Поклонение природе

В древности человек был беззащитен перед силами природы. Он

был жалок и бесконечно слаб среди окружающих его мамон-

тов, тигров, диких лошадей, огромных змей, плавающих ящеров

и других животных. Они постоянно угрожали ему как на суше,

так и в воде. Мохнатому мамонту одного взмаха хоботом было

достаточно, чтобы не только убить любого силача, но и разме-

тать в прах его жилище.

Ко всему присматривался человек, запоминал многие образы,

и когда ему под руку попадался подходящий материал, он вос-

создавал их изображения. Грубо, по-детски, но бесспорно та-

лантливо. При раскопках мы нередко обнаруживаем выцара-

панные из слоновой кости изображения головы носорога, оле-

ня, коня, мамонта. Эти рисунки как бы дышат той таинственной

силой природы, которую боготворили древние люди.

Глава V. Природа и культура 77

Человек видел природу в непрерывном движении: солнце всхо-

дит, идет по небосводу и как бы проваливается за «край зем-

ли»; движутся по небу звезды и луна, меняющая свою форму.

Ясное небо сменялось тучами и облаками, гремел гром и свер-

кали молнии. Небо осыпало людей кометами. Недра Земли

извергали огненные лавы. Землетрясения меняли лик окружа-

ющей природы. Рождались и умирали люди и все живые суще-

ства... Все — от смены времен года до сновидений — было

полно таинственности.

Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена, на-

полнена невидимыми то добрыми, то злыми духами. Счита-

лось, что каждое дерево, каждый источник, каждая река, каж-

дый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить

дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был

попросить об этом природу, принести жертвоприношение, по-

лучить согласие божества.

Вера в духов (дух зверей, дух ветра, дух дерева, дух горы и т.п.)

порождала представление, что на них можно воздействовать

в своих целях. Чтобы отпугнуть злых духов, охотники носили

ожерелья из когтей и зубов хищников. Эти предметы называ-

ются амулетами. Считалось; что они ограждают от всякого

зла. Духов подкармливали, благодарили за удачную охоту,

выделяя им часть добычи. Обычно ее сжигали на костре, счи-

тая, что запах дыма насытит духа. Стремились воздействовать

на духов и с помощью определенных магических, колдовских

обрядов. Устраивались обрядовые пляски вокруг строго уло-

женных костей убитого зверя или нарисованного на стене пе-

щеры тела животного со знаками, изображающими наконеч-

ники копий.

Такими действиями древние охотники стремились обеспечить се-

бе удачу на предстоящей охоте. Об этом же говорят и найден-

ные в пещерах глиняные фигурки медведей, бизонов, диких ло-

шадей, покрытых круглыми дырками. Видимо, их кололи копь-

ями или дротиками, чтобы потом вернее поразить настоящих

зверей. Эти обряды были порождены чувством бессилия охот-

ника перед окружавшей его суровой природой.

Изображения богов и духов вырезали из дерева, лепили из гли-

ны, высекали из камня. Эти изображения называются идолами,

которым люди долго поклонялись. Немало деревянных идолов

найдено на территории нашей страны. Идолы Перуна (бога

грозы), Рода (бога - родоначальника жизни), Велеса (бога

/8 Глава V Природа и культура

скота), других почитаемых богов ставились нашими предками,

как правило, на холмах; проведение на них особых молений,

обращенных к верховному божеству, характерно для многих

народов.

Древние люди верили в таинственную связь человеческих групп

(родов, племен) с тем или иным животным или растением. На-

пример, отдельные племена полагали, что их предком-покро-

вителем был волк или орел. Люди верили в свое родство с этим

животным, считали его своим предком, или отцом, или стар-

шим братом. Они не убивали этого своего «родственника», не

ели его мяса, за исключением особых торжественных случа-

ев. Люди восхищались его могуществом и просили у него по-

мощи. Этои называлось «культом» (культ — это поклоне-