Иначе говоря, классификация строится по узкому, а типоло-
гизация — по предельно широкому основанию.Классифика-
ция — это объединение различных фактов культуры по явным,
видимым «невооруженным глазом» признакам; типология же —
по сущностным «глубинным признакам», как правило, скрытым
от взгляда «непосвященных», не обнаруживаемых на уровне
обыденного (не научного) сознания. Перечисление в типоло-
гии обычно исчерпывает себя.Иначе говоря, в определенном
направлении количество признаков культурной системы или
каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем,
М. Вебер предложил такую типологию способов социального
управления — традиционный, научный и харизматический ти-
пы, и вряд ли к этой типологизации можно добавить хотя бы
еще один тип управленческой культуры, т.е. она действительно
в известном смысле выглядит самодостаточной.
Пожалуй, ни об одной типологии нельзя сказать, что она единст-
венно верная. Дело в том, что возможны различные подходы
к систематизации культуры и культурных феноменов. Однако
202 Глава ХШ. Типология культур
у типологии всегда есть базовое основание. Иначе говоря,
у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Таких
оснований может быть много, например;связь с религией (куль-
туры религиозные и светские); региональная принадлежность
культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, лати-
ноамериканская и пр.); на основе места в ней традиции («теп-
лые», традиционные культуры и «холодные», модернистские);
на основе связи с социальной структурой (культуры в различ-
ных обществах) и пр.
Что же мешает создать безупречную типологию культур? В первую
очередь — зыбкость самих культурных характеристик, Не так-то
просто определить отличие, скажем, европейской культуры от
восточной, хотя каждому понятно, что такое различие есть. Одни
культуры создают «технологию освоения внешней среды». Это
относится, например, к европейской и североамериканской куль-
турам. Другие, допустим, индийская, отдают предпочтение «тех-
нологии проникновения во внутренний мир человека». Третьи
культуры, скажем, японская, ориентированы на социум. Можно,
к примеру, отметить специфику античной культуры, которая не
тождественна средневековой. Гораздо сложнее гуманно описать
эту непохожесть, четко зафиксировать конкретные признаки,
различающие их, выявить их в ходе теоретического анализа.
Существует и другая трудность типологизации. Ведь каждая куль-
тура развивается так, что многие различия между теми или
иными культурами могут стираться. Не исключено возникнове-
ние каких-то новых культурных образований. Так, согласно
концепции американского ученого К. Уисслера, характерными
ценностями целостной культуры США являются механические
изобретения, Библия, милитаризм, Святое Воскресение и ком-
мерческий дух. Можно ли эту классификацию считать исчерпы-
вающей? Какие узы связывают эти черты в систему? На эти во-
просы К. Уисслер ответов не дает.
Скажем, разве милитаризм является вечной характеристикой ка-
кой-то культуры? Он может утратиться, заместиться пацифизмом.
Так, сближение восточной культуры Японии с современным ин-
дустриальным типом цивилизации породило принципиально но-
вый тип культурного творчества. То же самое относится к куль-
турному множеству буддистских общностей в Европе и Америке.
Далее, в каждой культуре существует определенное идейно-смыс-
ловое ядро. Но оно может вызывать неодинаковые социальные
последствия. Например, буддизм имеет распространение не
Глава XIII. Типология культур 203
только в Индии, но и в Тибете. Но в Индии он даже не затронул
кастовой системы, против которой был направлен всем своим
существом; в Тибете же полностью перестроил социальную
структуру.
Наконец, каждая культура не только сближается с другой куль-
турой. Внутри нее тоже происходят самые неожиданные про-
цессы. В частности, в лоне господствующей культуры возни-
кают незаметные, альтернативные элементы, которые впос-
ледствии, накапливаясь и усиливая свое воздействие на эту
культуру, могут существенно видоизменить ее специфику.
Локальные зоны культурного творчества в основном русле
культуры тоже приводят к многообразию культурных фено-
менов.
Объяснить существенные различия в языке, религии, философии
и искусстве ссылками на географию, экономику и историю —
трудно. Национальные культуры удивительно целостны. Они
создают прекрасную мозаичность мировой культуры. История
дает нам картину, похожую на расширяющуюся Вселенную:
народы все более и более утверждаются в своих националь-
ных началах, все более стремятся к самопознанию и самоут-
верждению. До периода «интернационального сжатия» еще
далеко. :