас обратиться к функциям речевых актов в составе соответствующих им коммуникативных актов. Именно осознание функций речевых актов обеспечивает понимание речевых ситуаций коммуникантами, что включает в себя выявление цели высказывания, способов ее достижения, уровня интенсивности в обозначении этой цели, характера пресуппозиций, учета личного фактора и т. д.
Понятно, что ориентироваться только на пропозициональное содержание высказывания далеко не всегда бывает возможным, поскольку одни и те же пропозиции могут обслуживать различные речевые акты. Вот только несколько примеров по этому поводу:
• Попробуйте открыть эту книгу.
(Возможные речевые акты с соответствующим пропозициональным содержанием: просьба, совет, разрешение, требование, побуждение, инструкция, угроза и др.)
• Я не могу запереть дверь.
(Возможные речевые акты с соответствующим пропозициональным содержанием: сообщение, предостережение, упрек, просьба [помочь запереть], отрицание, возражение и др.)
• Вы всегда так заняты?
(Возможные речевые акты с соответствующим пропозициональным содержанием: вопрос, предположение, замечание, упрек, побуждение и др.)
С другой стороны, можно привести и примеры пропозиций, которые нормально не включаются в некоторые типы речевых актов:
• Становится холоднее.
(Невозможные речевые акты с таким пропозициональным содержанием: просьба, разрешение, запрет, требование, поручение, совет, назначение на должность и др.)
• Давайте встретимся в шесть утра.
(Невозможные речевые акты с таким пропозицио-
нальным содержанием: упрек, извинение, поздравление,
соболезнование, запрет, отрицание и др.)
• Вы мне мешаете.
(Невозможные речевые акты с таким пропозициональным содержанием: поручение, вопрос, разрешение, предсказание, благословение, извинение и др.)
Примеры обеих групп демонстрируют, что пропозициональное содержание задает высказыванию лишь некоторое направление, определяя фактически, в какую сторону обычно может, а в какую обычно не может двигаться соответствующая речевая ситуация. Остальное достраивают параметры конкретного коммуникативного акта, в соответствии с которыми и выбирается нужная коммуникативная стратегия, реализуемая как совокупность тактических шагов. Посмотрим на описание хотя бы одной из тактик:
(1) Студент X: Давай пойдем в кино вечером.
(2) Студент У: Я должен готовиться к экзамену.
<...> Высказывание (2) в данном контексте, как правило, представляет собой отклонение предложения пойти в кино, однако отнюдь не в силу своего непосредственного значения. По своему непосредственному значению оно является простым утверждением о том, что должен делать V. Фразы этого типа в общем случае не означают отклонения предложения сделать нечто — даже в тех случаях, когда они высказываются в ответ на
такое предложение. Так, если бы Y, сказал в нормальной ситуации:
— Я должен есть вечером воздушную кукурузу;
или
— Я должен зашнуровать ботинки,—
то ни одно из этих высказываний не означало бы отклонения предложения. Тогда встает следующий вопрос: «Каким образом X понимает, что данное высказывание представляет собой отклонение его предложения сделать нечто? » Этот вопрос представляет часть другого вопроса: «Как обеспечивается возможность для Y, подразумевать или иметь в виду, что высказывание (2) является отклонением предложения?»
Последовательность шагов... (В нормальной ситуации речевого общения никто, разумеется, не проходит сознательно через последовательность шагов, включенных в данное рассуждение.)
Шаг 1: Я сделал некоторое предложение Y, и в ответ на это он высказал утверждение, состоящее в том, что он должен готовиться к экзамену (факты, касающиеся данного диалога).
Шаг 2: Я предполагаю, что в рамках данного диалога Y, ведет себя по законам взаимодействия и что, следовательно, его реплика задумана как релевантная (принципы коопераций в речевом общении).
Шаг 3: Релевантный ответ должен быть одного из следующих типов: принятие предложения, отклонение предложения, встречное предложение, обсуждение предложения и т. п. (теория речевых актов).
Шаг 4: Однако буквальное высказывание Y, не при-надлежит ни к одному из этих типов и, таким образом, не является релевантным ответом (умозаключение на основе Шагов 1 и 3).
Шаг 5: Следовательно, он, вероятно, подразумевает нечто большее, чем он непосредственно высказал. В силу предположения о том, что его реплика релевантна, получаем, что его первичная... цель должна отличаться от его буквальной... цели (умозаключение на основе Шагов 2 и 4).
Этот шаг имеет решающий характер. Если слушатель не придерживается некоторой стратегии построения умозаключений для установления того, когда первичные... цели отличаются от буквальных... целей, то у него нет средства для понимания косвенных... актов.
Шаг 6: Я знаю, что подготовка к экзамену обычно занимает значительное время в пределах одного вечера, и я знаю, что посещение кинотеатра также занимает значительное время в пределах одного вечера (фактологическая фоновая информация).
Шаг 7: Следовательно, он, по-видимому, не может и идти в кино, и готовиться к экзамену в пределах одного вечера (умозаключение на основе Шага б).
Шаг 8: Подготовительное условие для принятия некоторого предложения... состоит в способности осуществить акт, предицируемый в условии пропозиционального содержания (теория речевых актов).
Шаг 9: Следовательно, я знаю, что он сказал нечто, из чего вытекает, что он, вероятно, не может принять мое предложение (умозаключение на основе Шагов 1, 7 и 8).
Шаг 10: Следовательно, его первичная... цель состоит, вероятно, в отклонении предложения (умозаключение на основе Шагов 5 и 9).
Может показаться излишним педантизмом представление данного процесса в виде последовательности указанных десяти шагов, однако мне представляется, что описание этого примера еще не доведено до конца — ведь я не касался, скажем, роли предположения об искренности или условий ceteris paribus (условий выбора очередного заключения в ситуации, где все компоненты имеют равный статус), которые могут действовать на разных шагах. Следует отметить также, что последнее умозаключение носит вероятностный характер. Ведь ответ Y вовсе не обязательно означает непременное отклонение предложения X. Эту реплику Y мог бы дополнить следующим образом:
— Я должен готовиться к экзамену, но все же давай пойдем в кино.
— Я должен готовиться к экзамену, но я займусь этим, когда мы придем из кино.
Стратегия построения умозаключений состоит, во-первых, в установлении того факта, что первичная... цель отклоняется от буквальной цели, и, во-вторых, в выявлении самого содержания первичной... цели» (Дж. Серль, с. 198—200).
Эта пространная цитата приведена для того, чтобы показать всю сложность процесса декодированияобычного высказывания — даже такого, которое сам Дж. Серль квалифицирует как «типовой пример». Между тем Дж. Серль совершенно прав, когда указывает, что громоздкую эту операцию адресат проводит подсознательно. Происходит это в силу наличия у любого адресата навыков «чтения кода» — как прежде всего привычки к тому, что зачастую на «типовые» значения языковых единиц в реальных процессах коммуникации ориентироваться можно только условно. Нередко случается так, что значение соответствующих языковых единиц — для успешного развития коммуникации — вообще лучше всего «отменить». Бывает это тогда, когда говорящим используется та или иная косвенная речевая стратегия.
К обсуждению косвенных речевых стратегий было обещано вернуться, когда речь шла об особенностях контакта применительно к ряду речевых актов. Теперь для их обсуждения у нас уже, видимо, есть необходимый запас теоретических сведений.
Обратимся еще раз к Дж. Серлю, признанному авторитету в исследовании косвенных речевых актов:
«К простейшим случаям выражения значения в языке относятся такие, при которых говорящий, произнося некоторое предложение, имеет в виду ровно и буквально то, что он говорит. В таких случаях происходит следующее: говорящий стремится оказать определенное... воздействие на слушающего; он стремится сделать
это, побуждая слушающего опознать его намерение оказать такое воздействие; наконец, он стремится побудить слушающего опознать это намерение с опорой на имеющиеся у слушающего знания о правилах, лежащих в основе производства высказываний.
Известно, однако, что подобная семантическая простота присуща далеко не всем высказываниям на естественном языке: при намеках, выпадах, иронии, метафоре и т. п. значение высказывания данного говорящего и значение соответствующего предложения во многих отношениях расходятся».
(Дж. Серль. Косвенные речевые снопы, с. 195)
Наблюдения над современной речевой практикой показывают, что коммуниканты пользуются косвенными речевыми стратегиями ничуть не реже, чем «прямыми», т. е. случаи подмены одного речевого акта другим относятся к разряду широко распространенных. Происходит это отчасти в силу «этикетного балласта», сегодня обременяющего язык более, чем когда-либо в прошлом, отчасти в силу интернациональной стереотипизации речевого опыта (процесс этот, со всей очевидностью, «наращивает обороты» — между прочим и в связи с исследованиями в области искусственного интеллекта и созданием интерфейсов), отчасти же — в силу некоего сложного периода, переживаемого языком в наши дни.
Конкретно речь идет о периоде, который получил уже едва ли не терминологическое обозначение «fin de siucle» (конец века) и который незадолго перед завершением каждого столетия отражается на языковых процессах почти одинаково — провоцируя тенденции к некоему «рафинированию» языка. (Ср., например, такие явления в искусстве на рубеже XIX—XX вв., как символизм, футуризм и т. п., свидетельствовавшие, в частности, о переносе внимания с предмета сообще-
ния на форму сообщения.) К сожалению, более удачного — и, может быть, более красноречивого — названия для этих тенденций, чем рафинирование языка, подобрать не удалось, но описать их, может быть, и удастся, несмотря на то, что подобные тенденции не часто бывают предметом научного лингвистического (в отличие от литературоведческого и — шире — искусствоведческого) описания.
Я не очень уверен в том, что тенденции, о которых идет речь (тенденции «рафинирования» языка) и на сей раз следует объяснять только концом века, поскольку очень может быть, что соответствующие тенденции имеют более глобальный характер и представляют собой следствие некоторого, условно говоря, «переразвития» языка.
Имеется в виду то, что язык, как кажется, все дальше уходит от прямых форм выражения (велик соблазн сказать — от предметного мира, от референтов), совершенствуя систему условных «сигналов», непосредственно не связанных со значением составляющих его единиц. Эти тенденции рафинирования языка можно характеризовать также и через фигурализацию средств выражения (ср. процессы, происходящие в современной терминологии, в соответствии с которыми термины даже для точных наук выбираются из состава общеизвестных слов, которым придается, например, метафорическое значение).
Во всяком случае, прямые формы речевого поведения со всей отчетливостью перестают быть самыми эффективными — и призыв «называть вещи своими именами» все чаще заставляет задуматься о том, а знаем ли мы подлинные имена вещей. (Отсюда, в частности, столь высока популярность логико-философской концепции Л. Витгенштейна, переживающей в наши дни второе рождение.)
Более того, все, что формулируется слишком «в лоб», едва ли не рискует в настоящее время подвергнуться социальному осуждению, поэтому реальные коммуника-
тивные акты становятся все более, так сказать, осторожными и, видимо, все более этикетными (не столько даже в смысле вежливости, сколько в смысле соблюдения правил общепринятых процедур). А это, в свою очередь, сильно поднимает престиж косвенных форм речевого взаимодействия.
На приводимых ниже простых примерах наиболее типичных «речевых формул» можно легко убедиться в том, что это именно так: читатель без труда установит, какая из двух конструкций в составе соответствующих пар более предпочтительна:
• Рекомендуйте меня ему, пожалуйста.
Не могли бы Вы рекомендовать меня ему?
• Встретимся завтра.
Хорошо, если бы у нас получилось встретиться завтра.
• Я хочу закрыть окно.
Вы не возражаете, если я закрою окно?
• Вы ошибаетесь.
Вы уверены в том, что это лучшее решение?
• Дайте мне взаймы, пожалуйста.
У Вас нет сейчас свободных денег?
• Учтите это.
Вам бы следовало иметь это в виду.
Современной науке о речевых действиях, много занимавшейся анализом подобных параллелей, принадлежит и заслуживающее большого внимание наблюдение, в соответствии с которым именно косвенные формы речевого выражения наиболее подвержены конвенциали-зации, т. е. превращению в прагматические клише. Оно и понятно: любой код действует только тогда, когда по поводу его элементов и правил их употребления существует некий уговор, позволяющий приписывать элементам кода иные значения, нежели общеизвестные.
(Кстати, весьма остроумно критикует такой подход к языку Алиса Дэйвисон:
«Несомненно наличие некоторой регулярной связи между значением предложения Сап yоu give те а lift?
«Ты не можешь меня подбросить?» и просьбой, выражаемой соответствующим высказыванием. Подобной связи не наблюдается, например, в том случае, когда на основе тайного кода фраза I own an Airedale «У меня есть эрдельтерьер» означает «Встречаемся за углом».
(Алиса Дэйвисон, с. 236)
Тем не менее внимание ученых, концепции которых легли в основу этого учебного пособия, продолжают привлекать правила кодировки языковых единиц, которые сами по себе — вне их роли в составе речевого акта — представляются этим ученым не слишком интересными.
И применительно к косвенным речевым актам поведение в них языковых единиц в общих чертах описывается следующим образом.
Языковые единицы в косвенных речевых актах, как правило, не выражают тех же самых значений, которые выражаются ими в других случаях.
•Типы смещения значения языковых единиц приме-
нительно к одним и тем же речевым актам регуляр-
ны.
•Типы смещения значения языковых единиц в соста-
ве косвенных речевых актов поддаются, описанию:
обычно значения с указаниями на подлинную ком-
муникативную цель смещаются в область модальных
средств языка и апеллируют к таким понятийным по-
лям, как:
возможность,
желательность,
необходимость,
причинность
и т. д.
(например: могу ли я, хотелось бы, Вам следует, не лучше ли... и т. д. Ср.: Предложить Вам сигарету? — Спасибо, лучше сразу задушите!).
• Языковые средства в косвенных речевых актах часто
конвенциализируются, превращаясь в прагматичес-
кие клише. Конвенциализированные формы легко проверяются на степень конвенциализации главным образом с помощью отрицательных контекстов. Если отри отрицательным контекстом: но я не хочу этого знать)» или «Вы не повторите последнего своего вывода? (проверка отрицательным контекстом: но мне это неинтересно)» и т. д. Невозможность отрицательного контекста в подобных случаях объясняется противоречивостью получаемого таким образом высказывания в целом, которое могло бы свидетельствовать о самофальсификации говорящего.
•Языковые средства, маркирующие косвенные рече-
вые акты, часто (заметим, не всегда!) имеют универ-
сальный — стандартизированный — характер, т. е.
одни и те же формулы могут соотноситься с речевыми актами разных типов.
•Языковые средства, используемые в косвенных ре-
чевых актах, напрямую «отсылают» к области неязы-
ковых знаний собеседника: пресуппозициям, пред-
ставлениям о фреймах, знаниям принципов общения
и признаков успешности коммуникации.
•Языковые средства, структурирующие метатекст косвенных речевых актов (описания самой речевой ситуации), более характерны, чем речевые средства, структурирующие текст (описание непосредственно предмета).
•Языковые средства, маркирующие косвенный рече-
вой акт, могут видоизменять только «облицовку» со-
ответствующего фрейма.
•Языковые единицы, маркирующие косвенный рече-
вой акт, обычно как бы свидетельствуют о «наруше-
нии» говорящим одного или нескольких постулатов
коммуникативного кодекса.
Интересно обратить специальное внимание на предпоследнее положение в этом ряду. Оно означает фактически — правда, в данном случае это только гипотеза,— что в отличие от речевых актов, которые легко могут подменять друг друга (вопрос вместо просьбы, утверждение вместо предположения, заявление вместо приказа и т. д.), коммуникативные акты ведут себя иначе.
Исследователи в области теории речевых актов часто утверждают, что, например, в составе речевой ситуации «просьба» может быть употребителен такой речевой акт (такое речевое действие), как «вопрос» и т. д., однако при этом подразумевается, что речевая ситуация по-прежнему остается речевой ситуацией «просьба», т. е. не меняет своих параметров. Иначе понимание между коммуникантами действительно было бы невозможным: вопрос воспринимался бы как вопрос и выхода из ситуации практически не было бы.
Видимо, на место словосочетания «речевая ситуация» в этом рассуждении смело можно поставить словосочетание «коммуникативный акт». Вероятно, это именно фрейм коммуникативного акта — та самая «рамка», которая не поддается искажению и относительно которого сложно эволюционируют речевые акты партнеров. Может быть, соображение это проливает новый свет на отношения между такими понятиями, как речевой акт, с одной стороны, и коммуникативный акт — с другой. Говоря конкретно, коммуникативный акт «просьба» остается просьбой независимо от того, оформляет ли данную просьбу такой речевой акт, как «просьба», или такой речевой акт, как «вопрос». Впрочем, повторяю, это только гипотеза.
Разумеется, кодирование и декодирование косвенных речевых актов требует от коммуникантов специальных навыков. Потому-то обсуждение этого типа речевых актов и было вынесено в заключительную главу, когда читатель имеет возможность «подключить» к их рассмотрению сведения изо всех предшествующих глав
учебного пособия. Результатом же этого рассмотрения, по замыслу автора, должен был стать вывод о том, что «приветствуют», «прощаются», «просят», «приказывают», «обещают», «соглашаются», «отказывают», «критикуют», «делают комплимент», «порицают», «угрожают», «оскорбляют», «предлагают», «навязывают», «уговаривают», «утверждают», «аргументируют», «предполагают», «оценивают», «восхищаются», «возмущаются» — на самом деле всегда по-разному.