ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ

ФРЕЙД

Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты

самосохранения или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. Исторические особенности

развития взглядов Фрейда подробно очерчены Томпсон (65), и здесь нет надобности

касаться этого вопроса. Конечным итогом стало разделение на инстинкт жизни - Эрос и

инстинкт смерти - Танатос. Инстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго;

инстинкт смерти представлял новую отдельную концепцию, такую же важную, как теория

Эроса. Инстинкт смерти активируется сразу при рождении и выражается в тенденции к

возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состояние. Процесс

жизни подразумевает напряжение, а влечение к смерти преследует цель освобождения от

напряжения. Новая концепция помогла Фрейду объяснить самодеструктивные побуждения

(напр., самоубийство), агрессию по отношению к другим (напр., война) и компульсивные

наклонности повторения ранее болезненного опыта. Все психические феномены, таким

образом, получали объяснение в понятиях слияния или смешения двух инстинктов.

ФЕНИХЕЛЬ

Фенихель допускает существование деструктивных влечений и их противоположность

сексуальным желаниям любви. Однако в отличие от фрейда он утверждает, что оба вида

влечений дифференцируются из одного источника. В обоих случаях имггт место стремление

к релаксации путем разрядки напряжения или осуществляется закономерность, названная

Фенихелем “принципом постоянства”. Для иллюстрации действия принципа постоянства в

случае эротических инстинктов он приводит аналогию с голодным ребенком: ребенок

просыпается, чтобы удовлетворить голод, и опять засыпает.

Агрессивные влечения, с другой стороны, не имеют своей собственной цели, но

скорее представляют способ реагирования на фрустрацию. Если устойчивость к фрустрации

недостаточна и возникает напряжение, то агрессия способствует избавлению от него. В

заключение Фенихель повторяет, что нет необходимости предполагать дихотомию

инстинктов. По его мнению, адекватная детальная классификация инстинктов станет

возможной только тогда, когда физиология представит лучшую информацию об их

происхождении.