Анальные компоненты почерка. Изучение почерка студентов колледжа Макнилом
и Блюмом поддерживают теоретическое утверждение, что почерк может служить способом
анальной экспрессии. Выявлена значимая связь между анальным задерживанием,
измеренным тестом “Картинки Черныша”, и отклонением 8 из 17 параметров почерка,
включая всеобъемлющую атипичность символов.
Реактивное образование. Эта концепция вызывает особое отношение у ученых, не
принимающих психоаналитической ориентации в изучении личности. Их реакция часто
выражается в безнадежном пренебрежении концепцией как психоаналитической “гипотезой
на все случаи”. Если результаты противоречат ожидаемым, якобы может быть привлечено
объяснение с помощью реактивного образования. Однако это чувство фактически не
оправдано. Вполне допустимо и часто необходимо в свете наших современных
ограниченных знаний о личности заранее высказать прогноз, что индивид будет вести себя
одним из противоположных способов, но никак не компромиссным образом. Если механизм
точно описывает разновидность поведения, то его следует учитывать в замысле
экспериментов, а не заниматься сверхупрощением, игнорируя релевантные факторы.
Обвинение концепции в объяснении постфактум, конечно, в равной мере ошибочно.
Научная литература по концепции “реактивного образования”, кроме исследования
Гоулдстайна (см. прим. 13), содержит только ссылку на эксперимент Маурера с
· 169-
крысами. При проведении обычного исследования регрессии он случайно заметил, что
животные находятся в состоянии конфликта или амбивалентности между побуждением
подойти и нажать педаль, чтобы избежать болевого раздражения, и противоположным
побуждением к бегству в целях не допустить дополнительного болевого раздражения от
самой педали. В результате крысы “убегают от педали, потому что им хочется подойти и
дотронуться до нее”.
Избирательное невнимание и диссоциация. Здесь Салливан предпринимает весьма
важную попытку установить континуум степеней внимания, или уровней осознания,
которые предположительно могут быть изучены. Однако в современной описательной
форме понятия “избирательное невнимание” и “диссоциация” представляются нам просто
синонимами соответственно предсознания и глубоко вытесненного материала.