Общества Конфликтная модель общества (РДарендорф)
1. Каждое общество - относитель- 1. но устойчивая и стабильная структура. 2. Каждое общество - хорошо ин- 2. тегрированная структура. |
Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи.
3. Каждый элемент общества имеет 3. определенную функцию, т.е. вкладывает нечто свое в поддер жание устойчивости системы. 4. Функционирование социальной 4. системы основывается на цен ностном консенсусе членов об щества, обеспечивающем ста бильность и интеграцию. |
Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ.
Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение.
Каждое общество основано на том, что одни его члены принуждают к подчинению других.
Тем не менее, Р.Дарендорф не считает, что одна из указанных оппозиций является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели валидны, то есть полезны и необходимы для социологического анализа. Они взаимодополняют друг друга. Первая делает акцент на сотрудничестве и интеграции, вторая на конфликте и изменении. Но обе составляющие взаимодействия — сотрудничество и конфликт — постоянно присутствуют в общественной жизни в той или иной мере.
Объяснение Р.Дарендорфом источников социальных конфликтов близко к марксистскому. Это социальное неравенство. Но в понимании Дарендорфа, это есть неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти. Отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что и вызывает конфликты и как результат - структурные изменения в обществе. По мнению Дарендорфа, вопрос о власти является центральным для любого общества. Власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп. И именно здесь, по его мнению, заложен центральный конфликт для любой системы общественных отношений. Люди делятся в конечном счете не на богатых и бедных, не на образованных и необразованных, не на тех, кто обладает не-'
движимостью, и тех, кто живет на зарплату, а на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней. Все названные деления существуют и имеют определенное значение, в том числе и для формирования конфликтов, но значение второстепенное в сравнении с критерием власти. Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность влиять на специфическое течение социальных конфликтов, что открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, нежели ему предрекал Маркс, а именно перспективу глубоких эволюционных трансформаций, а не революционных переворотов. Другими словами, рабочий класс может добиться осуществления своих целей на путях соглашений с предпринимателями и властью, без насильственного изменения общественного строя. Общества, утверждает Дарендорф, отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. Поэтому и в западном демократическом обществе имеют место конфликты, но рациональное регулирование делает их неопасными для существования общественной системы. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, - замечает Дарендорф. - Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»1.
Среди концепций, претендующих на универсальное применение как во внутренней жизни общества, так и в международных отношениях, выделяется так называемая «общая теория конфликта» американского социолога и экономиста Кеннета Боулдинга. Суть концепции изложена в его главной книге «Конфликт и защита: общая теория». Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными. Конфликт определяется как ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. Но все это не исключает возможности преодоления конфликтов или, по крайней мере, их существенного ограничения. Боулдинг исходит из положения, согласно которому все конфликты любого уровня имеют сходные элементы и общие образцы развития. Это дает возможность разработать универсальные методы защиты и поставить конфликты под контроль общества. Боулдинг раскрывает механизм конфликта, основываясь на бихевиоризме (теории человеческого поведения). Конфликт разворачивается как процесс, складывающийся из ответных реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы воздействия. Да и любое
1 R.Dahrendorf. Society and Democracy in Germany. N.Y., 1969. P. 140.
социальное явление, по его мнению, — «реактивный процесс». Например, «явление зарождения и нарастания любви совершенно аналогично гонке вооружений, которая, как и война, является реактивным процессом»1. Действие вызывает действие, удар - ответный удар, причем сила ударов нарастает.
Таким образом, сущность конфликта Боулдинг усматривает в неких стереотипных поведенческих реакциях человека. В связи с этим, он полагает, что, предвидя эти реакции, можно пытаться преодолевать и разрешать конфликты, соответствующим образом манипулируя раздражителями и изменяя реакции и влечения индивидов.
Западные социологи значительно продвинулись в применении формально-логического подхода к изучению феномена конфликта и в разработке понятийного аппарата конфликтологических исследований. В работах К.Боулдинга, Дж.Бернарда, А.Рапопорта, Дж.Аткинсона, Р.Снайдера анализ конфликтов зачастую проводится с привлечением теории игр. Такие аспекты социального конфликта, как его возникновение и причины, ход развития, методы разрешения и последствия, представлены в виде схематичных моделей. Ценность такого моделирования прежде всего в том, что позволяет учитывать весь комплекс взаимосвязанных факторов, что в значительной степени предохраняет от субъективных оценок, произвольного подбора фактов и доказательств. Однако следует иметь в виду, что формально-логический анализ не может заменить конкретного содержательного анализа причин и факторов конфликта.
Следующую концепцию можно назвать социально-психологической, которая при объяснении природы конфликта обращается не к анализу социальных институтов и структур общества, а к анализу носителей конфликта и особенностей массового сознания. В годы перед и после второй мировой войны достаточно широкое применение при объяснении явлений конфликта получила теория социальной напряженности. В ее основе лежит утверждение, что доминирующие факторы современного урбанизированного индустриального общества влекут за собой возникновение психологического напряжения у значительного числа людей. Среди подобных специфических условий чаще всего выделяют перенаселенность и скученность в городах, сложность социальной организации общества, противостоящей отдельному индивиду, обезличенность отношений, социальную нестабильность, вызывающую неуверенность в будущем и т.п. Напряжения и фрустрации накапливаются до тех пор, пока не выплескиваются во взрывах немотивированной агрессии различных видов и интенсивности, в которых высвобождается энергия социальной неудовлетворенности.
K.Boulding. Conflict and Defence: A General Theory. N.Y., 1963.
Пионерами в области изучения социальной напряженности в нашей стране являются В.О.Рукавишников, А.К.Зайцев и ряд других специалистов. Большинство исследователей этого феномена сходятся на том, что социальная напряженность - это начальный этап вызревания широкомасштабного социального конфликта. Однако с помощью этой теории довольно затруднительно объяснить возникновение конфликта в конкретной ситуации. На каком уровне напряженности следует ожидать проявление конфликта? Ведь индивиды в течение длительного времени могут находиться в психологическом напряжении, не вступая в конфликт. Для уточнения механизма возникновения массовых конфликтных проявлений можно использовать теорию депривации.
Депривация - это состояние общества или его отдельной социальной группы, для которого характерно явное расхождение между социальными ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Усиление депривации зависит от того, в каком соотношении находятся ожидания, с одной стороны, и возможности их удовлетворения, с другой. Рост депривации может происходить:
1) при уменьшении возможностей удовлетворения уже сформиро
вавшихся запросов населения, что наблюдается в условиях эко
номического кризиса (ожидания большинства людей в таких
условиях определяются формулой: «лишь бы хуже не стало»);
2) когда ожидания и соответственно запросы растут значительно
быстрее, чем возможности их удовлетворения (условная депри
вация).
В качестве примера для последнего случая может послужить всплеск «перестроечных» ожиданий в России - «революция надежд» - и их крушение в 1991-1992 гг.
Усиление депривации порождает агрессивные реакции на фрустрацию (острое состояние неудовлетворенности), что может выражаться в протестных выступлениях, направленных против источников разочарования, подлинных или мнимых виновников бедственного положения. Последнее сопровождается поисками «козлов отпущения», которыми в одних случаях могут стать национальные меньшинства, в других - высокодоходные группы, органы власти и управления, функционеры и лидеры правящих партий. Усиление депривации способствует росту социальной напряженности, возникновению открытых социальных, экономических и политических конфликтов.
Особо следует выделить случай условной депривации, то есть ситуацию, когда запросы особенно сильно возросли по сравнению с возможностями их удовлетворения. Следствием этого является отчетливая тенденция к агрессивному поведению, направленному против существующей по-
логической системы или общественной группы, которую считают виновницей создавшегося положения. Еще Алексис де Токвиль (французский социолог XIX в.) в работе «Старый порядок и революция» подметил этот механизм на примере Великой французской революции, показав, что революция может произойти не тогда, когда массы живут хуже в абсолютном смысле, а тогда, когда их положение несколько улучшилось, породив, однако, значительно более интенсивный рост ожиданий.
Механизм социальной напряженности имеет замкнутый характер: неудовлетворительное состояние экономики вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что в свою очередь приводит к забастовкам, трудовым конфликтам, а это - к еще большему спаду производства и углублению кризиса в обществе. Сохранение стабильного уровня депри-вации или даже его снижение возможно либо при уменьшении уровня притязаний при неизменном масштабе удовлетворения потребностей, либо при более быстром росте удовлетворения запросов по сравнению с ожиданиями. Социальная напряженность по своему механизму имеет двоякий характер: может развиваться стихийно и умышленно. В последнем случае используется как средство борьбы за власть или достижения иных целей радикальной оппозицией и криминальными структурами.
Более углубленный подход к проблеме природы социального конфликта демонстрируют попытки вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей. Подобный подход находим у Питирима Сорокина при выяснении вопроса о причинах социальных революций и массового отклоняющегося поведения людей. Непосредственной предпосылкой всякой революции, по его мнению, всегда было подавление «базовых инстинктов» большинства населения и невозможность даже минимального их удовлетворения. Среди подавленных инстинктов, рефлексов и потребностей, которые вызывают рост социальной напряженности и, наконец, социальный взрыв, П.Сорокин выделяет пищеварительный рефлекс и инстинкт самосохранения, «собственнический инстинкт» масс и потребности самовыражения и соревновательности, интерес к творческой деятельности и приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе и другие.
«Потребностный» подход к изучению природы конфликта нашел достаточно широкое применение у западных исследователей в рамках так называемой «теории человеческих потребностей» (ТЧП). В отличие от традиционного представления о конфликте как «споре из-за дефицита» ресурсов, территории, статусов, престижа, указанный подход, по мнению одного из ведущих теоретиков данного направления Дж.Бертона, позволяет увидеть более фундаментальные основания, которые «универсальны и он-тологичны» для конфликтов любого уровня. По мнению К.Ледерер, соци-
альный конфликт есть следствие ущемления или неадекватного удовлетворения всей той совокупности человеческих потребностей или, по крайней мере, их части, которые составляют «реальную человеческую личность». Потребности в безопасности, признании, идентичности или принадлежности к определенной национальной или этнической группе, смысле существования присущи не только отдельным личностям, но и общностям, этническим образованиям, целым обществам и государствам. Неслучайно в последние годы в нашей стране так много говорят о духовно-нравственном кризисе, потере своих «корней» и необходимости национальной идеи.
Включение ТЧП в концепцию социального конфликта ставит ряд вопросов, относящихся к механизму его возникновения. Немаловажным является вопрос: что же собственно служит главной причиной конфликтной ситуации - сама природа человеческих потребностей или недостаток адекватных средств их удовлетворения. Большинство специалистов, изучающих человеческие потребности, придерживаются положения о том, что сами по себе потребности не могут служить источником конфликта. Потребности идентичности, безопасности, самоактуализации, любви, творчества, по их мнению, «позитивны» или «нейтральны» с точки зрения возможности их удовлетворения без вражды, соперничества и конфликта. Конфликт же есть следствие ограниченности соответствующих средств (способов, условий) их удовлетворения либо результат действий, цели которых непосредственно связаны с уровнем социальных интересов. Однако те же самые потребности при определенных условиях могут трансформироваться в свою противоположность: идентичность оказывается неотделимой от желания иметь враждебные аутгруппы, любовь превращается в желание господствовать и повелевать и т.п. С другой стороны, с точки зрения возможностей и стратегии разрешения различных типов конфликта, важно знать: все ли потребности, актуализированные в конфликтной ситуации, обладают равной онтологической значимостью для субъектов конфликта и какова их иерархия.
Итак, верно указывая на фундаментальные предпосылки конфликта и некоторые элементы его механизма, рассмотренные выше концепции и теории не отвечают на вопрос, чем вызывается само это «посягательство на потребности» и «ущемление потребностей». На этот вопрос отвечают теории, рассматривающие общие социальные процессы и явления, такие как социальное неравенство, неустойчивость положения социальных слоев и классов, нестабильность экономического, социального и политического развития. Действительно, уровень социальных притязаний людей определяется не столько «базовыми инстинктами», сколько сопоставлением с другими людьми, занимающими более высокое положение в социальной структуре. То, что является приличным уровнем жизни для одних, другими
может рассматриваться как бедность и нищета. Таким образом, важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к которым обусловлен социальной организацией общества. Отсюда в определение природы и источников конфликта следует включать аспект владения и распоряжения ресурсами, то есть ставить вопрос о собственности и власти.
Исходя из анализа концепций природы социального конфликта, можно условно выделить два ряда теорий, обращающихся при объяснении его истоков либо к рассмотрению социальных структур, либо к обсуждению субъектов социального действия, их поведения и мотивации. Представляется, что оба эти подхода важны для раскрытия сложной природы конфликта и выступают как дополняющие друг друга.
3. Конфликтология как наука о социальных конфликтах
Среди западных специалистов распространено понимание конфликтологии как технологии или искусства улаживания острых споров (конфликтов) мирными средствами. Сложилось целое направление прикладных исследований, получившее название «управление конфликтом» (Conflict management), которое занимается разработкой методов управления конфликтами, а также их регулирования и введения в согласованные рамки. Однако, по мнению ряда отечественных исследователей (А.В.Дмитриев, А.Г.Здравомыслов и др.), не следует сводить конфликтологию лишь к своего рода искусству улаживания разногласий и споров путем переговоров, посредничества и других согласительных процедур. В действительности есть все основания говорить о конфликтологии как относительно самостоятельном научном направлении, имеющем свой специфический объект и предмет изучения, обобщающем и интегрирующем результаты исследований ряда смежных научных дисциплин. Для исследования такого сложного феномена, как конфликт, требуются усилия целого ряда наук. Ближе всех конфликтология стоит к социологии, которая дает ей теоретико-методологическую основу посредством одного из своих отраслевых направлений — социологии конфликта. Конфликтология также тесно связана с социальной психологией в плане исследования мотивов конфликтного поведения социальных групп, раскрытия психологических механизмов возникновения и развертывания конфликтного взаимодействия людей. Особую область исследования образует проблема правового регулирования социальных конфликтов. Большинство из них, за исключением, пожалуй, таких социальных катаклизмов, как революции, политические перевороты, массовые террористические акты, протекают в сфере правовых от-
ношении или порождаются юридическими ситуациями, а затем разрешаются юридическими средствами. Это дает основание для разработки специального направления в области урегулирования конфликтов - юридической конфликтологии1.
Феномен конфликта привлекает особое внимание специалистов в области организации социальных процессов и управления ими. Их усилия направлены на разработку формализованных моделей конфликта, которые способствовали бы оптимизации процедуры выбора альтернатив, осуществляемого в конфликтной ситуации. Значительный вклад в формализованное описание конфликтных ситуаций и их решение внесла математическая теория игр.
В теории игр конфликтной называют ситуацию, в которой некоторому количеству взаимосвязанных между собой участников (страны, корпорации, организации и т.п.), имеющих несовпадающие цели и интересы, приходится принимать решение. Возможность принятия совместных (кооперативных) решений предполагает, что среди целей и интересов участников конфликта есть и такие, в достижении которых заинтересованы все участники. Данные конфликтные ситуации объединяются в класс игр с так называемой «ненулевой суммой результатов», когда положительный исход возможен при условии принятия совместных решений и реализации совместных усилий. Таким образом, перед каждым участником конфликтной ситуации встает проблема: как найти рациональный способ использования ограниченных ресурсов, если предполагаемый результат зависит не только от индивидуальных действий, но и от того, как будут действовать другие субъекты. Однако теория игр, как правило, удовлетворяется решением оптимальным и рациональным, тогда как конфликты всегда ситуационны и уникальны. Люди, вовлеченные в конфликт, зачастую поступают нерационально и даже готовы пойти на определенный ущерб для себя при условии нанесения еще большего ущерба противнику. Очевидно, что только для очень немногих реальных конфликтов теория игр может дать рекомендации, предотвращающие столкновение сторон, или предложить взаимовыгодное решение. Большинство реальных конфликтов не подчиняется так называемому «оптимуму по Парето». Для целого класса конфликтов невозможно описать и контролировать взаимодействие, тем более задать определенные правила борьбы. Это, например, конфликты, имеющие в основе столкновение ценностей и традиций, или многие религиозные, национальные и личностные конфликты, когда доминируют эмоции и иррациональные мотивы, то есть те конфликты, в которых сильна, если так можно выра-
1 См.: А.В.Дмитриев, Ю.Г.Запрудский, В.ПКазимирчук, В.Н.Кудрявцев. Основы конфликтологии: Учеб. пособие. М., 1997.
зиться, собственно человеческая составляющая. Здесь велика роль исследований гуманитарных наук: психологии, антропологии, культурологии.
Весьма перспективным для поиска и моделирования решений конфликтов является использование разработок относительно новой области прикладных исследований - так называемой «рискологии». Предпринимаемые в ней попытки объединить принципы объективного эмпирического исследования (принципы ценностной нейтральности, верифицируемое™, измеримости информации) с принципами социально-нравственной и субъективно-личностной оценки особенно полезны для анализа предконфликтных ситуаций с точки зрения риска их перерастания в конфликт. Здесь используются не только количественные методы оценки вероятности конфликта, производится оценка материальных издержек, но предпринимаются попытки учесть влияние так называемого «субъективного фактора» (рефлексивный подход) . Достижение целостного представления о возможном риске для участников в случае конфликта, неизбежном не только материальном, но и моральном ущербе может помочь удержать конфликт в разумных пределах или вовсе отказаться от конфликтных действий, осуществив переход к взаимному поиску конструктивного решения.
Важные теоретико-методологичекие и мировоззренческие предпосылки для разработки концептуальных основ мирного урегулирования и преодоления деструктивных социальных последствий конфликтов может дать так называемая «теория ненасилия». Ненасилие - это отнюдь.не жертвенность и покорность, а активная позиция противостояния насилию как разрушительному социальному явлению, «когда соперничество не становится непреодолимым препятствием для последующего сотрудничества». Ненасилие имеет своей практической целью нейтрализацию источников насилия и социальной агрессии, гуманизацию общественных отношений. На Всемирном философском конгрессе 1993 г. были сформулированы программные принципы движения ненасилия, представляющие особый интерес для конфликтологии как методологии разрешения конфликтных ситуаций и управления конфликтами. Среди них: постоянная готовность к диалогу и компромиссу (ибо ни у кого нет монополии на истину); стремление искать такой выход из конфликта, который бы позволил оппоненту сохранить достоинство; причастность и практическое содействие тому выбору, который отражает принципиальное согласие сторон2.
На методологической основе теории ненасилия и рискологии, считают отечественные конфликтологи, может быть разработана новая концептуальная и аналитическая модель примирения конфликтующих сторон
См.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 297. ' См. подробнее: П.Гуревич. На развилке времен//Независимая газета. 1993. 8 сентября.
С |
О . о.
и урегулирования конфликтов. «Будучи понятой и поддержанной большинством участников конфликта, она способна оказать радикальное воздействие на трансформацию менталитета воинственного в менталитет миролюбивый»1.
Особую сферу исследований представляют социально-трудовые и социально-экономические конфликты. Сегодня это одна из актуальных областей исследования в нашей стране. Резкое падение уровня и качества жизни населения приводит к массовым протестным действиям, причем нередко в самых жестких и диких формах: голодовки, акции гражданского неповиновения в публичных местах, блокирование движения транспорта на улицах городов и железнодорожного движения («рельсовые войны») и т.п.
Итак, диапазон объектов исследования конфликтологии достаточно широк: от международных конфликтов до забастовок и трудовых споров. Что касается нашей страны, то Россия на рубеже веков живет в поле непрерывной конфликтности, обусловленной обострением противоречий между слоями и группами общества, собственниками и «несобственниками», работодателями и работниками, между властью и народом, между ветвями власти, между народностями, Центром и регионами и т.п. Отсюда методологически оправданным представляется комплексный подход к исследованию реальных конфликтов, который должен включать в себя всесторонний анализ с философско-мировоззренческих, социально-правовых, социально-экономических, политических и морально-нравственных позиций. Комплексный подход способен дать более глубокое понимание конфликтных процессов, расширить пределы прогнозирования и обоснованность управленческих решений.
Комплексность конфликтологии подразумевает сложную внутреннюю структуру научного знания о конфликте, причем не только в плане «горизонтального ветвления» за счет освоения междисциплинарных связей наук, но и в плане его иерархического структурирования вследствие теоретико-концептуального развития самой конфликтологии. С этих позиций конфликтология предстает как общетеоретическая и одновременно как специальная прикладная наука. Отсюда наиболее адекватным современному уровню развития конфликтологии, на наш взгляд, является определение, данное А.В.Дмитриевым и В.Н.Кудрявцевым. Конфликтология - это социальная наука, предметом которой является изучение природы (т.е. вопроса о том, что является общим источником конфликтов - О.А.), исследование причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения .
1 В.Н.Иванов. Конфликтология: проблемы становления и развитие/Социально-
политический журнал. 1994. № 7-8. С. 53-54.
2 А.В.Дмитриев, В.Н.Кудрявцев, С.В.Кудрявцев. Введение в общую теорию кон
фликтов. М., 1993. С. 8-9.
Предметную область исследования конфликтологии составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социальными науками: социологией, социальной психологией, политологией, юриспруденцией, менеджментом, экономикой. Вследствие междисциплинарного взаимодействия наук в области проблематики конфликта формируется обширное поле прикладных исследований, направленных на поиск и разработку эффективных методов управления конфликтами различных видов и уровней, а также их разрешения и регулирования. В последние годы в нашей стране получили развитие такие направления исследования конфликта, как: юридическая конфликтология, этноконфликтология и этнополитология конфликта, конфликтный менеджмент и др. Но суть дела заключается не в стремлении провести четкие границы между конфликтологией и ее смежными научными направлениями, а в выделении конфликтологии из указанного ряда дисциплин как более общей, интегральной структуры научного знания о социальном конфликте.
Для описания предметной области исследования и структуры конфликтологии применима концепция методолога Стефана Кули. Согласно его подходу, научное знание не является чем-то единым и однородным. В нем можно выделить, по крайней мере, два основных компонента: 1) «центральное ядро» и 2) «исследовательская периферия» (схема 1). Эта концепция как нельзя лучше отражает наблюдаемые во всех науках процессы интеграции и дифференциации знания.
Схема 1. Структура научного знания по С.Кули
Центральное ядро состоит из совокупности фундаментальных знаний, которые признаются научным и профессиональным сообществом как твердо установленные факты, не требующие дополнительной верификации. Хотя, согласно принципу Декарта, нет ничего раз и навсегда установленного как абсолютная истина, тем не менее «центральное ядро» - это
2^
наиболее медленно верифицируемая область научного знания. Центральное ядро представляет собой методологическое основание для теоретических и эмпирических исследований, а также для подготовки специалистов для дальнейшей профессиональной, поисковой деятельности. Исследовательская периферия охватывает те исследования, которые активно ведутся в настоящее время.
Схематично предметную область конфликтологии можно изобразить следующим образом (схема 2).
О - специальные отраслевые конфликтологии; 9 - теоретическая конфликтология.
Схема 2. Предметная область конфликтологии
В зависимости от теоретической ориентации исследователя, конфликт изучается как проявление социальной диалектики (философия), как фактор социальной динамики (социология), как отражение в психике и сознании людей социальных противоречий (социальная психология), как объект математического моделирования поведения человека (теория игр).
На теоретическом уровне с точки зрения социологии решаются такие фундаментальные вопросы общей теории конфликта, как:
- понимание конфликта как нормы отношений между людьми;
- выявление глубинных причин конфликтов, заключающихся в про
тивостоянии различных потребностей, интересов и ценностей субъ
ектов социального действия;
- выявление источников деструктивных (разрушительных) конфлик
тов в обществе, сопряженных с применением насилия;
- поиск общих принципов и способов разрешения и урегулирования
конфликтов в обществе, введения их в легитимные рамки (пробле
мы «институционализации конфликтов»);
- осмысление механизмов взаимоперехода от макро- к микроуровню
и обратно в развертывании конфликтов и уяснение роли личностно
го компонента в их развитии;
- типологизация и классификация социальных конфликтов и др1.
Теории социального конфликта среднего уровня служат задаче моделирования и прогнозирования реальных конфликтных ситуаций, в частности разворачивающихся на социально-политическом пространстве Российской Федерации и СНГ. Современные исследования конфликтоген-ных процессов в нашей стране показывают, что наиболее значимыми для России и СНГ являются политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты, которые переплетаются, взаимодействуют и усиливают друг друга, что усложняет задачу их разрешения.
На эмпирическом и прикладном уровнях конфликтологических исследований осуществляется отслеживание реальных конфликтных ситуаций на основе разработки систем взаимосвязанных индикаторов конфликтной напряженности с целью прогнозирования динамики конфликтных процессов. Реализуется практическое применение конфликтологических концепций и методик к исследованию реальных объектов, доведение их до уровня действующих социальных технологий разрешения и управления конфликтами.
В конфликтологии представлены все уровни социального анализа: социально-философский, социологический, социально-психологический и индивидуально-психологический.
На социально-философском уровне вырабатывается самая общая методологическая ориентация, определяющая направленность исследований на всех других уровнях. Исходными положениями анализа здесь выступают:
- принцип диалектического противоречия, указывающий на всеоб
щий источник развития и изменения, в том числе и общественного
развития;
- принцип детерминации источников социальных противоречий и
конфликтов объективными закономерностями социально-экономи
ческого развития общества.
На социологическом уровне анализа раскрываются причины и динамика конфликтов интересов и целей больших социальных общностей — наций, классов, рас, этнических групп, социально-профессиональных слоев и т.п. - с точки зрения объективных социально-экономических тенденций развития и места этих общностей в социально-экономической и политической структуре данного общества на конкретном этапе его исторического развития.
На социально-психологическом уровне изучаются:
- психологические механизмы осознания противоречивых ценно
стей, норм, ориентации, целей индивидов и групп в процессе их
совместной деятельности и превращения последних в конфлик
тующие стороны;
- формы конфликтного взаимодействия и разрешения конфликтных
ситуаций, детерминируемые объективными факторами и противо
речиями совместной деятельности и отношений участников кон
фликта.
Социально-психологический уровень органично включает в себя также данные и элементы социологического анализа при проведении сравнительных исследований конфликтогенных процессов в социальных группах и организациях.
На индивидуально-психологическом уровне исследуются особенности и характеристики отдельной личности (психофизиологические, психологические и др.) в аспекте их влияния на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личностных особенностей. Строго отделить социально-психологический и индивидуально-психологический уровни анализа друг от друга достаточно сложно. Тем не менее, можно указать на различие по доминирующей направленности этих типов исследования. Социально-психологический анализ главным образом ориентирован на раскрытие причин, динамики внутри- и межгрупповых конфликтов, возникающих в совместной деятельности, и методов управления ими. Выделение индивидуально-психологического уровня в качестве относительно самостоятельного связано с тем, что здесь основное внимание уделяется динамике психологических механизмов и формам поведения в конфликте отдельного индивида1.
См.: А.Г.Здравомыслов. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания//Социологические исследования. 1993. № 8. С. 12-13.
1 Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова. М., 1995. С. 310-311.
4. Институционализация конфликтологии в России
Официальное и.общественное признание в нашей стране конфликтология как наука о конфликтах получила сравнительно недавно, главным образом под давлением самой общественной жизни в связи с развитием остроконфликтных социальных процессов на рубеже 80-90-х гг. XX в. Отсутствие опыта конструктивного разрешения социальных конфликтов, соответствующих традиций договорных отношений и культуры поведения в конфликте, неразработанность самой теории и технологий разрешения и управления социальными конфликтами сделали прежнее руководство страны практически беспомощным перед нарастающей волной социально-трудовых и политических конфликтов. Влияние этих факторов сказывается до сих пор. Одна из причин такого положения дел - догматизм социальной теории, долгое время отстаивавшей идею «бесконфликтности» общественного развития в нашей стране. Признавалось наличие противоречий только на уровне межличностных отношений и в микросоциальных группах. Многие из них объяснялись как следствие «пережитков» эгоистических, меркантильных и иждивенческих качеств у отдельных индивидов из среды рабочих, крестьян и «трудовой интеллигенции». Отрицалась сама возможность социальных конфликтов в социалистическом обществе. Имевшиеся немногочисленные работы по этой проблематике были посвящены исключительно психологическим аспектам. Единственное исключение - книга Ф.М.Бородкина и Н.М.Коряк «Внимание: конфликт!», изданная с существенными купюрами в 1983 г. и переизданная в авторском варианте лишь в 1989 г. На фоне гигантской библиографии по конфликтологии в США, насчитывающей около трех тысяч книг, это капля в море. В последние годы положение стало меняться, но не столь быстро, как нужно, учитывая сложившуюся ситуацию в стране.
На Западе уже в течение ряда десятилетий, особенно со второй половины 50-х гг., социальный конфликт является наиболее актуальным объектом исследования, а так называемая «конфликтная перспектива» - одной из доминирующих парадигм социологического теоретизирования1. Общепризнанными мировыми лидерами в области конфликтологии стали Институт по исследованию проблем мира в г.Осло со своим периодическим изданием «The Journal of Peace Research», Международный институт мира в Вене, Центр по исследованию конфликтных ситуаций при Мичиганском университете (США), где выходит журнал «The Journal of Conflict Resolution» и др. В последние десять лет интенсивно развивается прикладная, или практическая конфликтология как профессиональная область деятельности конфликтологов-посредников по разрешению гражданских, экономиче-
Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985. С. 25.
ских, межнациональных и т.И- конфликтов. Только в США таких специалистов насчитывается более 30 тысяч.
Напротив, в нашей стране на протяжении длительного времени недооценивалась значимость исследования социальных конфликтов в различных сферах общественной жизни. И после критики концепции бесконфликтности в 70-е, начале 80-х гг. в практике социального управления преобладала лакировка действительности, что служило серьезным препятствием для исследования социальных противоречий и конфликтов в нашем обществе, хотя уже тогда длЯ отдельных советских социологов было очевидно грядущее нарастание конфликтных процессов. Неудивительным в сегодняшних условиях является практически полное отсутствие сколько-нибудь надежного концептуального обоснования практики регулирования таких обострившихся конфликтов, как социально-трудовые, экономические конфликты вокруг приватизации, межнациональные столкновения. А ведь одна из существенных черт демократии, как верно отмечает А.К.Зайцев, - это конфликт, регулируемый законом1.
Прорыв конфликтной проблематики в официальную науку произошел в 1989 г., когда СССР впервые за много десятилетий столкнулся с массовыми конфликтными проявлениями в форме забастовок и политических движений. Состоялся первый «круглый стол» по теме «Забастовки в СССР: новая социальная реальность» под председательством А.И.Кравченко, на котором были представлены сенсационные исследования А.К.Назимовой в области социально-трудовых споров. В декабре 1989 г. прошли Первые Обнинские чтения (г.Обнинк) под руководством АК.Зайцева по вопросам социальной напряженности в рамках исследовательского проекта Российского общества социологов по изучению социальной напряженности на производстве. Состоялись семинары в г.Пензе, г.Харькове (1990 г.), первая международная научная конференция «Конфликты: многообразие, пути, методы и технологии разрешения» в г.Белгороде (1991 г.).
Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только в последнее десятилетие, когда страна оказалась перед рядом глубоких и острейших трудовых и межнациональных конфликтов. Повсеместно стали возникать конфликтологические ассоциации, консультационные центры, группы по разработке и внедрению социальных технологий, нацеленных на контроль и разрешение разного рода кризисных и конфликтных ситуаций. Один из первых научных центров конфликтологии создан в Москве на базе Института социологии РАН в 1991 г., в дальнейшем он поучил статус Центра конфликтологии РАН. С 1992 г. здесь ведет-
1 А.К.Зайцев. Рынок и социальный конфликт в России//Социальный конфликт: науч.-практ. журнал. 1996. № 3 (П)- С. 5.
ся прием в аспирантуру по специальности «Конфликтология». Возникла российская Ассоциация конфликтологов-миротворцев (президент -В.Н.Шаленко). Периодически публикуются информационные материалы в научной серии «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения». В Санкт-Петербургском университете с 1993 г. открыто отделение по подготовке бакалавров конфликтологии и социально-политических наук, действует лаборатория конфликтологии. При Калужском институте социологии функционирует школа научного консультирования по управлению конфликтом под руководством вице-президента Российского общества социологов А.К.Зайцева. Сегодня, пожалуй, трудно найти какой-либо крупный научный центр в России, который бы не занимался исследованием тех или иных аспектов конфликтности в обществе. Это Москва и Санкт-Петербург, Тверь и Белгород, Донбасс и Сибирь. Среди лидеров в этой области исследований можно назвать Институт социально-политических исследований РАН, Институт сравнительной политологии РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт социологии РАН, Институт психологии РАН, Институт государства и права РАН.
Во исполнение Указа Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» в 1993 г. официально создана Служба разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда и социального развития РФ. Штат службы вместе с ее одиннадцатью региональными отделениями первоначально составил всего 49 человек, тогда как только в центральном аппарате Федеральной службы примирения США работают около 600 человек. Существенным недостатком, ограничивающим возможности деятельности этой службы, на наш взгляд, является ее прямая зависимость от органа исполнительной власти - Министерства труда. Ангажированность и низкий статус не позволяют ей эффективно разрешать конфликты федерально-регионального уровня. В последние годы в сфере регулирования социально-трудовых и экономических отношений получили развитие такие новые институты, как институт посредничества и трудовой арбитраж, использующие механизм примирительных процедур. Законодательная основа этого механизма заложена в Федеральном Законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», принятом Государственной Думой РФ 20 октября 1995 г. Закон «Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан» введен в действие с 1 февраля 1995 г.
Однако сложилась достаточно парадоксальная ситуация невостребованности конфликтологов и даже недоверия к ним со стороны руководителей разного уровня при повсеместной конфликтности в обществе. Отчасти это можно объяснить еще недостаточно высоким профессиональным уров-1
нем конфликтологов. Но главной причиной, на наш взгляд, является то, что управленческие структуры у нас не привыкли опираться на научную мысль, научное проектирование и прогнозирование. Трансформация российского общества усугубляет ситуацию конфликтности в стране. И достаточно очевидно, что любая власть в случае неумения предвидеть социальные конфликты, быстро и адекватно на них реагировать обречена на расшатывание собственных устоев.
5. Конфликт как предмет социологического анализа, определение социального конфликта
Наиболее общий (философский) подход к пониманию конфликта состоит в возведении его к категории противоречия. Конфликт предстает как категория, отражающая высшую стадию (фазу) и форму развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности, достигая момента взаимоотрицания друг друга, превращаются в крайние противоположности (поляризация, антагонизм) и требуют разрешения, снятия противоречия. Развитие любой социальной системы понимается как сложный, динамичный процесс, который совершается на основе возникновения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Последние проявляются в виде взаимоисключающих друг друга тенденций развития. Социальный конфликт представляет собой предельный случай обострения социальных противоречий того или иного уровня социальности, выражающийся в столкновении позиций различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных групп, институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития1. Исходя из такого понимания, «социальный конфликт» и «социальное противоречие», с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу. Очень точно данную точку зрения на соотношение понятий «противоречие» и «конфликт» выразил известный английский социолог Энтони Гидденс. «Под конфликтом, - пишет он, - я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социетальной
1 См., например: Е.М.Бабосов. Конфликт социальный//Социологический словарь. Минск, 1991. С. 80.
системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами»1.
Противоречия в социальной системе далеко не всегда влекут за собой конфликты. Объективные противоречия - это необходимые предпосылки, основания конфликта, но еще недостаточные условия его возникновения. Для развертывания социальных противоречий в конфликт требуется, чтобы их носители - социальные субъекты - осознали противоположность своих интересов. Кроме того, необходима соответствующая мотивация конфликтного поведения и действия. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, как верно замечает Гидденс, еще не возникает. На важность субъективного фактора для возникновения конфликта указывают и другие исследователи. Так Л.Крисберг подчеркивает: «социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее число сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы»2. Таким образом, конфликт - это проявление объективных и субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Несмотря на приведенные выше содержательные корректировки в понятийной схеме «противоречие — конфликт», анализ на категориальном уровне противоречия представляется более абстрактным, чем это требуется при рассмотрении реальных конфликтных ситуаций. Схватывая суть проблемы, данный подход не отражает всех важных особенностей конфликта — его психологизма в частности.
В рамках социальных наук (социология, социальная психология и др.) существуют терминологические и концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции конфликта. В силу этого понятие конфликта используется в тех или иных научных изданиях неоднозначно. Условно можно выделить два концептуальных подхода к его определению: первый ориентирован на актуальные действия, второй — на мотивы действия.
Сторонники первого подхода американские исследователи Р.Макк и Р.Снайдер придерживаются относительно более узкого определения социального конфликта, считая его специфическим видом социального взаимодействия между субъектами, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Примером в данном случае может служить следующее, ставшее классическим определение Л.Козера: конфликт - это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, уничтожение соперника или нанесение ему ущерба.
1 A.Giddens. The constitution of society. Cambridge, 1989. P. 198-199.
2 L.Kriesberg. Social Conflicts. Prentice-Hall, 2-nd. 1982. P. 17.
Проделав семантический анализ, Р.Макк и Р.Снайдер пришли к выводу, что ни одно из различных понятий, выражающих характер отношений в конфликте, таких как «конкуренция», «соперничество», «вражда», «агрессивность», «антагонизм интересов», «несовместимость целей» и т.п., не является полным синонимом конфликта. Скорее их следует рассматривать в качестве источников, лежащих непосредственно в основе конфликтов. Так, например, в случае конкуренции также имеет место противоборство сторон, но оно необязательно характеризуется враждебностью. Каждый стремится достичь успеха, но действия сторон при этом позитивны; подавление соперника для них не самоцель. Это, конечно, не исключает возникновения конфликта, обостренного до степени враждебности, в котором противники могут перейти к прямому подавлению друг друга. В то же время стороны, сталкивающиеся в конфликте, не всегда правомерно называть «противниками», поскольку этот термин несет негативную эмоциональную нагрузку; в реальных же конфликтах участники не всегда находятся во враждебных отношениях. Поэтому для обозначения сторон конфликта часто используют термин «оппонент», что в переводе с латыни означает «противополагающий, возражающий, противник в споре».
Сторонники второго подхода (Р.Дарендорф), отвергая такое узкое понимание социального конфликта, предлагают включать в содержание его дефиниции как психологические состояния, так и различные формы открытых столкновений и конфликтных действий.
«...Парламентская дискуссия и гражданская война, мирные тарифные переговоры и забастовка, легкое внутреннее напряжение вследствие известного несогласия между индивидом и профессией, психическое заболевание при ролевом конфликте между происхождением и социальным положением - все эти явления принадлежат к области социального конфликта»1. В последнем случае имеем дело с предельно широким толкованием социального конфликта, включающим и те феномены, которые собственно конфликтом не являются, а скорее выступают теми или иными его проявлениями и следствиями.
Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологические разногласия социологов и психологов по поводу определения конфликта. Отечественные исследователи считают, что вопрос о дефиниции социального конфликта необходимо рассматривать, во-первых, в связи с тем или иным уровнем анализа данного явления (социально-философский, социологический, социально-психологический или индивидуальный, личностный), который отражает степень детерминированности конфликта объективными закономерностями социальных процессов. Во-вторых, с учетом специфики структурных элементов самого конфлик-
1 R.Dahrendorf. Soziale Konflikt/AVorterbuch der Soziologie. Stuttgart, 1969. S. 1006.
та: участники, причина, цели конфликта, формы взаимодействия в конфликте, среда, результаты и последствия1.
Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что, какие бы конкретные объективные и субъективные причины не лежали в основе поведения противоборствующих сторон (субъектов), как бы они не мотивировали свои действия, в конечном счете все упирается в их интересы, точнее в их взаимную несовместимость, противоположность. Столкновение интереса личности (группы и т.п.) с объективными возможностями его удовлетворения в конкретных условиях взаимодействия с другими социальными субъектами - это, как правило, столкновение одних интересов с другими, им препятствующими, а значит, как правило, одних субъектов с другими.
С этой точки зрения, под социальным конфликтом следует понимать процесс, в котором два или более социальных субъекта (социальные группы, общности, организации, а также индивиды как их представители) активно ищут возможности помешать друг другу в попытках достижения взаимоисключающих целей, предотвратить удовлетворение интересов соперника в ущерб собственным интересам или изменить его взгляды и социальные позиции1.
Отсюда многие межличностные, в частности семейные, и так называемые «внутриличностные» конфликты, в которых доминируют психологические факторы и мотивы, не следует включать в область исследования социального конфликта. Последние выступают преимущественно объектом исследования психологии.
Большинство определений конфликта акцентируют внимание на его внешних признаках. Наиболее часто используются формализованные определения, которые фиксируют феномен конфликта как «особого рода отношения взаимодействия между сторонами», указывая ряд его отличительных признаков. Р.Макк и Р.Снайдер выделяют восемь признаков конфликта, которые являются его необходимыми и достаточными характеристиками. Главными они называют следующие пять, подчеркивая, что если какая-либо из этих характеристик отсутствует, то конфликт не существует:
1) для возникновения социального конфликта необходимы, по меньшей мере, две стороны, находящиеся в пределах так называемой «зримости», т.е. так или иначе контактирующие друг с другом. Причем стороны здесь понимаются достаточно широко. Это могут быть индивиды, группы, социальные классы и даже
различные культуры. Доминирующая тенденция развития конфликта ведет к ситуации поляризации, в которой реально формируются две противоборствующие стороны;
2) социальный конфликт обусловлен двумя видами так называемого
«дефицита»: «позиционного» и «дефицита ресурсов». Под пер
вым понимается невозможность одновременного исполнения од
ной роли или функции двумя или несколькими субъектами, что
объективно ставит их в конкурентные отношения. Во втором
случае речь идет об ограниченном количестве каких-либо ценно
стей (экономических, социальных, культурных и т.п.), так что
конкурирующие субъекты не могут удовлетворить свои притяза
ния в полной мере;
3) конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся
к получению выгоды за счет друг друга. Таким образом, успех
одной стороны означает неудачу другой, а само конфликтное
взаимодействие выглядит как стремление каждой из сторон ней
трализовать либо, как минимум, поставить под контроль другую
сторону;
4) действия сторон должны быть направлены на достижение несо
вместимых или взаимоисключающих целей (ценностей) и, следова
тельно, сталкиваться и препятствовать друг другу- Вследствие это
го происходит так называемое «блокирование» движения к цели;
5) важной компонентой конфликтных отношений является борьба
за власть. Любой социальный конфликт всегда сопровождается
попытками овладения, сохранения или увеличения так называе
мой «социальной силы» — способности контролировать и направ
лять поведение и действия других субъектов .
Отметим, что указанные моменты - это необходимые, но еще недостаточные условия существования конфликта. Для конфликта нужно, чтобы субъекты воспринимали сложившуюся ситуацию как конфликтную, а друг друга как противников. Кроме этого, требуется соответствующая мотивация участников - желание и воля пойти на конфликт для достижения своих целей.
Далее Р.Макк и Р.Снайдер отмечают следующие характерные особенности конфликтных отношений:
6) конфликтные отношения представляют собой основу обществен
ных процессов и выполняют важную социальную функцию;
7) конфликтные процессы ведут к временному нарушению взаимо
отношений между субъектами и, в конечном счете, последние
вынуждены снова восстанавливать свои отношения;
В.А.Соснин. Конфликт//Энциклопедический социологический словарь / Общая
ред. Г.В.Осипова. М., 1995. С. 304.
Ср.: Основы конфликтологии / Под ред. В.Н.Кудрявцева. М., 1997. С. 31.
1 R.R.Mack, R.S.Snyder. The Analysis of Social Conflict - Toward an Overview and Synthesis//The Journal of Conflict Resolution. 1957. Vol. 1. № 2. P. 212-213.
г
8) конфликты, как правило, не разрушают систему отношений, а скорее способствуют изменению социальных норм и ориентации.
Следует также заметить, что конфликт может возникнуть в ситуации, когда субъекты имеют разные объекты притязаний или целенаправленной деятельности, но активность одних неумышленно блокирует деятельность или функционирование других или даже наносит им ущерб. Необходимо подчеркнуть этот момент, поскольку в зарубежных исследованиях акцент делается на так называемом «ресурсном» аспекте конфликтной ситуации, но мало внимания уделяется другой, не менее важной, «деятельностной» стороне — способам достижения субъектами своих целей. А эти способы зачастую имеют принципиальное значение для начала, развития (эскалации) и рационального, взаимоприемлемого разрешения конфликтов. Конфликты в так называемой «рыночной», конкурентной системе отношений можно считать рациональными и реалистичными, если их участники ставят перед собой рациональные цели достижения высокого статуса, власти, дохода при условии признания стратегического консенсуса и возможности компромисса. «Нереалистичными» следует считать такие конфликты, которые движимы непрактичной самоцелью и чувством враждебности, подразумевающими борьбу на поражение и конфронтацию.
Итак, заключая изложенное выше, еще раз подчеркнем основные положения, а именно то, что:
социальные конфликты - это неизбежные спутники общественного развития. Они представляют собой достаточно сложное многомерное образование и требуют комплексного подхода к исследованию (см. разделы 1 и 3);
вряд ли можно понять природу конфликта, исходя из одной концептуальной модели или схемы (см. раздел 2);
точно так же не должно быть чрезмерного оптимизма относительно того, что можно легко понять и найти рациональное решение для любого конфликта (см. раздел 3, с. 21-22). Жизнь постоянно рождает новые уникальные конфликтные ситуации, которые требуют нестандартных подходов и неординарных методов решения.
Есть достаточно оснований утверждать, что успешный анализ конфликтов возможен, во-первых, при условии их рассмотрения в контексте общественных отношений, позволяющем увидеть реальную роль конфликтов в функционировании всего «общественного организма», во-вторых, при условии преодоления одностороннего, недиалектичного понимания конфликта как формы социальной патологии, как некоего инородного элемента в жизни общества или любой другой социально-организованной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Алексеев О.А. Рабочая программа курса «Конфликтология» для слуша
телей Башкирской академии госудаункции социального конфликта//Социальный конфликт:
современные исследования. М., 1991. С.22-26.
17. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. М., 1999.
18. Конфликты в современной России (Проблемы анализа и регулирования)
/ Под ред. Е.И.Степанова. М., 1999.
19. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. посо
бие. М., 1999.
20. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1988.
21. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия/УСоциологические иссле
дования. 1992. № 2, 3,4.
22. Найденова ЛИ. Социологические теории конфликтов и их разреше-
ния//Социально-политический журнал. 1994. № 1—2.
23. Нечипоренко Л.А. Социальный конфликт как социологическая катего-
рия//Философские науки. 1997. № 4. С.32-38.
24. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. С.-Пб., 1996.
25. Преториус Р. Теория конфликта/УПолитические исследования. 1991.
№5. С.139-141.
26. Проблемы конфликтологии//Социологические исследования. 1993. № 9.
С.52-57.
27. Пронин СВ., Давыдов А.П., Машезерская Л.Я. и др. Социальные кон
фликты в современном обществе. М., 1993.
28. Природа конфликта и теория человеческих потребностей/УСоциальный
конфликт: современные исследования. М, 1991. С.52-69.
29. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991.
30. Сорокин П. Социология революции//Сорокин П. Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. С.226-294,
31. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.,
1990.
32. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конфликтология
как наука о социальных конфликтах:
идейные истоки и современное состояние
1. Истоки возникновения и развития научного
знания о конфликте
2. Концепции природы конфликта
3. Конфликтология как наука о социальных конфликтах
4. Институционализация конфликтологии в России
5. Конфликт как предмет социологического анализа,
определение социального конфликта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
20 28
Олег Александрович Алексеев