Билет 2 вопрос 1. Законы стилистической деятельности. Относительность понятия стилистической маркированности; закон иррадиации

 

Законы стилистической деятельности

1)Глобальный. Любой элемент языковой системы ( фонема, морфема, лексема) и их последовательности может быть трансформирован в стилистически значимую фигуру.

Любое слово может быть материалов для образа, то есть стать стилистически значимым.

Стилистической деятельностью проникнута вся жизнь языка на протяжении всей его истории.

Степени стилистичности

1)обычные изыковые выражения, и их значения, возникшие некогда в результате стилистических операций, но не являющиеся стилистическими фигурами

Дождь идет

2)стертые фигуры – катахрезы верность этой идее он пронесет через всю жизнь (стертая метафора)

3)стилистические средства, созданные народом, фольклором, писателями, учеными пословицы, поговорки - они застыли в языке

4)творения мастеров слова (писателей, поэтов, журналистов и говорящих на данном языке)

Только 3 и 4 это фигуры, которые отвечают требованию специальной стилистической деятельности, остальное это только следы деятельности

(Это еще один закон) Стилистическая маркированность (отмеченность). Оно не абсолютное. Зависит от намерения автора. Маркированность проявляется в ДАННОМ речевом произведении. (короче говоря морда может быть грубо, а может быть ласково)

Другой закон стилистики - закон иррадиации. Это стилистическое влияние как-либо маркированной стилистической единицы на контекст. Обратное явление -контекст влияет на единицу, меняя ее значение.

Ошибка (когда слово не в том регистре) тоже иррадиация.

Бывают вкрапления некоторых нарушений стиля художественного произведения.

Неисповедимы пути господни, которыми мужчина проникает в сердце женщины (зависит от того в какой контекст поместишь)

Особую роль в стилистике играют средства художественной литературы. Авторы осознанно создают новые яркие стилистические средства языка.

Бэкон «стилистические фигуры – кинжалы и иглы языка»