Анальные компоненты почерка. Изучение почерка студентов колледжа Макнилом

и Блюмом поддерживают теоретическое утверждение, что почерк может служить способом

анальной экспрессии. Выявлена значимая связь между анальным задерживанием,

измеренным тестом “Картинки Черныша”, и отклонением 8 из 17 параметров почерка,

включая всеобъемлющую атипичность символов.

Реактивное образование. Эта концепция вызывает особое отношение у ученых, не

принимающих психоаналитической ориентации в изучении личности. Их реакция часто

выражается в безнадежном пренебрежении концепцией как психоаналитической “гипотезой

на все случаи”. Если результаты противоречат ожидаемым, якобы может быть привлечено

объяснение с помощью реактивного образования. Однако это чувство фактически не

оправдано. Вполне допустимо и часто необходимо в свете наших современных

ограниченных знаний о личности заранее высказать прогноз, что индивид будет вести себя

одним из противоположных способов, но никак не компромиссным образом. Если механизм

точно описывает разновидность поведения, то его следует учитывать в замысле

экспериментов, а не заниматься сверхупрощением, игнорируя релевантные факторы.

Обвинение концепции в объяснении постфактум, конечно, в равной мере ошибочно.

Научная литература по концепции “реактивного образования”, кроме исследования

Гоулдстайна (см. прим. 13), содержит только ссылку на эксперимент Маурера с

· 169-

крысами. При проведении обычного исследования регрессии он случайно заметил, что

животные находятся в состоянии конфликта или амбивалентности между побуждением

подойти и нажать педаль, чтобы избежать болевого раздражения, и противоположным

побуждением к бегству в целях не допустить дополнительного болевого раздражения от

самой педали. В результате крысы “убегают от педали, потому что им хочется подойти и

дотронуться до нее”.

Избирательное невнимание и диссоциация. Здесь Салливан предпринимает весьма

важную попытку установить континуум степеней внимания, или уровней осознания,

которые предположительно могут быть изучены. Однако в современной описательной

форме понятия “избирательное невнимание” и “диссоциация” представляются нам просто

синонимами соответственно предсознания и глубоко вытесненного материала.