История вопроса
Примерно между 1910 и 1940 гг. единственно значительное до-
стижение антропологии в формулировании базовых принци-
пов, на которых покоятся все культуры, было представлено
в обсуждении К. Уисслером (1923) универсального культурно-
го образца. В то же время представители других дисциплин
также предпринимали попытки выявить регулярности в чело-
веческих реакциях, которые как бы выражали культурные раз-
личия. Э. Дюркгейм, М. Мосс и другие французские социологи
выдвинули на обсуждение свои знаменитыепринципы
коллективных представлений. Поисками социальных регу-
лярностей занимался известный немецкий социолог Георг
Зикмель (1858-1918). Психоаналитики пытались выявить
универсальность Эдипова комплекса, детской ревности и оп-
ределенных типов фантазий и символических процессов.
Культурологи Франции, и не только этой страны, отказались от
упрощенного «детерминизма географической среды» в пользу
взгляда о том, что существует высокая степень зависимости
между определенными аспектами культуры, в первую очередь,
типами социальной организации, и определенными экологи-
ческими ситуациями.
Эти и другие движения оказали большое влияние на антропо-
логию. Возможно, также в профессии культуролога возрастал
скептицизм по поводу того, что лишь сама культура определя-
ет ее собственное содержание, и рождалось сомнение в том,
что культура целиком и единственно обусловливает все исто-
рические события. В англоязычном мире А. Рэдклифф-Браун
направил антропологию на поиск универсальных социальных
законов. Гёза Рохейм и другие психоаналитические антропо-
логи сделали теорию 3. Фрейда способом анализа полевых ис-
следований.
Флоренс Клакхон (1950), соединяя социологическое и антропо-
логическое мышление и выводы, разработала каркас для срав-
нения особенностей различных культур, обусловленных их
скрытыми и открытыми основаниями, по отношению к следу-
ющим универсальным гуманитарным проблемам: «Каковы
174 ГяашХ!. Универсалии культуры ,
врожденные склонности человека? Каковы взаимоотношения
человека и природы?» В чем заключается значение темпораль-
ного (связанного с ощущением времени) измерения? Каково
направление во времени процесса действия? Какой тип лично-
сти наиболее высоко ценен? Какова преобладающая модаль-
ность взаимоотношения человека с другими людьми? Посколь-
ку во всех обществах обнаруживается, что присущая им фразе-
ология отражает базовые человеческие проблемы, то многие
универсалии вырастают из человеческой ситуации. Их фразе-
ология варьируется, но варьируется только внутри определен-
ных групп, скрепленных общим образом жизни.
Биология человека устанавливает границы и предоставляет оп-
ределенные потенциальные возможности, которыми культу-
ры или пренебрегают, или развивают их. Такова современная
стандартная антропологическая доктринами может показать-
ся, что все сводится только к этому. В то же время, если кто-
либо узнает, что внедрение электрической иглы в определен-
ную корковую область обезьян одного вида действуют на них
таким образом, что они отторгают своих сородичей в то вре-
мя как раньше отторгали только чужаков, он может задаться
вопросом, почему, в конце концов, не существует специфиче-
ских биологических оснований для определенных социаль-
ных привычек.
Во всяком случае, есть общее мнение относительно социальных
и культурных обнаружений таких элементарных биологичес-
ких феноменов, как существование двух полов, обыденных об-
разов жизни человека, закономерностей формирования дет-
ской психики (о котором так много говорят психоаналитики).
Такие области культур, как, например, семейная жизнь, имею-
щие аналоги у низших приматов и других млекопитающих,
предположительно имеют и общую биологическую основу. Ис-
следования образцов социальной кооперации между животны-
ми также представляют широкое поле для размышлений в от-
ношении как биологических, так и социальных факторов, кото-
рые связаны с универсальными категориями культуры.