КОНСТИТУЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА.

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты: 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции.

Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Конституции могут быть: 1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения); 2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3) по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»); 4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась тольков 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

 

2.МОНАРХИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2. Монарх пользуется властью пожизненно;

3. Власть передается по наследству;

4. Монарх юридически безответственен.

Виды монархии:

1) В историческом аспекте:

- древневосточные,

- античные,

- феодальные (ранне-, сословно-представительные, абсолютные).

2) С точки зрения полноты власти:

- абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу - монарху.

- ограниченная - так ФГП, при которой верховная власть делится между монархом и представительными органом.

Ограниченная монархия бывает:

а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами.

б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания).

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Признаки дуалистической монархии:

1) Это промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией;

2) Наличие монарха и иных высших органов государственной власти (парламента и правительства);

3) Назначение членов парламента монархом;

4) Назначение членов правительства монархом, и ответственность правительства лично перед монархом;

5) Монарх выполняет функции реального главы государства.

 

3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки республики:

· Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).

· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.

· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.

Виды республик.

Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.

 

4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и его частей. Различают несколько основных разновидности форм государственного устройства.
1.Унитарное государство – простое единое государство, не имеющие в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Признаки унитарного государства:
Территория: государство делится лишь на административно-территориальные единицы. По статусу они не обладают полит. самостоятельностью, хотя имеют широкие полномочия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности.
Государственный аппарат: имеет единую структуру по всей стране. Компетенция высших органов никак не ограничена полномочиями местных органов.
Правовая система: единая судебная и правовая система, и единая конституция.
Гражданство: единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. Примеры: Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.
2. Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.
Территория: федеративное государство состоит из ряда государств или государственных образований - членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление
Государственный аппарат: наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы, следовательно государственный аппарат имеет два уровня: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру (Пример: в РФ это Государственная дума и Совет федерации), одна из палат отражает интересы субъектов федерации (Пример: Совет федерации РФ, формируется на основании одного представителя от представительных и исполнительных органов власти каждого субъекта)
Правовая и судебная системы: также на двух уровнях. федеральном и уровне субъекта федерации. Действует принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Гражданство: двойное, каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Примеры: Австралия, Германия, Россия, США.
3. Менее распространена конфедерация – объединение (союз) государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою политическую самостоятельность
Территория: единая территория отсутствует. Субъекты конфедерации – это суверенные государства обладающие правом свободного выхода из ее состава.
Государственный аппарат: для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.
Правовая система: общие органы могут принимать акты по вопросам, входящим в их компетенцию, но они не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентов. Единая судебная система отсутствует.
Гражданство: каждое государство-член конфедерации имеет собственное гражданство.
Примеры: конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Евросоюзе.

 

 

5. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.

Признаки гражданского общества:

1) Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.

2) Это сложносконструированная и плюралистическая система.

3) Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества:

 экономическая свобода, рыночная экономика

 легитимности и демократический характер власти

 признание и защита естественных прав человека и гражданина

 равенство перед законом и судом

 наличие правового государства

 невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества:

 личность

 семья

 школа

 церковь

 собственности и предпринимательство

 социальные группы, слои, классы

 частная жизнь граждан и ее гарантии

 институты демократии

 общественные объединения

 независимое правосудие

 система воспитания и образования

 свободные средства массовой информации

 негосударственные социально-экономические отношения и др.

 

8. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства – система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства

Принцип– это основополагающая идея, базовое положение на основе которого сформировано и действует какое-либо явление.

Принципы организации и деятельностипредставляют собой единую группу, т.к. один и тот же принцип является и принципом организации (т.е. формирование) и принципом деятельности:

Принцип разделения властей (ст.10). Единая государственная власть делится на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип дополнен системой сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти имеет контрольные рычаги и полномочия по сдерживанию других ветвей власти, с целью предотвращения сосредоточения всей власти в одних руках.

Принцип демократизма (ст.3) означает, что источником власти в государстве является народ данного государства, который осуществляет власть в 2 формах: непосредственная и опосредованная демократия.

Принцип гласности, означает открытость и доступность информации о деятельности государственных органов для всех субъектов (ограничена размерами государственной тайны).

Принцип законности (ст.15) означает неуклонное, строгое, точное исполнение предписаний закона всеми субъектами (всеми государственными органами и должностными лицами).

Принцип подотчетности означает подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим (данный принцип характерен только для исполнительной власти).

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, означает коллективное обсуждение вопроса, но единоличное принятие решения т единоличную ответственность за принятое решение.

Принцип профессионализма,означает соответствие деловых качеств лица к требованиям, предъявляемых к нему в соответствии с занимаемой должностью.

Принцип федерализма– присущ федеративным государствам, в частности РФ Деление власти по горизонтали дополняется её разделением по вертикали: на власть РФ, осуществляемую федеральными органами государственной власти и на власть её субъектов – органы государственной власти субъектов

 

 

9. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ – ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Теоретическое обоснование принципа разделения властей было в 17-18 веках, определялось как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конст Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

 

 

7. ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.
Статья 3 Конституции РФ гласит, что гос. власть в РФ принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа РФ. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в гос. жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.
Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности. В-третьих, государство располагает особым гос. аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством гос. власти по отношению ко всем гражданам, ко всем негосударственным организациям.
Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, которые к тому же всегда используют силу ор-ганизации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.
Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:
— в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;
— в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;
— в снятии ее внутренних противоречий.
Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей.
Партии могут быть:
• классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские); национальными, религиозными, выражающими на гос. уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского воз-рождения, Союз русского народа и т.д.);
• проблемными, вызванными и подчиняющими свою программатику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);
• государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
• формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;
• так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

РФ.

 

 

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.

 

Любое гос-во обладает опред-ым набором функций. Все функции реализуются с помощью механизма государства.

Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом. Механизм гос-ва состоит из гос.аппарата, гос.учреждений, гос.предприятий. Элементами гос.аппарата яв-ся гос.органы.

Гос.орган – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из госуд.служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами для осущ-ия в пределах своей компетенции задач и функции гос-ва.

Признаки гос.органа:

- образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

- яв-ся самостоятельными элементами гос.аппарата;

-взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого яв-ся обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Виды гос.органов (классификации):

1) по месту в механизме гос-ва: - выполняющие функции гос-ва (напр, Гос.Дума); - обслуживающие.

2) по принципу разделения властей:

-законодательные (дума, собрание, совет) -исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства) -судебные

3) по действию в пространстве: -федеральные -органы субъектов федерации (!!! муниципал.органы не входят в систему гос.власти, не относятся к гос.органам, они яв-ся органами местного самоуправления)

4) по времени действия: -постоянные -временные

5) по принципу принятия решения:

-коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) -единоличные (Президент РФ)

6) по характеру полномочий: -органы общей компетенции (Правительство РФ) -органы специальной компетенции (напр., Министерство внутр.дел)

 

 

11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. Институты представительной и непосредственной демократии в РФ.

Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.
К организационным формам относятся: выборность высших органов государства; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.
В соответствии со способом осуществления народом своей власти, выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную); косвенную (представительную).
Прямая (непосредственная) форма демократии. Характерной чертой этой формы демократии является то, что в ее рамках народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть. Институтами прямой демократии являются собрания, митинги, шествия, демонстрации, обращение в органы власти (петиции), пикетирования, народное обсуждение важнейших вопросов.
Косвенная (представительная) форма демократии. Характерной чертой этой формы демократии является то, что народ осуществляет свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший и представительный (выборный) орган власти в стране.
Недостатками представительной демократии являются:
фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
неизбежная бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;
широкие возможности для подкупа должностных лиц;
слабая легитимность власти вследствие почни полного отчуждения от нее граждан;
нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов и др.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ — осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Сочетание представительной и Н.д. является высшим проявлением полновластия народа. Н.д. обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Субъектами Н.д. выступают: многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане. Характерные черты Н.д.: 1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; 2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; 3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляемся актами Н.д. Неправомерный отказов приеме или рассмотрении обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения влекут за собой ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством РФ и ее субъектов. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

 

12. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА. КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА.

Особенности конституционного статуса главы государства определяют объем и характер его функций и полномочий. Конкретное содержание компетенции главы государства в той или иной мере соотносится с осуществлением законодательной, исполнительной и судебной власти. Ее объем и проявления обусловлены формой правления и формой политического режима.В президентских республиках глава государства получает свой мандат непосредственно от избирателей и всегда наделен широкими и реальными полномочиями. Президент здесь занимает важнейшее место в государственном механизме и играет очень важную роль в общественно-политической жизни. Это касается и глав государств в некоторых странах со смешанной республиканской формой правления.

В парламентарных республиках глава государства получает мандат от парламента. Обычно он не имеет существенных властных полномочий и реализует свою компетенцию во взаимодействии с правительством. Статус президентов и монархов парламентарных республик примерно одинаковый.

Компетенция главы государства и его институциональное значение нередко устанавливаются в конституциях в общем виде. В статье 87 Конституции Италии записано, что “президент является главой государства и представляет национальное единство”. В Японии император выступает “символом государства и единства народа”.

В обобщающем виде полномочия глав государств можно разделить на следующие основные группы:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри станы.

Внутренние полномочия: согласование функций и взаимодействия органов государственной власти; деятельность, направленная на сохранение единства государства; согласительные процедуры в спорах между субъектами федерации и др.

Внешние полномочия: представительство государства на международных переговорах, прием вверительных и отзывных грамот представителей других государств, назначение дипломатических представителей в другие государства. Во многих странах глава государства имеет право ратифицировать международные договоры либо участвовать в этом процессе. Иногда важнейшие договоры глава государства может ратифицировать только по предварительному согласию парламента (Италия), при условии делегирования ему такого права (Польша), при одобрении договора парламентом (Норвегия).

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти: назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии (издает декрет); подписывает и публикует законы (промульгация); имеет право суспенсивного (отлагательного) вето; как правило, обладает правом законодательной инициативы. Что касается права роспуска парламента, то в некоторых парламентарных монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Люксембург), данное право установлено лишь формально. На практике монарх принимает решение с учетом мнения главы правительства.

3. Полномочия по формированию других органов государства: назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии (коалиции партий), имеющей большинство мест в парламенте; в некоторых странах назначает премьер-министра или министров с согласия парламента; назначает многих высших должностных лиц государства.

4. В сфере нормотворческой деятельности глава государства издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Акты главы государства, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по соответствующему вопросу.

В парламентарной республике акты главы государства нуждаются в контрассигнатуре, то есть в подписании их премьер-министром или определенным министром.

Акты президента, по общему правилу, носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5. К полномочиям глав государств, соотносящихся со сферой судебной власти, относится установленное в конституциях многих государств право назначать судей или принимать участие в процедуре таких назначений. Соответствующие назначения в странах со смешанной республиканской и парламентарными формами правления осуществляются по предложению правительства или специального органа, который называется высшим советом магистратуры (высшим судебным советом). В частности, создание таких органов предусмотрено основными законами Болгарии, Греции, Испании, Молдовы, Румынии.

6. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций: объявляет чрезвычайное, военное, осадное положение (на определенный срок и под контролем парламента); президент может вводить свое правление в субъектах федерации, осуществлять федеральное вмешательство.

7. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. Глава государства является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства. При нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности. Из развитых стран исключение по наделению главы государства полномочиями главнокомандующего вооруженными силами составляют ФРГ и Япония, что обусловлено конкретными историческими обстоятельствами.

8. Как высшее должностное лицо глава государства назначает государственных служащих определенных рангов.

9. Полномочия в сфере правового статуса личности: принятие в гражданство и прекращение гражданства (подданства), помилование, награды, почетные звания. Глава государства является гарантом конституции, прав и свобод человека.

10. Право инициировать референдум. Данное право установлено в конституциях целого ряда государств с парламентарно-республиканской и смешанной республиканской формой правления.

11. Право на обращения к парламенту и народу.

Наряду с правами, конституции предусматривают обязанности глав государств и устанавливают определенные запреты. Для президентов, как правило, предусматривается запрет на любое совмещение должностей, а в некоторых странах - прекращение членства в партии

13. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТОВ.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости отих структуры. Нижние палаты парламентов, также, как однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов.Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. (Индии, Норвегии и Франции).Двухстепенные выборы
применяются при формировании верхней палаты норвежского парламента стортинга. Посредством трехстепенных выборов в основном формируется
сенат V Французской Республики.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в
соответствующих странах при формировании нижних палат.
3. Чисто феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Традиционная система замещения мест в палате лордов была
за последнее время несколько модернизирована. В настоящее время в состав палаты лордов входит более 1200 пэров, которые подразделяются на
следующие основные группы: 1) наследственные пэры, имеющие право передавать свой титул по наследству; 2) пожизненные пэры, не имеющие права передачи титула по наследству; 3) ирландские и шотландские пэры (в настоящее время их в палате лордов нет); 4) пэры по апелляции; 5) духовные пэры (епископы и архиепископы англиканской церкви).
4. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии.
5. Верхние палаты парламентов некоторых стран (сенат Бельгии, сенат Ирландии) формируются смешанным путем, при котором сочетаются элементы
выборности, назначения и на следственности.

 

14.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА.

Важное значение для законодательной власти и механизма ее осущест­вления имеетзаконодательный процесс.Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива.Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государст­венной Думы, Правительству России и законодательным органам субъек­тов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограни­чивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.

Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Госу­дарственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены на­логов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, из­менения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требу­ется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законо­проектакрассмотрениюи обсуждение его в ГосударственнойДуме. Вся подгото­вительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуж­дение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государствен­ной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государствен­ного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта.Для принятия федерального обычно­го закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Россий­ской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституци­онных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.

Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные за­коны в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верх­нюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в те­чение 14 дней.

Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федера­ции, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную ко­миссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения ра­бота комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Го­сударственной Думой с учетом мнения комиссии.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде­рации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не ме­нее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обна­родование закона Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародова­ния Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный кон­ституционный закон.

Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установ­ленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подле­жит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 

15. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

сполнительная власть — это совокупность полно-мочий по непосредственному управлению обществом. В отличие от законодательной власти, носящей первичный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Содержание деятельности исполнительной власти — управление, включающее: 1) исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодательной власти; 2) распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий; 3) контрольную деятельность — проверки, ревизии, инспекции с целью проконтролировать деятельность нижестоящих органов и учреждений. Для осуществления своих задач исполнительная власть нуждается в особых структурах. Она обладает наиболее разветвленной системой разнообразных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах (исполнительную вертикаль). Правительство — это высший коллегиальный исполнительный орган государства. Правительство является высшим органом исполнительной власти в государстве независимо от того, какая роль принадлежит главе государства. Способы формирования правительства: 1) парламентский (в парламентарных монархиях и парламентарных республиках); 2) полупарламентский (в смешанных и президентских республиках), когда правительство формируется президентом или парламентом, но при обязательном участии иной стороны; 3) внепарламентский принцип, характерный для абсолютных монархий (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия). Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно перед ней, подотчетно и подконтрольно ей. Оно призвано отрабатывать пути и способы реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нор-мативно-правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения и др.), которые обязательны для исполнения. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и ведомства формируются, исходя из стоящих перед правительством конкретных задач. К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), учреждения по исполнению уголовных наказаний; органы государственной безопасности, вооруженные силы. «Силовой» характер исполнительной власти составляет объективную основу для возможной узурпации государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности со стороны иных ветвей власти. В большинстве государств жестко фиксированная структура и численный состав правительства отсутствуют. Все эти характеристики определяются при создании нового правительства или его реорганизации. Правительство несет конституционную ответственность за свою деятельность. Министры несут коллективную, то есть солидарную ответственность за политику и решения правительства, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства.

 

16. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ.

Судебная власть– это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной властиреализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Судебная система России - это совокупность судов, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ, наделенных полномочиями по отправлению правосудия по административным, уголовным, гражданским и другим делам, сформированная как единая организационная форма органов правосудия, решающих задачи судопроизводства и осуществляющих судебную власть на территории государства. Судебная система включает: 1) федеральные суды. В систему федеральных судов входят Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; 2) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: 3) мировые судьи субъектов РФ. Судебная система - это сложная организационная форма, которая формируется преемственностью принципов построения, взаимосвязью с государственным и административно-территориальным устройством. По своему месту в судебной системе и по объему юрисдикции различаются суды следующих уровней: суды основного звена, среднего звена и высшего звена. Звено судебной системы - это обособленная организация работы одного суда на той или иной территории государства. Система судов Российской Федерации состоит из так называемых трех уровней судов - это суды основного звена, суды среднего уровня и суд высшего уровня. Каждый из уровней судебной системы формируется за счет звеньев всей судебной системы. Уровень судебной системы состоит из множества звеньев компетенции. Это обусловлено большой территорией РФ и необходимостью сделать судебную власть доступной для всех граждан. Компетенция судов различных звеньев: 1) районный (городской) суд рассматривает в качестве суда первой инстанции практически все гражданские дела и большинствоуголовныхдел. Районный (городской) суд рассматривает уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.); 2) краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу; 3) Верховный суд РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций. По первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела исключительной важности и общественного значения. По кассационной инстанции проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов. В надзорной инстанции Верховный суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всехзвеньев; 4) К компетенции военных судов относятся гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формировании и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

 

 

17. ГОСУДАРСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.