Теория общественного прогресса: аргументы «за» и «против»
Третий аспект методологии истории это проблема общественного прогресса. В истории человечества можно найти как многочисленные факты, подтверждающие существование прогресса, так и не менее многочисленные свидетельства против него. Поэтому попытаемся рассмотреть проблему концептуально, по возможности не обращаясь к фактологической стороне вопроса.
Представления о направленности или цикличности общественного развития тесно связаны с общефилософским взглядом на мир и способ его существования, хотя сторонники и противники теории прогресса как закона общественного развития далеко не всегда увязывают свои взгляды с естественнонаучной картиной мира, лежащей в основе философских концепций мироздания.
В древних мифах на фоне стихийно эволюционной модели мира (мифы большинства народов содержат развернутую космогонию) прослеживаются представления об общественном регрессе (золотой век сменяется серебряным, затем медным или железным), что отражало мучительный для большей части населения процесс образования государств. На Древнем Востоке и в Античном мире на основе наблюдения циклических явлений природы постепенно утвердилась идея мировых циклов. Эти представления обобщил в своей концепции древнегреческий философ Эмпедокл (V в. до н.э.). Мир, согласно Эмпедоклу, состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Когда они соединяются, постепенно возникает мир, каким его видят люди, появляется человек, общество, государства. Затем элементы разъединяются, и мир, мало по малу, возвращается в состояние хаоса. Длительность полного цикла древнегреческие философы определяли примерно в 10 тысяч лет. Концепция мировых циклов отдаленно напоминает одну из современных естественнонаучных моделей – модель пульсирующей Вселенной.
Идея прогресса вошла в общественное сознание европейцев вместе с христианством, утверждающим, что и мир в целом и человеческая история имели начало. Предполагается и относительно оптимистичный конец истории – утверждение тысячелетнего царства божьего на Земле – в отдаленной перспективе. Первой (религиозной) концепцией общественно-политического прогресса стала концепция абсолютной теократии, созданная на основе христианской догматики и изложенная в работе Аврелия Августина «О Граде Божьем» (V век).
Теория прогресса как общего закона общественного развития была сформулирована мыслителями эпохи Просвещения (XVIII век). С тех пор она прочно утвердилась в сознании сначала европейцев, а затем и значительной части человечества. В XVIII - первой половине XX вв. теория находилась в частичном противоречии с естественнонаучной картиной мира, предполагавшей вечность бесконечной Вселенной, но эволюцию живой природы (со времен появления дарвиновской теории естественного отбора – середина XIX века).
Начиная со второй половины XX века (создание Г.А. Гамовым теории Горячей расширяющейся Вселенной и утверждение ее в астрофизике), теория общественного прогресса полностью соответствует общей эволюционной картине мира. Правда, до появления работ по синергетике И. Пригожина (70-е годы XX века) эволюционная модель Вселенной и живой природы находилась в противоречии со вторым законом термодинамики, согласно которому любая закрытая система со временем должна разрушаться. После появления модели развития сложных нелинейных открытых систем путем их самоорганизации теория общественного прогресса логически завершает общенаучную картину постоянно усложняющейся наблюдаемой части мироздания.
Тем не менее, не все историки, философы, политологи полагают, что общественный прогресс существует в принципе. «В истории, - писал Н.Бердяев, …ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание положительного за счет отрицательного, как это утверждает теория прогресса».[2] В настоящее время проблема не решена, как и в середине прошлого века.
В пользу отсутствия прогресса приводят следующие аргументы. Во-первых, прогресс никогда не бывает всесторонним. Продвижение в чем-то одном всегда сопровождается отступлением в чем-то другом, и в этом случае регресс выступает в качестве цены прогресса. Такая цена не может быть слишком велика, иначе прогресс обернется регрессом. Во-вторых, периоды в общем и целом прогрессивного развития общества сменяются периодами стагнации и регресса, то есть развитие происходит как бы волнами. В-третьих, в истории ряда обществ прогресс не просматривается вообще. В-четвертых, нет универсального качественного критерия общественного прогресса.
Сторонники теории прогресса утверждают, что, по меньшей мере, в нашу эпоху (Новое и Новейшее время) и, по крайне мере, западная цивилизация (Северная Америка, Западная Европа, Австралия, Новая Зеландия) развивается в целом прогрессивно. В качестве критерия общественного прогресса предлагается формальный признак: уровень организации общественной системы. Повышение этого уровня означает прогресс, а понижение – регресс. Такой подход вытекает из принципов синергетики.
Приобщение стран Востока, малых народов Крайнего Севера, а также России к западным ценностям в ходе процесса глобализации очень остро ставят вопрос о цене прогресса. В ряде случаев (например, факт физической и нравственной деградации целого ряда малых народов) эта цена столь непомерно высока, что говорить о прогрессе не приходится. Относительно России отечественный культуролог И.В. Кондаков предупреждает, что если и возможно в принципе превратить нашу страну в типично западное общество, то следует иметь в виду, что приобретенное не компенсирует потери. Однако, скорее всего, это просто нереально. Отсюда следует, что применительно к конкретному социуму нельзя ставить вопрос об общественном прогрессе абстрактно, без учета способа развития сообщества, его культуры, не обращая внимания на то, благотворны ли те или иные новации для конкретных людей, составляющих это сообщество.
Кроме того, в Новейшее время прогрессивно развиваются не только страны западной цивилизации. Россия, Япония, Китай, Турция, страны-экспортеры нефти, некоторые другие государства демонстрировали в XX веке периоды быстрого развития, заметного роста жизненного уровня населения. Особенно это касается Японии и стран ОПЕК. Ни одно из обозначенных государств не «экспортировало» западную модель развития, хотя все они так или испытали ее влияние. Поэтому отождествлять прогресс исключительно со способом развития Европы и Северной Америки нельзя.
С другой стороны, ограниченность природных ресурсов Земли и экологические соображения делают невозможным достижение четырьмя пятыми человечества уровня жизни «золотого миллиарда», по крайней мере, при современном состоянии науки, техники и технологий. Синергетика также показывает, что все человеческие сообщества не могут одновременно быть одинаково высокоразвитыми, что и демонстрирует современное состояние земной цивилизации.
Применение формального критерия к общественным системам подтверждает его обоснованность. Очевидно, что первобытные общества примитивнее аграрных, аграрные менее структурированы, чем индустриальные, а постиндустриальные общества будут значительно сложнее, чем индустриальные.
В последнее время выдвигаются серьезные аргументы в пользу культурно-нравственного прогресса человечества, существование которого у многих мыслителей прошлого столетия вызывало большие сомнения, поскольку они стали свидетелями мировых войн, унесших жизни десятков миллионов людей. Используя синергетическую модель истории, А.П. Назаретян выдвинул гипотезу техно-гуманитарного баланса как закона развития человеческих сообществ.
Суть этой гипотезы заключается в том, что чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы культурной регуляции необходимы для сохранения общества. Гипотеза объясняет как факты деградации процветавших цивилизаций, так и факты прорыва человечества в новые культурно-исторические эпохи. В тех случаях, когда антропогенный кризис охватывал обширный регион с высоким уровнем культурного разнообразия, его обитателям удавалось найти выход из тупика. Эти переломные эпохи общечеловеческой истории сопровождались необратимыми изменениями: сменой технологий, ростом информационного объема интеллекта, усложнением социальной организации общества, совершенствованием культурных ценностей и норм.
Таким образом, в настоящее время общественный прогресс получил обоснование в применении к истории человеческого общества синергетической познавательной модели, причем прогрессивное развитие человечества в целом мыслится через усложнение общественной организации отдельных составляющих его сообществ, через возникновение новых сообществ, деградацию и гибель тех социумов, которые не сумели найти ответ на вызовы со стороны естественной или общественной среды обитания.
Тем не менее, представление о том, что на современном этапе Вселенная, биосфера и человеческое общество развиваются от низшего к высшему, не исключает возможности нисходящей ветви эволюции. Идея мировых циклов пока не опровергнута.