Иначе говоря, классификация строится по узкому, а типоло-

гизация — по предельно широкому основанию.Классифика-

ция — это объединение различных фактов культуры по явным,

видимым «невооруженным глазом» признакам; типология же —

по сущностным «глубинным признакам», как правило, скрытым

от взгляда «непосвященных», не обнаруживаемых на уровне

обыденного (не научного) сознания. Перечисление в типоло-

гии обычно исчерпывает себя.Иначе говоря, в определенном

направлении количество признаков культурной системы или

каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем,

М. Вебер предложил такую типологию способов социального

управления — традиционный, научный и харизматический ти-

пы, и вряд ли к этой типологизации можно добавить хотя бы

еще один тип управленческой культуры, т.е. она действительно

в известном смысле выглядит самодостаточной.

Пожалуй, ни об одной типологии нельзя сказать, что она единст-

венно верная. Дело в том, что возможны различные подходы

к систематизации культуры и культурных феноменов. Однако

202 Глава ХШ. Типология культур

у типологии всегда есть базовое основание. Иначе говоря,

у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Таких

оснований может быть много, например;связь с религией (куль-

туры религиозные и светские); региональная принадлежность

культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, лати-

ноамериканская и пр.); на основе места в ней традиции («теп-

лые», традиционные культуры и «холодные», модернистские);

на основе связи с социальной структурой (культуры в различ-

ных обществах) и пр.

Что же мешает создать безупречную типологию культур? В первую

очередь — зыбкость самих культурных характеристик, Не так-то

просто определить отличие, скажем, европейской культуры от

восточной, хотя каждому понятно, что такое различие есть. Одни

культуры создают «технологию освоения внешней среды». Это

относится, например, к европейской и североамериканской куль-

турам. Другие, допустим, индийская, отдают предпочтение «тех-

нологии проникновения во внутренний мир человека». Третьи

культуры, скажем, японская, ориентированы на социум. Можно,

к примеру, отметить специфику античной культуры, которая не

тождественна средневековой. Гораздо сложнее гуманно описать

эту непохожесть, четко зафиксировать конкретные признаки,

различающие их, выявить их в ходе теоретического анализа.

Существует и другая трудность типологизации. Ведь каждая куль-

тура развивается так, что многие различия между теми или

иными культурами могут стираться. Не исключено возникнове-

ние каких-то новых культурных образований. Так, согласно

концепции американского ученого К. Уисслера, характерными

ценностями целостной культуры США являются механические

изобретения, Библия, милитаризм, Святое Воскресение и ком-

мерческий дух. Можно ли эту классификацию считать исчерпы-

вающей? Какие узы связывают эти черты в систему? На эти во-

просы К. Уисслер ответов не дает.

Скажем, разве милитаризм является вечной характеристикой ка-

кой-то культуры? Он может утратиться, заместиться пацифизмом.

Так, сближение восточной культуры Японии с современным ин-

дустриальным типом цивилизации породило принципиально но-

вый тип культурного творчества. То же самое относится к куль-

турному множеству буддистских общностей в Европе и Америке.

Далее, в каждой культуре существует определенное идейно-смыс-

ловое ядро. Но оно может вызывать неодинаковые социальные

последствия. Например, буддизм имеет распространение не

Глава XIII. Типология культур 203

только в Индии, но и в Тибете. Но в Индии он даже не затронул

кастовой системы, против которой был направлен всем своим

существом; в Тибете же полностью перестроил социальную

структуру.

Наконец, каждая культура не только сближается с другой куль-

турой. Внутри нее тоже происходят самые неожиданные про-

цессы. В частности, в лоне господствующей культуры возни-

кают незаметные, альтернативные элементы, которые впос-

ледствии, накапливаясь и усиливая свое воздействие на эту

культуру, могут существенно видоизменить ее специфику.

Локальные зоны культурного творчества в основном русле

культуры тоже приводят к многообразию культурных фено-

менов.

Объяснить существенные различия в языке, религии, философии

и искусстве ссылками на географию, экономику и историю —

трудно. Национальные культуры удивительно целостны. Они

создают прекрасную мозаичность мировой культуры. История

дает нам картину, похожую на расширяющуюся Вселенную:

народы все более и более утверждаются в своих националь-

ных началах, все более стремятся к самопознанию и самоут-

верждению. До периода «интернационального сжатия» еще

далеко. :