Практические задания

1. Затранскрибируйте слова и словосочетания: волна, место, чи­тал, разговор, весенний, увеличить, проигрыватель, одиннадцать, подписал, деревянный, дыхание, удивительно, известный журна­лист, зеленую улицу, центральное отопление. Выявите все случаи коли­чественной и качественной редукции гласных и дайте их характеристику.

6. Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной редукции гласных: Волос – волосок – простоволосый, желтый – желтизна – желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, перепись – переписать – переписчик, речка – река, рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, щека – щёчки – щекотать, шерсть – шерстянка – шерстяной.

2. Затранскрибируйте слова и словосочетания березка, листовка, редкий, отгла­дить, летчик, космонавт, вокзал, зубчатый, сжать, повозка, сдача, расшатать, подписать, развязка, сжалиться сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, дочь больна; весь дом; нос зайца; рог коровы; отец Горио; воз песка; лепет девочки; каприз природы; голос жалости. Выявите все случаи ассимиляции; укажите, является ассимиляция полной или частич­ной, прогрессивной или регрессивной, контактной или дистантной.

3. Затранскрибируйте слова и определите фонетические процессы, сопровождающие про­изношение их: сшить, расчет, обезжиренный, мяг­кий, докладчик, расчистить, счастье, переводчик, извозчик, изжить, расширение, что, чтобы, скучно, нарочно, подрядчик, ответчик, перевозчик, металлолом, поздно, бездна, солнце, сердце, радостный, честный, праздный, ндрав (диал.).

4. Каким фонетическим процессом обусловлено про­изношение конечных согласных в словах: дуб, город, ров, утюг, газ, краб, га­раж парад, сад, нож, полоз?

5. Установите, какой фонетический процесс обусловил различие в произношении гласных после твердого и после мягкого согласного в словах: воз – вез, лук – люк, мал – мял, вал – увял, нос – нес, стук – тюк, лак – ляг, пилу – пилю, сок – сек, круг – крюк.

6. Сравните произношение ударных гласных перед твердым и
перед мягким согласным: дан – дань, вол – воля, сено – сени,
суд – суть, мыло – мыли, спет – спеть, пилы – пили, стул –

стулья, это – эти, стал – сталь, сок – соки. Каким фонетиче­ским процессом определяется различие в их артикуляции?

7. Подумайте, следствием каких фонетических процессов является просторечное произношение следующих слов:

а) омман вместо обман, посленний вместо последний, шашнадцать вместо шестнадцать, консомолец вместо ком­сомолец;

б) асвальт вместо асфальт, пролубь вместо прорубь, колидор вместо коридор, бонба вместо бомба, лаболатория вместо лаборатория, транвай вместо трамвай.

8. Благодаря каким фонетическим явлениям видоизменились следующие слова: ватрушка < творушка, февраль < феврарь, футляр < Futtelar (нем.), конституция < constitutio (лат.), ладонь < долонь, верблюд < вельблюд, мольберт < Malbrett (нем.), восемь < осьмь; тарелка < Teller (нем.).

9. Объясните, по каким фонетическим законам латинское слов «marmor» изменилось в испанское «marmol»и русское «мрамор»?

10. Существительное «лебедь» исторически одного корня с прилагательным «белый». Действием какого фонетического закона можно объяснить современное несоответствие?

11. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, знаменоносец > знаменосец, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый, liber > libellus.

12. В результате каких фонетических явлений возникло различие в звуковом составе корня следующих однокорневых слов:

Русск.: оболочка облако, холод прохлада, голосовой гласный, ус гусеница, отчизна вотчина, угры венгры, сбор собрание;

Лат.: teneo contineo; ficio perficio; nomen nominis; homo hominis; caedo cecidi; accipio accepi acceptum; corpus corporis.

13. Разграничьте фонетические и исторические чередования: искать взыскать; рука ручка руч­ной; купить куплю; лес леса; пастух пастушеский; луг лужок; пеку печь; сад сады садовод; плоский площадь; редко – реже; хожу – ходить – ход – хаживал; рук рука рукопашный; резать нарезка режу рез­чик; рубить рубка обрубок; грозить грозный угрожать; нога ножной ног; сладость сладкий подслащенный.