Вопрос № 2.

В эпоху Возрождения было создано новое мировоззрение, пришедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Если в средние века знание было частью богословия и представляло собой изучение божественного, то Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук (humana studia). От этого термина образовались названия «гуманизм» и «гуманист».

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архитекторы, политики и меценаты. Следует различать понятия «гуманный человек» и «гуманист». Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи, расчетливый и хитрый политик, Никколо Макиавелли, коварный и жестокий Цезарь Борджиа. Гуманисты эпохи Возрождения – это по-новому мыслящие люди. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и историческими исследованиями, изучением античных рукописей, педагогикой и воспитанием. Но в процессе их активной и разносторонней деятельности создавался новый и особенный тип мышления - ренессансный гуманизм, отличительной чертой которого стал отказ от средневековой системы знания и богословской схоластики, опиравшейся на теологические догмы.

Гуманисты считали, что наука не должна быть заперта в монастырях и средневековых университетах, а должна быть открыта для людей и приблизить их к познанию не самого Бога, а природы и человека, созданных Богом.

Проанализируйте материал, приведенный в Хрестоиатии по теме семинарского занятия (Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. ЮНИТИ – ДАНА, 2005)

Ярким подтверждением сказанного может стать отрывок из произведения ученого – гуманиста, философа, богослова Эразма Роттердамского (1469-1536) «Оружие христианского воина», приведенного в Хрестоматии, стр. 131.

Эразм Роттердамский стал одним из основателей течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм», представлявшего собой попытку синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. Он стал последовательным противником средневекового религиозного фанатизма и особенно беспредельного унижения человека перед Богом.

Из огромного наследия Эразма Роттердамского наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (1519-1535). Первое произведение – сатира философская, второе – сатира по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убежденности в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу сама себе, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность – тупой низостью, безграничная власть – худшим рабством. Поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «Ничего сверх меры!».

Авторитет Эразма Роттердамского для современников был огромным. Его иногда сравнивают с Вольтером XVIII в. Его творчество оказало влияние на формирование европейских языков.

Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образа мыслей. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль. Провозглашено право на свободу научного исследования, возникли светская литература и искусство. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек вновь понимается как мера всех вещей, как героическая, творческая личность. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

Иллюстрацией сказанного может служить отрывок из «Речи о достоинстве человека» итальянского философа-гуманиста XV в. Пико дела Мирандола (1463-1490). (Хрестоматия, стр. 131)

Мирандола говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире – либо возвышаться над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускаться до животного. Он сам формирует свой облик: очищает душу от страсти, достигает гармонии внутреннего мира и познает красоту природы.

Учение о достоинстве человеческой личности было основой для политических, этических, социальных и особенно эстетических взглядов гуманистов Высокого Возрождения. Мирандола с поэтическим вдохновением выразил главную идею, связывающую идеологию гуманизма и все искусство Ренессанса, - это утверждение величия и красоты человека.

Важнейшим рубежом миропонимания эпохи Высокого Возрождения стало творчество итальянского мыслителя, политического деятеля и писателя Никколо Макиавелли (1469-1527).

В его произведениях сохранилась антропоцентрическая концепция мира, но в тоже время она подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в его трудах встала проблема власти, народа, нации. Наиболее известными работами Макиавелли стали политический памфлет «Государь», комедия «Мандрагора», «Сказка о Бельфагоре».

Отношение к его творчеству всегда было противоречиво: с одной стороны, резко негативное, т. к. он безжалостно обнажал механизмы политической власти, ее цели, задачи и средства, а с другой стороны – его мысли и идеи истолковывались не иначе, как пригодные во все времена и при любых обстоятельствах.

Например, макиавеллизм как политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали, коварстве и манипулировании сознанием во все времена находила подтверждение себе.

Обратите внимание на мысли, высказанные в отрывке из «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», приведенном в Хрестоматии (Тит Ливий - римский император). Они звучат достаточно современно и не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня.В этом и проявляется гениальность автора.

(Хрестоматия, стр. 132)

Согласны ли вы с тем, что любое поколение склонно обвинять время, в котором оно живет, хвалить и идеализировать прошлое. Вместо того, чтобы искать причины неудовлетворенности в себе, люди начинают обвинять время. Звучит ли сказанное в XVI веке актуально для современности? Свою точку зрения обоснуйте.