Буддизм учит: нет на земле ничего постоянного, жизнь со-
стоит из вечных преображений, этим она и прекрасна.От
дел, добрых или злых, в буддизме зависит качество дальнейше-
го существования. «Черное, — говорил Будда, — отличается
черным. Белое — белым. Дело •—начало и причина всякого су-
ществования». Этот закон воздаяния обусловливался прежде
всего моральным порядком вещей, законом связи причины и
следствия. Для облегчения тяжелой участи простых людей
Будда давал вполне практические и здравые, с житейской точ-
ки зрения, советы, например, предлагал рыть колодцы, разво-
дить рощи и сады плодовых деревьев, рассаживать вдоль дорог
целебные травы. На эту сторону буддизма обратил внимание
Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях», написанных в старости
и ставших, по его словам, «всею совокупностью испытанного
и узнанного в жизни». Обращение к Будде понадобилось вели-
кому химику для того, чтобы доказать, что «трудовое начало
положено в основание спасения и внутреннего благополучия»
крупнейших мировых религий и что буддизм в данном отноше-
нии не был исключением.
Менделеев напоминает, что Будда советовал своим последовате-
лям чаще совершать поступки милосердия. Это послужило для
ученого основанием сделать вывод, что подобный совет «пред-
полагает лиц, могущих подать милостыню, а потому имеющих
избытки, добываемые трудом, т.е. совет, очевидно, относится
к немногим и не может, быть общим».
Близкий к буддизму индуизм, воспринимающий мир как единое,
упорядоченное целое, а не случайное соединение вещей и яв-
лений, считает уделом человеческое возвращение: новое рожде-
ние есть странствие души, постоянный жизненный круговорот.
Как и буддизм, индуизм нередко трактуется весьма односто-
ронне — как религия, полностью отстраненная от реальной
действительности, придающая фантастическое, мистическое,
абстрактное направление индийской мысли и, наконец, с пре-
небреженем, а то и презрением, относящаяся к практической
154 Главах. Преображение ценностей в культуре
жизни. Такая искаженная интерпретация ведет к изображен .
нию индийцев как народа бездеятельного, склонного к посто-
янным грезам и фантазиям.
Отвечая исследователям, представлявшим подобным образом эту
религию, датский историк Эдвард Леманн писал еще в конце
позапрошлого века: «Такое изображение верно только в при-
менении к отдельным слоям этого народа и к некоторым пери-
одам его истории; еслм же брать в расчет всю совокупность ин-
дусского населения и проследить весь ход его истории, то по-
лучится существенно иное впечатление». И далее добавляет,
что население Индии «не имело недостатка... в способности
к практической деятельности».
В «Бхагаватгите», иногда называемой Новым заветом индуизма,
достаточно ясно выражен призыв к действию. В ней говорит-
ся, что человеку необходимо быть активным, ибо сам Господь
действует, совершает поступки. «Не совершая дел, эти миры
исчезли бы», — говорит главный герой Бхагаватгиты Кришна.
И в другом месте: «Необходимое дело совершай, лучше без-
действия дело».
Практически экономическая модель индуизма, как и буддизма,
разработана довольно скудно. Редкие вкрапления мирской
и хозяйственной этики тонут в основных текстах древних ус-
тановлений о пагубности всякой привязанности. Видимо, для
буддизма и индуизма нужна тонкая интерпретация их отноше-
ния к человеческой деятельности. В социальных программах
этих религий содержится иной тип экономической рациональ-
ности, иные способы оправдания собственности и богатства,
к которым невозможно подходить с западными мерками.
Все, что было сказано, в известной мере можно отнести и к неко-
торым другим восточным религиям, например, к даосизму,
воспринявшему некоторые черты философии и культа буддиз-
ма в процессе приспособления последнего к китайской жизни.
Здесь уже с древнейших времени в силу разных причин рели-
гиозное чувство было значительно ослаблено; в китайской
традиции религия обернулась этикой, Социальная этика и ад-
министративная практика всегда играли в Китае более значи-
тельную роль, нежели мистика и индивидуалистические поис-
ки спасения.
Даже в даосизме — этой китайской народной мистической прак-
тика — по мере того, как он все более становился религией мм-
рз, заметно усиливался элемент рациональности. Постепенно
Главах. Преображение ценностей в культуре . 155
адаптация приводила к тем же следствиям далеко не один
лишь даосизм. Что касается последнего, то, казалось бы, дале-
кая от прагматизма мистика даосизма обернулась в конце кон-
цов накоплением эмпирического материала в области химии,
традиционной медицины (фармакалогия, иглотерапия и т.д.).
Однако характерные черты китайского национального характе-
ра в наивысшей степени воплотило конфуцианство, которое при
отсутствии метафизики настолько рационально, что находится
на границе того, что именуется «религиозной этикой». И вместе
с тем оно резко отличается от прагматизма Запада. Превратив-
шись в государственную религию и более чем на две тысячи лет
ставшее идеологической основой китайской империи, конфуци-
анство, не ограничившись Китаем, перешагнуло его границы
и благополучно обосновалось в Японии и соседних странах.
Даже самое беглое знакомство с конфуцианством не оставляет
сомнений в характере его отношения к труду, собственности,
богатству, нищете, производительной деятельности.
Жизнь ставит перед человеком задачи, которые он неукосни-
тельно должен выполнять, если они даже окажутся не по пле-
чу. Конфуций не утверждал, что от людей зависит выполнение
всего дела целиком, однако человек должен сделать все воз-
можное для осуществления этого дела. Судьба человека как
«путь» (по мысли Конфуция, путь адекватен истине) есть дви-
жение к достижению конечного результата. Развитие произ-
водства, экономное, бережное расходование средств и устра-
нение злоупотреблений в управлении конфуцианство считало
наиболее важными в деятельности человека.
Этико-политические идеи Конфуция обычно характеризуют как
теорию управления с помощью добродетели, т.е. то же самое,
что производство на основе человеческих отношений, актив-
но внедряемое на современных передовых предприятиях все-
го мира. Для основателя конфуцианства ритуал был тем