Развертывание всемирной истории
В современной культурологии мысль о том, что история нужда-
ется в разного рода альтернативах, весьма популярна. Трудно
смириться с мыслью, будто история мчится по заранее проло-
женным рельсам. Можно ли уйти от «приговоренное™»? Вы-
ход есть, и он, оказывается, предельно прост: прогнозов долж-
196 Глава XII. Культура и история
но быть много. Сонм провозвестий трудно воплотить в дей-
ствительность, и потому — единственная возможность
вернуть истории желаемую альтернативность.
Множество противоречащих друг другу «сценариев», «моделей»,
«прогнозов» создает впечатление, будто история чревата вул-
каническими сдвигами. Компьютер взял на себя функции «ора-
кула». «Едва ли нужно добавлять, что будущее не «познавае-
мо», в смысле точного предсказания, — пишет Э. Тоффлер, —
Даже самые «жесткие» модели и «твердые» данные часто бази-
руются на «неустойчивых» предположениях, особенно, когда
речь идет о делах человеческих. Предмет этих книг (Э. Тофф-
лер имеет в виду свою трилогию — П.С.) — набирающие ход
изменения; естественно, что детали быстро устаревают» (Тоф-
флер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 19).
Проигрываются различные варианты «штурма будущего». Куль-
турологи подчас убеждают друг друга: историю можно при-
гласить в любое приключение идиллического или авантюрно-
го свойства.
Не просматривается ли здесь другая крайность? Нередко исто-
рический процесс описывается как вереница случайностей.
Он представляется подобным броуновскому движению. В ито-
ге рождается чувство страха перед диктатом случая, который
то и дело грозит вовлечь человечество в катастрофу. Сама ис-
тория выглядит несчастной, истомившейся жертвой «самораз-
рушающихся прогнозов».
Идея многообразия социально-исторических путей человечест-
ва содержит в себе немало продуктивных и значимых ходов
мысли. Развертывание всемирной истории предполагает
не стирание цивилизационных и культурных особеннос-
тей, а сохранение их своеобразия. Идея открытости исто-
рии, ее многовариантности несовместима с жестким пред-
ставлением о неукоснительном схождении всех культурных
матриц в некую усредненную точку, символизирующую маги-
стральный путь развития человечества. Навязывание всем на-
родам единого технического или, скажем, информационного
цивилизационного уклада существенно обеднило бы многооб-
разие культур. Разумеется, современный мир движетсяк ин-
формационной цивилизации. Но как она будет выглядеть? Не
возникнут ли другие проекты будущего? Все ли страны вклю-
чены в данный процесс? Эти вопросы волнуют едва ли не всех
культурологов.
Глава XII. Культура и история ' 197
Заключение
Мир перешагнул через порог нового тысячелетия. Люди испытыва-
ли на себе воздействие исторического бытия на протяжении ве-
ков и тысячелетий. В культурологии сложились разные подхо-
ды к членению человеческой истории. Одни мыслители выделяли
в истории отдельные формации, другие — специфические стадии,
третьи предлагали соотносить историю со своеобразными соци-
альными «волнами». Опыт изучения социальных аспектов исто-
рии показал, что в ней нет фатализма. Общество развивается аль-
тернативно, всегда на развилке времен есть возможные варианты
движения в ту или иную сторону. На характер общественной ди-
намики влияют многочисленные факторы. Культурология орга-
нично включает в себя историческое сознание. Она всесторонне
изучает его генезис, становление, оттенки и перспективы.
Вопросы:
1. Что такое историческое сознание?
2. Почему интерес к истории является глубинной потребнос-
тью человека?
3. Что такое манкуртизм?
4. Что такое «осевое время»?
5. Есть ли у истории единые истоки и единая цель?
6. Как складывалось историческое сознание в качестве фено-
мена культуры?
7. Как обеспечить разностороннее историческое мышление?
8. Что означает идея ритмов в истории у Н.А. Бердяева?
9. Почему Шпенглер не видит логики истории?
10. Как реализуется в культурологии мысль об альтернатив-
ности в истории?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аббаньяно Николо. Мудрость философии. Санкт-Петербург, 1998.
2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.
3. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000.
4. Соловьев B.C. Оправдание добра// Соловьев B.C. Соч. в двух томах, Т. 1,
М., 1988.
5. Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1993.
198 ГлаваXII Культура и история
Темы рефератов:
1. Культура и историческое сознание.
2. Становление исторического сознания.
3. Многообразие форм исторического сознания в культуре.
4. Идея альтернативности истории.
5. Потенциал культуры и грядущее человечества.
Глава XIII