Буддизм учит: нет на земле ничего постоянного, жизнь со-

стоит из вечных преображений, этим она и прекрасна.От

дел, добрых или злых, в буддизме зависит качество дальнейше-

го существования. «Черное, — говорил Будда, — отличается

черным. Белое — белым. Дело •—начало и причина всякого су-

ществования». Этот закон воздаяния обусловливался прежде

всего моральным порядком вещей, законом связи причины и

следствия. Для облегчения тяжелой участи простых людей

Будда давал вполне практические и здравые, с житейской точ-

ки зрения, советы, например, предлагал рыть колодцы, разво-

дить рощи и сады плодовых деревьев, рассаживать вдоль дорог

целебные травы. На эту сторону буддизма обратил внимание

Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях», написанных в старости

и ставших, по его словам, «всею совокупностью испытанного

и узнанного в жизни». Обращение к Будде понадобилось вели-

кому химику для того, чтобы доказать, что «трудовое начало

положено в основание спасения и внутреннего благополучия»

крупнейших мировых религий и что буддизм в данном отноше-

нии не был исключением.

Менделеев напоминает, что Будда советовал своим последовате-

лям чаще совершать поступки милосердия. Это послужило для

ученого основанием сделать вывод, что подобный совет «пред-

полагает лиц, могущих подать милостыню, а потому имеющих

избытки, добываемые трудом, т.е. совет, очевидно, относится

к немногим и не может, быть общим».

Близкий к буддизму индуизм, воспринимающий мир как единое,

упорядоченное целое, а не случайное соединение вещей и яв-

лений, считает уделом человеческое возвращение: новое рожде-

ние есть странствие души, постоянный жизненный круговорот.

Как и буддизм, индуизм нередко трактуется весьма односто-

ронне — как религия, полностью отстраненная от реальной

действительности, придающая фантастическое, мистическое,

абстрактное направление индийской мысли и, наконец, с пре-

небреженем, а то и презрением, относящаяся к практической

154 Главах. Преображение ценностей в культуре

жизни. Такая искаженная интерпретация ведет к изображен .

нию индийцев как народа бездеятельного, склонного к посто-

янным грезам и фантазиям.

Отвечая исследователям, представлявшим подобным образом эту

религию, датский историк Эдвард Леманн писал еще в конце

позапрошлого века: «Такое изображение верно только в при-

менении к отдельным слоям этого народа и к некоторым пери-

одам его истории; еслм же брать в расчет всю совокупность ин-

дусского населения и проследить весь ход его истории, то по-

лучится существенно иное впечатление». И далее добавляет,

что население Индии «не имело недостатка... в способности

к практической деятельности».

В «Бхагаватгите», иногда называемой Новым заветом индуизма,

достаточно ясно выражен призыв к действию. В ней говорит-

ся, что человеку необходимо быть активным, ибо сам Господь

действует, совершает поступки. «Не совершая дел, эти миры

исчезли бы», — говорит главный герой Бхагаватгиты Кришна.

И в другом месте: «Необходимое дело совершай, лучше без-

действия дело».

Практически экономическая модель индуизма, как и буддизма,

разработана довольно скудно. Редкие вкрапления мирской

и хозяйственной этики тонут в основных текстах древних ус-

тановлений о пагубности всякой привязанности. Видимо, для

буддизма и индуизма нужна тонкая интерпретация их отноше-

ния к человеческой деятельности. В социальных программах

этих религий содержится иной тип экономической рациональ-

ности, иные способы оправдания собственности и богатства,

к которым невозможно подходить с западными мерками.

Все, что было сказано, в известной мере можно отнести и к неко-

торым другим восточным религиям, например, к даосизму,

воспринявшему некоторые черты философии и культа буддиз-

ма в процессе приспособления последнего к китайской жизни.

Здесь уже с древнейших времени в силу разных причин рели-

гиозное чувство было значительно ослаблено; в китайской

традиции религия обернулась этикой, Социальная этика и ад-

министративная практика всегда играли в Китае более значи-

тельную роль, нежели мистика и индивидуалистические поис-

ки спасения.

Даже в даосизме — этой китайской народной мистической прак-

тика — по мере того, как он все более становился религией мм-

рз, заметно усиливался элемент рациональности. Постепенно

Главах. Преображение ценностей в культуре . 155

адаптация приводила к тем же следствиям далеко не один

лишь даосизм. Что касается последнего, то, казалось бы, дале-

кая от прагматизма мистика даосизма обернулась в конце кон-

цов накоплением эмпирического материала в области химии,

традиционной медицины (фармакалогия, иглотерапия и т.д.).

Однако характерные черты китайского национального характе-

ра в наивысшей степени воплотило конфуцианство, которое при

отсутствии метафизики настолько рационально, что находится

на границе того, что именуется «религиозной этикой». И вместе

с тем оно резко отличается от прагматизма Запада. Превратив-

шись в государственную религию и более чем на две тысячи лет

ставшее идеологической основой китайской империи, конфуци-

анство, не ограничившись Китаем, перешагнуло его границы

и благополучно обосновалось в Японии и соседних странах.

Даже самое беглое знакомство с конфуцианством не оставляет

сомнений в характере его отношения к труду, собственности,

богатству, нищете, производительной деятельности.

Жизнь ставит перед человеком задачи, которые он неукосни-

тельно должен выполнять, если они даже окажутся не по пле-

чу. Конфуций не утверждал, что от людей зависит выполнение

всего дела целиком, однако человек должен сделать все воз-

можное для осуществления этого дела. Судьба человека как

«путь» (по мысли Конфуция, путь адекватен истине) есть дви-

жение к достижению конечного результата. Развитие произ-

водства, экономное, бережное расходование средств и устра-

нение злоупотреблений в управлении конфуцианство считало

наиболее важными в деятельности человека.

Этико-политические идеи Конфуция обычно характеризуют как

теорию управления с помощью добродетели, т.е. то же самое,

что производство на основе человеческих отношений, актив-

но внедряемое на современных передовых предприятиях все-

го мира. Для основателя конфуцианства ритуал был тем