Конфликтные личности: психологический портрет.

Конфликт как трудная ситуация в жизнедеятельности индивида. Типы конфликтных ситуаций.

Основные психологические типы участников конфликтов.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Различия поведения людей как факторы конфликтов.

Конфликтные личности: психологический портрет.

1.

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Общие признаки трудной ситуации таковы:

-наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

-состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

-заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности".

Основные виды трудных ситуаций:

-ситуация деятельности,

-ситуация социального взаимодействия

-ситуация внутриличностного плана.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудности, как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия и внутренние затруднения);

2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);

3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.

Разберем подробнее все типы трудных ситуаций.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Внутриличностные затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы.

Внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга.

Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:

 объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;

 могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;

 личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;

 ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса.

 ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.

Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:

 перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);

 интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);

 эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

 волевую (человек не может управлять собой);

 мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.

Мотив деятельности   Цель, задачи  
Действия, ведущие к достижению цели  
Осознание трудности  
Негативная эмоциональная реакция  
Поиск способа преодоления трудности   Спонтанные поиски выхода
Понижение силы отрицательных эмоций   Усугубление осознаваемых трудностей
Улучшение функционирования   Возрастание силы негативных эмоций
Оптимизация уровня возбуждения   Ухудшение функционирования
  Понижение мотивации (или оборонительная реакция)


Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

 типа нервной системы человека;

 опыт человека, профессиональной подготовки;

 навыков и умений поведения и деятельности;

 уровня развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Психологическая устойчивость - это не просто их сумма, а интегративное образование.

Зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. С ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.

 

Основные виды трудных ситуаций:

1. Трудные ситуации деятельности. Сегодня трудные ситуации деятельности рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Т.е., в трудной ситуации деятельности человеку противостоит профессиональная задача.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

2. Трудные бытийные ситуации. Этот тип ситуаций характеризуется различным уровнем угрозы безопасности личности или ее материальному благополучию, а не профессиональной деятельности. Т.е. в трудной бытийной ситуации человеку противостоит среда.

Ситуации неизвестностихарактерны для попадания человека в неизвестную обстановку (заблудился в лесу, горах и т.п.) или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему быть (например, находящемуся рядом с ним человеку стало плохо, а он не знает что делать).

Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека (серьезная болезнь, ситуации хирургической операции, различные бытовые травмы, падение в воду неумеющих плавать, пожар, наводнение, землятясение, остановка лифта между этажами, движение в одиночку через опасную местность и т.д.)

Ситуации потериотличаются от предыдущего типа тем, что потери уже произошли и личность переживает их, не знает как быть дальше, или пытается не допустить увеличение потерь.

3. Трудные ситуации социального взаимодействия. Эти ситуации в которых личности противостоят другой человек или группа. Концептуального видения этого класса трудных ситуаций пока не сложилось. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего “Я” (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность. Отличия трудной ситуации взаимодействия от простой представлены в таблице.

 

2. Типы личностей участников конфликта

Прежде всего, типы личностей по тому, какие конфликты и как часто они порождают, можно разделить на две разновидности.

1. Ситуативно-конфликтные личности.
Для них конфликтность является не свойством характера, а следствием конкретной ситуации. Их готовность идти на конфликт вызывается отсутствием иного выхода в самой ситуации.
2. Перманентно-конфликтные личности.
Для этих людей конфликтность является постоянным свойством их поведения, вытекающим из особенностей характера.

Типы перманентно-конфликтных личностей

1. «Демонстративный». Личность стремится быть в центре внимания, ищет признания и поддержки окружающих и добивается этого хотя и косвенным, но настойчивыми действиями. Отношение к людям у них определяется тем, насколько удалось завоевать их расположение.

Чем больше выражен демонстративный компонент в поведении личности, тем выше уровень ее конфликтности.

В конечном счете, конфликты становятся естественной средой существования некоторых подобных личностей, дают им постоянный повод к любованию своими страданиями и стойкостью.

Для этих людей не свойственно рациональное планирование поведения, поэтому они являются достаточно распространенным источником эмоциональных конфликтов, в которых личность не имеет четко осознанной цели, т.е. представлений о том, чего же она добивается, вступая в конфликтное взаимодействие.

2. «Ригидный» Это непластичный, не умеющий перестраиваться тип личности, т.е. учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнение и точки зрения окружающих.

Не менее характерной особенностью является честолюбие – потребность в постоянном подтверждении собственной значимости, завышенная самооценка.

Отсюда все выражения почтения и восхищения со стороны окружающих воспринимаются личностью как должное, тогда как проявления неуважения не вызывают у нее сомнений в собственных способностях и объясняются враждебностью, некомпетентностью окружающих.

В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, повышенную чувствительность по отношению к действительным или мнимым несправедливостям.

3. «Бесконфликтный». Основная особенность этого типа – отсутствие собственных убеждений и принципов, а отсюда – чрезмерная зависимость от мнений и оценок окружающих.

Неустойчивость оценок и непоследовательность поведения становится для такой личности причиной внутренних конфликтов и приводит рано или поздно к выработке собственного взгляда на вещи.

Чрезмерная склонность к компромиссам и стремление уйти от проблем, закрывая глаза на их существование, могут вызвать, в конечном счете, у таких личностей серьезный межличностный конфликт, причем бессмысленный и нерациональный.

4. «Неуправляемый» Для него характерны импульсивность, непродуманность поведения, отсутствие самоконтроля, в результате чего ведение, т.е. извлекать пользу из прошлого опыта, снова и снова приводит таких лиц к конфликтам с окружающими, и за ними закрепляется репутация конфликтных.

5. «Сверхточный». Эти личности отличаются особой скрупулезностью и добросовестностью в отношении к работе. Они подходят к оценке своей деятельности по мерке высоких внутренних стандартов. Обычно завышенные требования предъявляются не только к себе, но и к окружающим, которые воспринимают требовательность зачастую как придирчивость. На этой почве могут возникать взаимонепонимание и конфликты.

Другая особенность – повышенная тревожность и, как следствие, чрезмерная чувствительность к деталям и нюансам взаимоотношений. В результате люди такого склада склонны придавать излишнее значение как действительным, так и мнимым проявлениям недоброжелательности со стороны окружающих.

Будучи сами сдержанными во внешних, особенно эмоциональных проявлениях, они ждут того же и от других и рассматривают действия окружающих как неуважительные и оскорбительные, если их ожидания не оправдываются.

Их болезненная обидчивость приводит к тому, что иногда они без видимого повода порывают все отношения с мнимым обидчиком, хотя последний может и не подозревать о причинах такого отношения и не давать поводов к нему.

К чести сверхточных личностей их агрессия редко прорывается во вне, поэтому от своих конфликтных черт, прежде всего, страдают они сами, расплачиваясь за них серьезными переживаниями, а зачастую и болезнями – головными болями, бессонницей, сердцебиением.

Коллектив и перманентно-конфликтная личность (тактика поведения).
1. Необходимо с пониманием отнестись к тому факту, что конфликтность – это не вина такой личности, а ее беда. Поэтому надо попытаться не принимать близко к сердцу их нередко бесцеремонное поведение.
2. Необходимо понять, что конфликтная личность – это человек, который рад бы, да не может контролировать свое поведение.
3. Понимание первого и второго может значительно уменьшить число столкновений и конфликтов в коллективе.

Ситуативно-конфликтная личность

Жизненные неурядицы и неудачи, крушение планов, потеря жизненной перспективы резко повышает уровень внутренней конфликтности, которая нередко может прорываться вовне.

Внешние конфликты в этом случае выступают как форма снятия внутренних напряжений, как проявление чувства неполноценности или недовольства собой, выражение неудовлетворенной потребности в самоутверждении.

Ситуативно-конфликтная личность гораздо в большей мере, чем перманентно-конфликтная личность, способна оценивать ситуацию, осуществлять самоконтроль и легче поддается управлению извне.

При нормализации обстоятельств, как правило, нормализуется и их психическое состояние, уровень конфликтности резко снижается.

Конфликтная личность – руководитель

Это самостоятельный тип конфликтных личностей, который формируется, когда руководитель оказался неподготовленным в личностном плане к руководящей деятельности.

Такая личность собственные личностные проблемы и конфликты превращает в проблемы и конфликты коллектива. Вместо того, чтобы осмыслить свои достоинства и недостатки и осознать их как преимущества или, наоборот, ограничения, которые следует учитывать в руководстве другими людьми, такой руководитель сознательно или неосознанно будет использовать коллектив, организационные средства, а, следовательно, и подчиненных ему людей для разрешения собственных внутренних проблем (например, для снятия внутреннего напряжения, комплекса неполноценности, удовлетворения болезненного честолюбия и т.д.).