Объект и предмет истории. Исторические источники и методы исторических исследований. Функции исторического знания
Объектом исторической науки является человеческое общество как продукт деятельности людей, поэтому история относится к группе социально-гуманитарных наук. В отличие от таких дисциплин как экономическая теория, политология, культурология история изучает общество в целом, то есть социальный организм рассматривается в единстве четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.
По вопросу о предмете истории нет единого мнения. Известные историки XX века предлагали считать историю наукой о людях во времени (Марк Блок) или наукой о действиях людей в прошлом (Робин Джордж Коллингвуд). В большинстве определений подчеркивается именно последний аспект исторического познания: интерес историка сосредоточен на прошлом человеческого общества. Поскольку предмет любой науки составляют принципы строения, законы функционирования и развития объекта (устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь явлений есть закон), история также стремится выявить некоторые закономерности. Причем в отличие от философских дисциплин, таких как социальная философия и философия истории, а также от социологии (все эти науки изучают общество в целом) историческая наука стремится выявить конкретно-исторические закономерности, то есть закономерности, неотделимые от неповторимых исторических событий. Законы общественного развития история не формулирует. Историк воссоздает картину прошлого, одновременно объясняя ее, и тем самым дает неявный прогноз вероятного будущего. Поэтому можно дать следующее определение истории. История – это наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и - отчасти – будущим.
История – древняя наука. В переводе с греческого языка это слово означает исследование. Первым историком считается Геродот, живший в Древней Греции в 5 в. до н.э. Он написал работу, которую так и назвал: «История». Записи о важнейших событиях были и раньше. Но Геродот не просто описывал события. Он стремился выяснить, почему нечто произошло, что именно произошло (то есть в чем сущность явления), каковы были последствия произошедшего. Задать эти вопросы и получить на них ответы, это и означает объяснить прошлое, то есть получить исторические знания.
Исторические знания являются результатом работы историка с историческими источниками. Исторический источник – это памятник эпохи, явившийся результатом целенаправленной человеческой деятельности и содержащий информацию об этой эпохе. Исторические источники можно разделить на четыре большие группы: письменные источники (хроники/летописи, памятники права, документы различных организаций, периодическая печать, воспоминания современников, научные труды и художественные произведения, созданные в изучаемую эпоху, и т.п.); вещественные источники (предметы быта, орудия труда, оружие, остатки жилых, культовых и общественных зданий и т.п.); изобразительные источники (рисунки, карты, фотографии, киноленты и т.п.), фонические источники (грампластинки, магнитофонные ленты, оптические носители данных и т.п.). Основными для историков являются письменные источники как наиболее информативные.
Исторические знания не содержатся в источниках в «готовом» виде. В связи с этим возникает проблема исторического факта. Историческое событие как оно произошло в действительности – это реальный исторический факт. Данное событие получило отражение в одном или нескольких исторических источниках, которые были созданы современниками или появились существенно позже самого события. Поэтому историк имеет дело не с реальным событием, а с историческим фактом как отражением события в источнике. Если источников несколько, то в каждом из них реальное событие видоизменяется по-своему, приобретает новые, иногда исключающие друг друга черты. Характер отражения события в источнике зависит от типа источника и обстоятельств его создания, от мировоззрения автора и его роли в изучаемых событиях, от времени создания источника и от многих других факторов.
Задача историка заключается в том, чтобы реконструировать событие как оно произошло в действительности. С этой целью используются методы источниковедческого анализа. Например, для работы с письменными источниками используется так называемый критический подход. Этот подход отрицает и абсолютное доверие к содержащейся в источнике информации, и полное отрицание достоверности имеющихся сведений. Критический подход предполагает, что источник испытывает сильное влияние со стороны своего создателя и в силу этого не может быть полностью объективным. Поэтому следует выявлять особенности создателя источника и, учитывая их, вносить поправки в передаваемую информацию. Процесс реконструкции реального события предполагает сопоставление различных источников и привлечение внеисточниковых знаний. Так, датировка древних событий часто базируется на астрономических данных, а уже известная информация, связанная с изучаемым событием, может помочь правильно определить его место в некотором более общем процессе.
Затем информацию, извлеченную из источников, следует обработать, используя различные методы исторических исследований. Иными словами, реконструированные исторические события должны быть поставлены в синхронную и диахронную взаимосвязь между собой с целью создания исторической концепции некоторого периода развития того или иного человеческого сообщества.
Отметим основные методы исторических исследований. Историко-генетический метод. Он означает выявление причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Нельзя понять и общее, не изучая единичное. Поэтому историко-сравнительный метод необходим как для осмысления исторического пути конкретных обществ, так и для изучения всемирно-исторического процесса в целом. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-системный метод это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Системный метод применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация. Отметим также идеографический метод – научное описание исторического явления с использованием всех или некоторых из обозначенных выше методов.
Исторические знания (результаты исторических исследований) представлены в трудах историков в виде научно-исторических фактов и исторических концепций. Научно-исторический факт – это действительное событие, явление или процесс как они представлены в работе историка. Научно-исторический факт всегда отличается от реального события (реального исторического факта). Однако если подбор источников и методов исследования был осуществлен правильно, а сам историк обладает необходимой квалификацией, то научно-исторический факт оказывается ближе к действительному событию, чем это же событие, отраженное в исторических источниках. Историческая концепция – это определенный способ понимания событий, процессов и явлений, который реализуется в реконструируемой историком картине прошлого и проявляется в фиксировании ведущих синхронных (существующих между событиями, происходящими одновременно) и диахронных (причинно-следственных и телеологических) связей.
Историческая наука выполняет в обществе ряд взаимосвязанных функций. Отметим важнейшие из них. Познавательная функция заключается в выявлении конкретно-исторических закономерностей развития общества и предполагает получение нового знания. Практически-политическая функция это разработка научно обоснованного политического кура конкретной страны на основе исторических знаний о ее прошлом и настоящем, об историческом пути человечества в целом. Мировоззренческая функция истории способствует формированию научного взгляда на развитие общества. Невозможно успешно действовать в настоящем, не зная прошлого. Поэтому человек, не знакомый с историей своей страны, похож на больного амнезией. Исторические знания могут в какой-то мере защитить гражданина от манипулирования его сознанием со стороны недобросовестных политиков и идеологов. Воспитательная функция истории предполагает формирование патриотизма и межнациональной толерантности, становление высоких нравственных качеств на примерах героических деяний, свободолюбия и стойкости предков.