В ст. 3 НК РФ сформулированы следующие важнейшие принципы налогообложения, на которых базируется современное налоговое законодательство РФ.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Приведенные принципы налогообложения отражают специфику развития налоговой системы в Российской Федерации в период экономической реформы и учитывают ряд негативных моментов, которые были характерны для этого периода.
Например, второй принцип является реакцией на широкое предоставление индивидуальных льгот отдельным предприятиям и категориям налогоплательщиков на первом этапе реформ в 1980– 1990-е гг., когда кооперативы и индивидуальные предприниматели практически полностью освобождались от налогообложения.
Принцип, описанный в п. 3, учитывает негативный опыт установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных нрав, например, права граждан на свободное перемещение. Так, в 1990-е гг. в Москве был установлен высокий сбор за право прописки иногородних граждан.
Четвертый принцип стал реакцией на фактическое разрушение единого экономического пространства России в результате неразумного предоставления Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 права регионам вводить собственные налоги и пошлины, ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг в пределах территории Российской Федерации.
Пятое положение также является реакцией на негативную ситуацию, возникшую в связи с Указами Президента РФ от 22.12.1993 № 2268 и 2270, в соответствии с которыми региональные и местные органы установили от 140 до 300 налогов и сборов, не предусмотренных действовавшим тогда Законом "О налоговой системе Российской Федерации".