Происхождение религии

Уже говорилось о теологической точке зрения. А что писали о

происхождении религии светские мыслители? Одни культуро-

логи считали, что религия сложилась как своеобразный ответ

на страдания и лишения людей. Они искали утешения в этой

многотрудной жизни и мечтали об иной жизни. Именно такие

чувства и привели к рождению религии. О таком мирочувствии

древнего грека писал, например, Фридрих Ницше (1844-1900).

Философ описывал, как глубоко и проникновенно ощущал

древний грек трагизм жизни.

Однако русский писатель В.В. Вересаев оспорил эту точку зре-

ния. Он писал: «Несомненно, ужасы, скорби и несправедливо-

сти жизни тонко и остро чувствовались гомеровским эллином.

Все сильное, прекрасное и героическое обречено у Гомера на

печальный конец. Большинство героев Троянской войны гиб-

нет либо под стенами Трои, либо при взятии ее, либо по воз-

вращении домой. Грубо и самовластно вмешиваются боги в че-

238 Слава XV. Религия как феномен культуры

ловеческую жизнь, портят ее, уродуют. В бедах людских вино-

ваты не сами люди, а это вмешательство высших сил, мало до-

ступных человеческому воздействию. Не было бы ни странст-

вий Одиссея, ни самой Троянской войны, если бы боги остави-

ли людей в покое и с жестоким равнодушием не пользовались

ими для своих целей. А выше беспомощных людей и самовла-

стных богов стоит слепой, могучий и беспощадный Рок, и все

совершается так, как он заранее постановит. Понимание жиз-

ни — самое черное и безнадежное» (Вересаев В.В. Живая жизЯъ.

М., 1999, с. 247).

По мнению В.В. Вересаева, хотя греки ощущали трагизм жиз-

ни, вряд ли в этом следует искать корни религии.Мир для

эллина был прекрасен и божествен, боги составляли неотрыв-

ную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира состав-

лял и человек. «Через радость свою эллин приобщался к боже-

ству. Не с покаянными вздохами шел он к своим богам, не с

мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с вен-

ком из цветов на голове — символом радости; танцами молил-

ся он и хороводами» (там же, с. 262).

Корни религии усматривали также в чувстве страха и бесси-

лия, который был укоренен в сознании первобытного чело-

века. Д. Фейблман, о котором мы говорили в связи с типоло-

гией культур, пишет о том, что «на стадии первобытной

культуры боги и люди взаимодействуют; человек беспомо-

щен в руках капризных богов. Сами боги — воплощение

мифов о природе» (Антология исследований культуры. Т. 1,.

М., с. 210). Такая версия происхождения религии была

впервые определена Демокритом из Абдеры (V в.до н.э.)

Эту концепцию греческого философа в виде афоризма вы-

разил поэт Стаций: «Первых в мире богов создал страх». Че- •

ловек — песчинка мироздания. Его окружают грозные при-

родные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли

извергают огненные лавы. Человек постоянно испытывает

на себе предательство земной тверди. Э. Фромм писал, что

человек стоит перед страшной опасностью превращения

в узника природы, оставаясь одновременно свободным вну-

три своего сознания, ибо ему предопределено быть частью

природы и одновременно быть выделенным из нее, быть

ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало чело-

века странником в этом мире, он отделен, уединен, объят

ужасом...

OiaeaXV. Религия как феномен культуры 239

Культурологи часто утверждали, что истинный ивысший ис-

точник религии — чувство зависимости в человеке.Рели-

гия, согласно немецкому романтику Фридриху Шлейермахеру

(1768-1834), возникла из «чувства абсолютной зависимости от

божества». Этот тезис принимает и Дж. Фрэзер «Золотая ветвь»:

«Поначалу религия лишь отчасти небезоговорно признает на-

личие внешних по отношению к человеку сил, однако с ростом

знания она становится глубинным исповеданием полной и аб-

солютной зависимости от божества; его прежнее свободное по-

ведение сменилось установкой на скромную простертость пе-

ред таинственными силами незримого» (Фрэзер Дж. Золотая

ветвь, М., 1980, с. 72).

Однако, по справедливому комментарию Э. Кассирера, «пассивная

установка никак не может передать продуктивную энергию»

(Кассирер Э. Избранное. Опыт о человека. М„ 1998, с. 547).

Другие философы, скажем 3. Фрейд и Э. Фромм, искали чисто

психологическое объяснение происхождения религии. Они

считали, что бессознательное восхищение отцом, поэтизация

его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Богдля

человечестваэтокристаллизация психологических пе-

реживаний, связанных сотношением к отцу.Вот почему

Бог в религиях милует и карает. Он добрый и суровый...

Многие мыслители^ в том числе Б. Рассел, 3. Фрейд, Э. Фромм,

К.Г. Юнг, выражали неудовлетворенность религиозной карти-

ной мира, искали светские нравственные опоры в обоснова-

нии жизнеутверждающего мироощущения. Рассел в работе

«Почему я не христианин» утверждал: «... действительная

причина того, что люди принимают религию, на мой взгляд, не

имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают

религию из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяли,

что нападать на религию весьма пагубно, ибо религия делает

людей добродетельными».

Оговоримся, однако, что, например, стремление Фромма создать

безрелигиозный гуманизм было подсказано нравственными ис-

каниями ученого, а вовсе не желанием сокрушать религию. В той

же мере современный христианин или мусульманин восприни-

мает религию не слепо. Она для него есть кристаллизация