Гуманистическая психология л масюу и образ современной кмьтуры

ОСОБЕННОСТЬ гуманистической психологии А. Маслоу (1908—1970) состоит в том, что в современном общест­ве он видит две культуры: одна образуется людьми, склон­ными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни об­щества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям. А. Маслоу конструирует в своих исследованиях модель идеальной куль­туры (эупсихия), позволяющей людям раскрыть их потенциальные воз­можности. Идеальную культуру создают люди особого склада, основ­ная черта которых — стремление к самоусовершенствованию, самоак­туализации. Человек должен стать тем, кем он может быть, — главный принцип создания нового общества.

 

 

/. Особенности изучения культуры и модель будущего А. Маслоу

А. МАСЛОУ анализировал такие менее исследованные культурные феномены, как творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, высшие ценности бытия и экстатические состояния в форме высших переживаний.

Явления сознания, сознательный опыт, переживания сознания, по­иски человеком смысла существования и ценностей бытия стали сферой исследований А. Маслоу. В свете теории мотивации А. Маслоу исследо­вал науку, религию, управление (менеджмент) и организацию произ­водства, обучение, психотерапию, медицину в целом.

В поле зрения Маслоу оказалась относительно новая для науки область: экстатические состояния человека как в религиозных ритуалах, так и в повседневной жизни. А. Маслоу по-новому видит соотно­шение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями "ме-тапотребности" и "метапатология". Метапотребности — это стремле­ние к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонно­сти, самоактуализации. "Их подавление порождает определенный тип патологии, — пишет А. Маслоу, — которой я дал название метапато-логии. Это заболевания души, которые происходят, например, от по­стоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям"1.

Таким образом, А, Маслоу наряду с традиционными типами патоло­гии (психозы и неврозы) выявляет еще один, специфический, близкий к неврозам тип. "Люди, которых мы называем больными, — это люди, которые не являются тем, кто они есть, люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть челове­ком"2. Наиболее существенный вопрос, волновавший А. Маслоу во всех направлениях его исследований, — проблема духовного мира человека, бытийных ценностей, которые и составляют его высшую природу.

Он много размышлял о непреходящей ценности человека с его чув­ствами, переживаниями, умениями видеть и творить красоту. Он не от­делял эмоции от разума и считал невозможным существование одного без другого, был убежден, что человек не должен быть ни куклой, ни машиной, ни рабом, ни господином, а должен иметь право на свое уни­кальное "я".

Фундаментальную роль в своей концепции А. Маслоу отводил ана­лизу отчуждения человека от человека и различным способам его пре­одоления, разнообразным аспектам коммуникации в современном инду­стриальном обществе.

По А. Маслоу, существуют два типа людей: способные к высшим переживаниям и неспособные. Первоначально он считал, что люди, не испытывающие высших переживаний, не способны их воспринимать. Но после дальнейших исследований Маслоу изменил свое мнение и стал использовать термин "человек, не имеющий высших переживаний", не по отношению к индивиду, который не может воспринимать такое пси­хологическое состояние, а к тем людям, которые боятся подобных со­стояний, сопротивляются им и отрицают их, отворачиваются от них или забывают их. Одна из главных черт характера людей такого типа — отрицание эмоций, страх потери контроля над ними. А. Маслоу сравни­вал отношения между человеком, испытывающим высшие пережива­ния, и не испытывающим таковых, с "отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией".

А. Маслоу полагал, что в современном обществе важной задачей является установление контакта, коммуникации между двумя выде­ленными типами людей. Он понимал, что решить подобную задачу не под силу организованной религии ввиду ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней занимают люди рациональные, не ис­пытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.

Затруднено выполнение этой задачи и для человека, глубоко пережи­вающего, поскольку "каждый индивид имеет свою собственную религию, развиваемую в соответствии со своим собственным озарением, открываю­щим его личные мифы, символы и ритуалы... не имеющие значения ни для кого другого"3. Индивидуальная религия не способствует коммуника­ции и не решает проблему сосуществования двух указанных типов людей.

А. Маслоу поднимал вопрос о понимании людей друг другом, об улучшении коммуникации между индивидами внутри общности и меж­ду различными культурами: как достичь понимания между "Мы" и "Они" и как добиться того, чтобы "Они" воспринимались лишь как "другие", а не как "чужие"?

По мнению ученого, для этого необходимо преодолеть эмоциональ­но-психологические барьеры, отчуждение человека от человека и одной этнокультурной общности от другой. Понимание друг друга на рацио­нальном уровне (разум) неразделимо с общением на эмоционально-чув­ственном (добро и красота).

Частичное преодоление разобщенности А. Маслоу видел в различ­ных неформальных объединениях, лишенных бюрократической струк­туры. Но главное, по его мнению, заключается в переустройстве обще­ства. Он был полностью солидарен с Э. Фроммом в том, что необходи­мо превратить "бюрократически управляемый индустриализм... в гума­нистический индустриализм, при котором социальное устройство под­чинено целям развития человека и всех его способностей, в том числе способности любить и мыслить".

В таком обществе важную роль должна играть гуманистическая ре­лигия, идеология, объединяющая людей, культ Добра, Истины и Кра­соты, которые заменят религии и квазирелигии современности. А. Мас­лоу разработал модель идеального, "хорошего общества" — красивого и гармоничного объединения людей. Существенными чертами такого общества являются высокий уровень безопасности и возможность для человека максимально развивать свои способности, реализовать свое "Я".

Можно по-разному оценивать модель будущего А. Маслоу. По мне­нию одних, это наивно-утопический проект светлого будущего, и в чем-то они правы. Но можно и нужно оценивать идеальную модель Маслоу в свете возможных реальных преобразований. Ведь главный предмет его исследований — действительно существующие самоактуализирую­щиеся личности. Вероятно, наивным кажется и утверждение Маслоу о том, что достаточно 8% людей такого типа для гуманистического преоб­разования общности, в которой они живут.

В современном обществе люди связаны друг с другом множеством сложнейших взаимодействий. Поэтому совершенной утопией было бы считать, что этот мир можно кардинально изменить путем быстрых ра­дикальных мер. Это лишь приведет к катастрофе. В то же время при ближайшем рассмотрении концепция А. Маслоу оказывается более кон­структивной, чем другие общефилософские построения, имеющие обще­социологический статус.