Развертывание всемирной истории

В современной культурологии мысль о том, что история нужда-

ется в разного рода альтернативах, весьма популярна. Трудно

смириться с мыслью, будто история мчится по заранее проло-

женным рельсам. Можно ли уйти от «приговоренное™»? Вы-

ход есть, и он, оказывается, предельно прост: прогнозов долж-

196 Глава XII. Культура и история

но быть много. Сонм провозвестий трудно воплотить в дей-

ствительность, и потому — единственная возможность

вернуть истории желаемую альтернативность.

Множество противоречащих друг другу «сценариев», «моделей»,

«прогнозов» создает впечатление, будто история чревата вул-

каническими сдвигами. Компьютер взял на себя функции «ора-

кула». «Едва ли нужно добавлять, что будущее не «познавае-

мо», в смысле точного предсказания, — пишет Э. Тоффлер, —

Даже самые «жесткие» модели и «твердые» данные часто бази-

руются на «неустойчивых» предположениях, особенно, когда

речь идет о делах человеческих. Предмет этих книг (Э. Тофф-

лер имеет в виду свою трилогию — П.С.) — набирающие ход

изменения; естественно, что детали быстро устаревают» (Тоф-

флер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 19).

Проигрываются различные варианты «штурма будущего». Куль-

турологи подчас убеждают друг друга: историю можно при-

гласить в любое приключение идиллического или авантюрно-

го свойства.

Не просматривается ли здесь другая крайность? Нередко исто-

рический процесс описывается как вереница случайностей.

Он представляется подобным броуновскому движению. В ито-

ге рождается чувство страха перед диктатом случая, который

то и дело грозит вовлечь человечество в катастрофу. Сама ис-

тория выглядит несчастной, истомившейся жертвой «самораз-

рушающихся прогнозов».

Идея многообразия социально-исторических путей человечест-

ва содержит в себе немало продуктивных и значимых ходов

мысли. Развертывание всемирной истории предполагает

не стирание цивилизационных и культурных особеннос-

тей, а сохранение их своеобразия. Идея открытости исто-

рии, ее многовариантности несовместима с жестким пред-

ставлением о неукоснительном схождении всех культурных

матриц в некую усредненную точку, символизирующую маги-

стральный путь развития человечества. Навязывание всем на-

родам единого технического или, скажем, информационного

цивилизационного уклада существенно обеднило бы многооб-

разие культур. Разумеется, современный мир движетсяк ин-

формационной цивилизации. Но как она будет выглядеть? Не

возникнут ли другие проекты будущего? Все ли страны вклю-

чены в данный процесс? Эти вопросы волнуют едва ли не всех

культурологов.

Глава XII. Культура и история ' 197

Заключение

Мир перешагнул через порог нового тысячелетия. Люди испытыва-

ли на себе воздействие исторического бытия на протяжении ве-

ков и тысячелетий. В культурологии сложились разные подхо-

ды к членению человеческой истории. Одни мыслители выделяли

в истории отдельные формации, другие — специфические стадии,

третьи предлагали соотносить историю со своеобразными соци-

альными «волнами». Опыт изучения социальных аспектов исто-

рии показал, что в ней нет фатализма. Общество развивается аль-

тернативно, всегда на развилке времен есть возможные варианты

движения в ту или иную сторону. На характер общественной ди-

намики влияют многочисленные факторы. Культурология орга-

нично включает в себя историческое сознание. Она всесторонне

изучает его генезис, становление, оттенки и перспективы.

Вопросы:

1. Что такое историческое сознание?

2. Почему интерес к истории является глубинной потребнос-

тью человека?

3. Что такое манкуртизм?

4. Что такое «осевое время»?

5. Есть ли у истории единые истоки и единая цель?

6. Как складывалось историческое сознание в качестве фено-

мена культуры?

7. Как обеспечить разностороннее историческое мышление?

8. Что означает идея ритмов в истории у Н.А. Бердяева?

9. Почему Шпенглер не видит логики истории?

10. Как реализуется в культурологии мысль об альтернатив-

ности в истории?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аббаньяно Николо. Мудрость философии. Санкт-Петербург, 1998.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.

3. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000.

4. Соловьев B.C. Оправдание добра// Соловьев B.C. Соч. в двух томах, Т. 1,

М., 1988.

5. Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1993.

198 ГлаваXII Культура и история

Темы рефератов:

1. Культура и историческое сознание.

2. Становление исторического сознания.

3. Многообразие форм исторического сознания в культуре.

4. Идея альтернативности истории.

5. Потенциал культуры и грядущее человечества.

Глава XIII