Вопрос 11. Фигуры риторики.

ФИГУРЫ – в общем случае любые обороты речи, отступающие на естественные нормы.

Фигуры слова делятся на три группы:

1) Фигуры прибавления – в первую очередь, включают различного рода повторы, а так же ряд других фигур. Наиболее распространенными фигурами прибавления являются анафора, или единоначатие; эпифора; симплока; эпаналепсис; анадиплосис; градация; полиптотон, или многопадежие; полисиндетон, или многосоюзие

2) Фигуры убавления – включают в себя эллипсис, или эллипс, силлепсис, или силлепс; асидетон, или бессоюзие, зевгму; усечение.

3) Фигуры расположения, или перемещения – это различные варианты инверсии, параллелизма так же хиазм. Инверсия, или переворачивание, в свою очередь, включает анастрофу и гипербатон.

АНАФОРА или единоначатие – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Анафора – это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф. (За все тебя благодарю я - Лермонтов)

,, Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт…” (К. Симонов).

ЭПИФОРА – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Эпифора-это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов.

- Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!
- Свист не тот! (Марина Цветаева)

СИМПЛОКА (от греч. symploke – сплетение) - фигура слова, относящаяся к группе фигур прибавления.Симплока - это повторение начального и конечного слова (или нескольких слов) в соседних фразах, но чаще - в смежных стихотворных периодах.Так же симплоку можно определить как соединение анафоры и эпифоры.

В лоб целовать - заботу стереть.

В лоб целую.

В глаза целовать - бессонницу снять.

В глаза целую.

В губы целовать - водой напоить.

В губы целую.

В лоб целовать - память стереть.

В лоб целую.

Марина Цветаева

ГРАДАЦИЯ – понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, •качества, часто это синонимический ряд. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие

Примеры:

«Пришел, увидел, победил» Юлий Цезарь и Макаденоский

ПОЛИСИНДЕТОН (от греч. polysyndeton – многосоюзие), многосоюзие - фигура слова входящая в группу прибавления. Полисиндетон - это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенности стиля.

«И скучно и грустно, и некому руку подать…» (М.Ю. Лермонтов)

АСИНДЕТОН (от греч. asyndeton – бессоюзие) или бессоюзие — фигура слова, входящая в группу фигур убавления, заключающаяся в опущении союзов для нагнетания экспрессии, динамизма, насыщенности.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)

ЭЛЛИПСИС (от греч. elleipsis – опущение, недостаток, выпадение) - фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность эллипсиса состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагмента речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу, контексту, ситуативно.

[Я] «сижу за решёткой в темнице сырой...» (Пушкин)

СИЛЛЕПСИС (от греч. syllepsis – захват) — фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Силлепсис — это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае, объединение элементов текста, по сути своей не объединяемых.

Примеры:

«Но бросьтесь, будьте так добры

Не врозь, так в реку...»

Б. Пастернак

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis антитезис) — фигура группы расположения, или перемещения. Антитеза — резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций.

«Ты богат, я очень беден;


Ты прозаик, я поэт;


Ты румян, как маков цвет,


Я, как смерть, и тощ и бледен.” (А.С. Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, Риторический вопрос задается отнюдь не для выяснения чего-то неизвестного, а для более сильного яркого изображения вещей, событий, безусловно известных, либо для привлечения внимания слушателей. Использование риторического вопроса заставляет задуматься над, казалось бы, очевидными истинами, представить их в новом свете.

«А судьи кто?» (Грибоедов, Александр Сергеевич. «Горе от ума»)

«Что без страданий жизнь поэта?» (Лермонтов «Я жить хочу!»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, просопопея, или просопопейя (греч. prosopopoiia, от prosopon – лицо и poieo – делаю) — один из типов аллегории: стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку.

Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною (Плещеев)


 

Вопрос 12. Приемы ораторского искусства.

Уровень искусства оратора Составляющие компоненты
I. Владение материалом (что говорить) 1. Грамотная речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка) 2. Словарный запас 3. Композиция (принципы построения)
II. Владение собой 1. Естественность поведения оратора 2. Техника речи(дикция, темп, интонация, голос) 3. Контакт с аудиторией
III. Образ оратора 1. Одежда 2. Положение сидя или стоя 3. Выражение лица (мимика) 4. Жесты

(Вахтанг)

 

1) Использовать различные средства выразительности речи (тропы, фигуры речи), для привлечения внимания также использовать юмор

2) Голос. (различная громкость, высота, акценты, интонирование: темп-ритм-паузы, атаки)

3) Невербальные приемы (мимика, жесты, походка) – см вопрос 4

(Я)