Понятие парадигмы
Читатель догадался, что в приведенном описании идеального
типа культуры многое выглядит спорным и наивным. Однако
наука не может обойтись без создания некоторых идеальных
проектов. Со времен промышленной революции наука добилась
поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей
жизни миллионов людей. Ее материалистическая и механис-
тическая ориентация почти полностью заменила теологию
и философию в качестве руководящих принципов человечес-
кого существования и весьма радикально изменила мир, в ко-
тором мы живем. Технологический триумф был настолько за-
метен, что только в самое последнее время и лишь немногие
засомневались в абсолютном праве науки определять жизнен-
ную стратегию.
В теоретической литературе история науки описывается пре-
имущественно как линейное развитие с постепенным накоп-
лением знаний о Вселенной, а кульминацией этого развития
представлено современное положение дел. Поэтому важные
для обогащения научного мышления фигуры выглядят сотруд-
никами, работавшими над общим кругом проблем, руководст-
вуясь одним и тем же набором фиксированных правил, кото-
рые, кстати, только совсем недавно определены в качестве на-
учных. Каждый период в истории научных идей и методов
видится логической ступенью в постепенном приближении ко
все более точному описанию Вселенной и к предельной исти-
не о существовании.
Детальный анализ научной истории и философии показал чрез-
вычайно искаженную, романтизированную картину реально-
го хода событий. Можно весьма убедительно доказать, что ис-
тория науки далеко не прямолинейна и что, несмотря на тех-
нологические успехи, научные дисциплины не обязательно
приближают нас к более точному описанию реальности. Са-
мым видным представителем этой теоретической точки зре-
ния является физик и историк науки Томас Кун (1922-1996).
272 Глава XVII. Наука в системе культуры
Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке
вырос из размышлений над некоторыми фундаментальными
различиями общественных и естественных наук. Он был по-
трясен количеством и степенью разногласий среди специали-
стов по общественным наукам относительно базисной приро-
ды вошедших в круг рассмотрения проблем и подходов к ним.
Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя зани-
мающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают
более четкими и точными решениями, чем психологи, антро-
пологи и социологи, они не затевают почему-то споров по фун-
даментальным проблемам. Исследовав глубже это очевидное
несоответствие, Кун начал интенсивно изучать историю науки
и спустя пятнадцать лет опубликовал работу «Структура науч-
ных революций» (1962), которая потрясла основы старого ми-
ровоззрения.
В ходе исследований для него становилось все более очевидным,
что в исторической перспективе развитие даже так называе-
мых точных наук далеко от гладкости и однозначности. Исто-
рия науки ни в коей мере не являетсяпостепенным на-