Вопрос № 6
Русская архитектура первой половины XIX в. связана со стилем ампир (от франц. империя), которыйсложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Этот стиль завершил развитие классицизма. В России он проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова.
Характерной чертой зодчества XIX в. стало создание крупных архитектурных ансамблей, призванных символизировать величие и процветание Российской империи, что особенно проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо познакомиться с жизнью известных архитекторов, чьи имена вошли в историю русского зодчества, показать характерные черты архитектурных школ Москвы и Санкт-Петербурга. Подготовьте сообщения о наиболее интересных и значительных творениях русских и иностранных архитекторов XIX вв., проследите, как последовательно менялись архитектурные стили и направления.
Вопрос № 7
Рубеж XIX - XX вв. вошел в русскую культуру и историю как «Серебряный век». Россия пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и аккультные настроения, художественные открытия в театральном искусстве и живописи.
Идеологической базой культуры «серебряного века» стал «критический идеализм» - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Владимира Соловьева.
Дм. Мережковский провозгласил «чистое» искусство, содержанием которого стал мистический сюжет, гротескное восприятие действительности. Культуре стала отводиться мессианская роль.
Поэтические искания «Серебряного века» связаны с именами А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Брюсова, Н. Радлова.
В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок выступил как лирик – символист, находящийся под сильным влиянием философии Владимира Соловьева.
Художники, стремясь к гармонии и красоте мира, видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. Подготовьте сообщение о наиболее ярких представителях нового художественного стиля «модерн» (В.А. Серов, М.А. Врубель, А. Бенуа, М.В. Нестеров, К. Коровин и др.)