Логические приёмы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение)

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.

Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез-мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение-мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование-мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. Результат этого прицесса назыв. абстракцией, что служит синонимом понятия.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Содержание объём понятия

Содержание – совокупность существенных признаков предмета, отраженных в данном понятии. Объем понятия – совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии. Логика оперирует такими понятиями как класс, подкласс, элемент класса. Классом или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс включает в себя подкласс, или подмножество, элемент класса – предмет, входящий в данный класс. Класс состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом, если класс состоит из 1 элемента – единичный класс, класс не содержащий ни одного элемента – нулевой(вечный двигатель)

Содержание понятия- совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия- множество предметов, которое мыслится в понятии.