Поклонение природе
В древности человек был беззащитен перед силами природы. Он
был жалок и бесконечно слаб среди окружающих его мамон-
тов, тигров, диких лошадей, огромных змей, плавающих ящеров
и других животных. Они постоянно угрожали ему как на суше,
так и в воде. Мохнатому мамонту одного взмаха хоботом было
достаточно, чтобы не только убить любого силача, но и разме-
тать в прах его жилище.
Ко всему присматривался человек, запоминал многие образы,
и когда ему под руку попадался подходящий материал, он вос-
создавал их изображения. Грубо, по-детски, но бесспорно та-
лантливо. При раскопках мы нередко обнаруживаем выцара-
панные из слоновой кости изображения головы носорога, оле-
ня, коня, мамонта. Эти рисунки как бы дышат той таинственной
силой природы, которую боготворили древние люди.
Глава V. Природа и культура 77
Человек видел природу в непрерывном движении: солнце всхо-
дит, идет по небосводу и как бы проваливается за «край зем-
ли»; движутся по небу звезды и луна, меняющая свою форму.
Ясное небо сменялось тучами и облаками, гремел гром и свер-
кали молнии. Небо осыпало людей кометами. Недра Земли
извергали огненные лавы. Землетрясения меняли лик окружа-
ющей природы. Рождались и умирали люди и все живые суще-
ства... Все — от смены времен года до сновидений — было
полно таинственности.
Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена, на-
полнена невидимыми то добрыми, то злыми духами. Счита-
лось, что каждое дерево, каждый источник, каждая река, каж-
дый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить
дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был
попросить об этом природу, принести жертвоприношение, по-
лучить согласие божества.
Вера в духов (дух зверей, дух ветра, дух дерева, дух горы и т.п.)
порождала представление, что на них можно воздействовать
в своих целях. Чтобы отпугнуть злых духов, охотники носили
ожерелья из когтей и зубов хищников. Эти предметы называ-
ются амулетами. Считалось; что они ограждают от всякого
зла. Духов подкармливали, благодарили за удачную охоту,
выделяя им часть добычи. Обычно ее сжигали на костре, счи-
тая, что запах дыма насытит духа. Стремились воздействовать
на духов и с помощью определенных магических, колдовских
обрядов. Устраивались обрядовые пляски вокруг строго уло-
женных костей убитого зверя или нарисованного на стене пе-
щеры тела животного со знаками, изображающими наконеч-
ники копий.
Такими действиями древние охотники стремились обеспечить се-
бе удачу на предстоящей охоте. Об этом же говорят и найден-
ные в пещерах глиняные фигурки медведей, бизонов, диких ло-
шадей, покрытых круглыми дырками. Видимо, их кололи копь-
ями или дротиками, чтобы потом вернее поразить настоящих
зверей. Эти обряды были порождены чувством бессилия охот-
ника перед окружавшей его суровой природой.
Изображения богов и духов вырезали из дерева, лепили из гли-
ны, высекали из камня. Эти изображения называются идолами,
которым люди долго поклонялись. Немало деревянных идолов
найдено на территории нашей страны. Идолы Перуна (бога
грозы), Рода (бога - родоначальника жизни), Велеса (бога
/8 Глава V Природа и культура
скота), других почитаемых богов ставились нашими предками,
как правило, на холмах; проведение на них особых молений,
обращенных к верховному божеству, характерно для многих
народов.
Древние люди верили в таинственную связь человеческих групп
(родов, племен) с тем или иным животным или растением. На-
пример, отдельные племена полагали, что их предком-покро-
вителем был волк или орел. Люди верили в свое родство с этим
животным, считали его своим предком, или отцом, или стар-
шим братом. Они не убивали этого своего «родственника», не
ели его мяса, за исключением особых торжественных случа-
ев. Люди восхищались его могуществом и просили у него по-
мощи. Этои называлось «культом» (культ — это поклоне-