Несовместимые души и тела

Мы должны отметить существенный факт, касающийся важного во всех отношениях вопроса связи между нервной организацией и сознанием. Когда человеческое сознание еще не развилось выше состояния позднего лемурийского или раннего атлантического, но вселяется в тело пятой Расы, оно представляет собой любопытный и интересный предмет для изучения. (У нас нет возможности детально рассматривать причины такого воплощения. Если говорить кратко, то когда более развитые Расы, завоевывая территории, заселенные слаборазвитыми племенами, прямо или косвенно их истребляют, то люди, преждевременно выселенные таким образом из своих тел, должны найти себе новые вместилища. Подходящие первобытные условия при все растущем распространении высших рас становится все более редким; и людям приходится возрождаться в самой вульгарной из имеющихся в наличии обстановке, такой как трущобы больших городов, семьи криминального типа. Они вовлекаются в господствующую нацию по кармической необходимости.) Такие люди воплощаются в тела пятой Расы из наихудшего имеющегося в наличии материала. Затем они проявляют в этих телах пятой Расы свойства, относящиеся к телам предшествующих — четвертой или третьей. И хотя они имеют внешнюю физическую нервную организацию, в их нервной материи нет внутренней дифференциации, которая приходит лишь с действием на физическую материю энергий, идущих с астрального и ментального планов. Мы наблюдаем в них отсутствие реакции на воздействие извне, если эти воздействия не сильнейшего порядка. Это отмечает низкую степень развития индивидуального сознания. Мы наблюдаем впадение этих людей в бездействие, когда отсутствуют сильные физические раздражители; повторяющееся страстное желание таких сильных раздражителей, когда физические нужды побуждают их к активности, слабое пробуждение умственной деятельности при интенсивных воздействиях на органы чувств и пустоту, когда органы чувств в бездействии; полное отсутствие реакции на мысль или высокие эмоции, не неприятие их, а просто неосознание. Возбуждение или жестокость у такого человека, как правило, вызывается внешними факторами — чем-то, возникающим перед ним физически, и что его пробуждающийся мозг ассоциирует с удовлетворением какой-нибудь страсти, о которой он помнит и хочет ощутить снова. Такой человек может быть не намерен совершать грабеж или убийство, а быть побужден к ним лишь видом хорошо одетого прохожего, вполне вероятно имеющего деньги, которые означают удовлетворение потребностей в пище, алкоголе или сексе. Сразу же появляется побудительная причина к нападению на прохожего, за которой тут же последует действие, если оно не сдерживается явной физической опасностью, например, присутствием полицейского. Идею совершения преступления обусловливает воплощенное физическое искушение. Человек, который планирует преступление заранее, более высокоразвит. Простой дикарь совершает преступление под влиянием момента, если перед ним не оказывается другого физического воплощения, воплощения силы, которой он боится. И когда преступление уже совершено, он оказывается глух ко всем взываниям к стыду или совести, он восприимчив лишь к страху.

Эти наблюдения, конечно же, не относятся к умному преступнику, а лишь к прирожденному, грубому и животному его типу, к дикарю третьей или четвертой Расы в теле пятой Расы.

С течением того, как истины Древней Мудрости все более и более окрашивают современное мировоззрение, они кроме всего прочего, неизбежно приведут к изменению обращения с преступниками. Такие преступники, о которых мы только что говорили, не будут жестоко наказываться, а будут постоянно содержаться в условиях строгой дисциплины, и настолько, насколько это осуществимо, им будет оказываться содействие в более быстром развитии, чем это было бы возможно в условиях дикой жизни. Но дальнейшее исследование этого вопроса уведет нас слишком далеко от нашей основной темы, и поэтому мы должны вернуться к работе сознания на астральном плане и к тому, как она проявляется у высших животных и у низших представителей человечества.

 

4. Пробуждение сознания на астральном плане

Мы видели, что астральная организация предшествует и формирует физическую нервную систему, и теперь мы должны рассмотреть, как это сказывается на работе сознания. Следует ожидать, что сознание на астральном плане будет смутно и нечетко воспринимать воздействия на его астральную оболочку, точно также как у минералов, растений и низших животных оно осознает воздействия на свое физическое тело. Осознанность астральных воздействий намного предшествует какой-либо определенной организации в астральной оболочке, мостику между ментальным и физическим планами. Она постепенно разовьет эту оболочку в астральное тело, отдельное вместилище для сознания на астральном плане. И, как мы видели, первая организация в астральной оболочке является ответом на воздействия, получаемые через физическое тело, и в своем развитии связана с физическим телом. Эта организация не имеет прямого отношения к приему, координации и пониманию астральных воздействий, а реагирует на влияния со стороны физической нервной системы. Повсюду Сознание предшествует Самосознанию, и эволюция на астральном плане проходит одновременно с эволюцией Самосознания (о чем мы сейчас поговорим) на физическом.

Воздействия на астральную оболочку с астрального плана вызывают колебательные волны во всей астральной оболочке, и заключенное в нее сознание постепенно начинает смутно осознавать эти пульсации, не соотнося их ни с какой внешней причиной. Оно ищет более сильных физических раздражителей, и та способность к концентрации внимания, которая в нем развилась, обращена на них. Агрегации астральной материи, связанные с физическими нервными системами, разумеется также воспринимают общую пульсацию астральной оболочки; и колебания, вызываемые этой пульсацией сливаются с таковыми от физического тела, и также оказывают свое влияние на колебания, посылаемые ему сознанием через эти агрегации. Так устанавливается связь между астральными воздействиями и симпатической системой, и они играют значительную роль в эволюции. Когда сознание, функционирующее в физическом теле, начинает медленно воспринимать окружающий мир, эти астральные воздействия — постепенно относимые к пяти чувствам, как и физические — сливаются с таковыми физического плана и не отделяются от них по происхождению. Это осознание является низшим ясновидением, которое предшествует великой эволюции мозга. Пока симпатическая система будет функционировать как доминирующий аппарат сознания, до тех пор происхождение астрального и физических воздействий будет оставаться для сознания одним и тем же. Даже высшие животные — у которых хорошо развита цереброспинальная система, но у которых она пока еще, за исключением центров органов чувств, не стала основным механизмом сознания — не различают физические и астральные образы, звуки и т.п. Лошадь перепрыгивает через астральное тело так, как если бы оно было бы физическим; кот потрется о ноги астральной фигуры; собака на нее зарычит. В собаке и лошади наблюдается пробуждающееся тревожное ощущение определенного отличия, которое видно в страхе, часто проявляемом собакой при таких появлениях и в робости лошади. Нервозность лошади — несмотря на то, что она может быть приучена к опасностям поля сражения и даже выдрессирована, как в случае арабских жеребцов, подбирать и выносить своего упавшего всадника, невзирая на все тревожащее окружение — похоже, главным образом обусловлена смятением и замешательством в отношении ее окружения и неспособностью различать то, что она позднее научиться относить к "объективным реальностям", которые могут являться причиной повреждений её тела, и "иллюзии" или "галлюцинации", сквозь которые её тело может пройти невредимым. Для нее все является "реальным" и различия в нем тревожат ее. В случае исключительно смышленых лошадей эта нервозность часто более выражена, так как с развитием пробуждающегося ощущения различия самих явлений и первоначальным непониманием этого развития увеличивается и обеспокоенность.

Дикарь, в большей степени живущий своей цереброспинальной системой, различает физические и астральные явления, хотя последние являются для него такими же "реальными", как и "физические". Он связывает их с другим миром, с тем, к котором он относит все, что ведет себя не тем образом, что он считает нормальным. Он не понимает, что осознает их посредством симпатической, а не церебноспинальной системы. Он их просто воспринимает — и больше ничего. Лемурийцы и ранние атланты почти в равной степени осознавали астральное и физическое. Астральные воздействия, ввергающие в колебания все астральную оболочку и проходящие через астральные центры органов чувств к симпатическим центрам физического тела, ясно ими воспринимались. В их жизнях больше властвовали ощущения и страсти, чем интеллект; особый аппарат астральной оболочки, симпатическая система, был доминирующим механизмом сознания.

Вместе с тем, как церебноспинальная система усложняется и все прочнее занимает свою позицию в качестве главного аппарата сознания на физическом плане, внимание сознания все больше и больше фиксируется на окружающем физическом мире; и все сильнее и сильнее выделяется тот аспект его активности, который выступает в качестве конкретного разума. Симпатическая система становится подчиненной. Предоставляемым ею данным уделяется все меньше и меньше внимания. Они оказываются погруженными в поток более грубых и сильных физических раздражителей извне. Этим и обуславливается снижение астрального сознания и увеличение интеллекта, хотя почти у каждого все еще остается смутное ощущение непонимания время от времени воспринимаемых впечатлений.

На данной стадии эволюции эта низшая форма ясновидения все еще встречается у людей, но только у индивидов в очень ограниченным интеллектом. Они имеют незначительное представление в отношении его причины и обладают незначительным контролем его использования. Попытки усилить его способны вызывать нервные расстройства, трудно поддающиеся лечению; эти попытки противоречат закону эволюции, которая постоянно продвигается вперед, к более высокой цели и никогда не идет в обратном направлении. Так как закон изменить нельзя, то попытки действия, направленного против него, влекут за собой лишь расстройство и заболевание. Мы не можем вернуться в то состояние, когда симпатическая система была доминирующей, иначе, кроме как ценой своего здоровья и высшей интеллектуальной эволюции. Отсюда и серьезная опасность следования многим широко публикуемым сейчас рекомендациям по медитации над солнечным сплетением и другими симпатическими центрами.

Такие техники, некоторые дошли и до Запада, в Индии систематизированы в хатха-йоге. Возобновляется контроль над непроизвольными мышцами, так что человек может менять направление перистальтического движения, подавлять сердцебиение, произвольно вызывать рвоту и так далее. Много времени и усилий должно быть затрачено, прежде чем свершение таких подвигов становится возможным, а в конечном итоге человек лишь возвращает своей воле контроль над мышцами, который уже давно был передан его же симпатической системе. Ранее эта передача осуществлялась постепенным отвлечением внимания от этих мышц, теперь же внимание на них концентрируется вновь, и таким образом ранее достигнутое возвращается к исходной точке. Так как такие действия производят сильное впечатление на несведущих, принимающих их на свидетельство духовного величия, то они часто практикуются людьми, жаждущими власти, но неспособными ее получить более законным путем. Более того, эти действия являются самой легкой частью Хатха-Йоги, проще всего осваиваются и требуют намного меньше страданий, чем удерживание руки в вытянутом положении до тех пор, пока она не ослабеет, или лежание на гвоздях.

Когда цереброспинальная система временно оказывается в бездействии, то сознание через симпатическую систему начинает воспринимать импульсы, идущие от астральной оболочки. Этим обусловлена "ясность" в навязанном или самопроизвольно вызванном трансе, способность толкования астрального с использованием кристаллов и другие подобные приемы. Частичная или полная приостановка действия сознания в высшей оболочке заставляет его направить свое внимание на низшую.

Для предотвращения неправильного понимания здесь следует добавить, что высшее ясновидение не предшествует, а следует за ростом разума и не может появиться до тех пор, пока организация астрального тела, в отличие от астральной оболочки, не достигнет значительного плана. Когда благодаря действию интеллекта и совершенствованию физического интеллектуального аппарата это происходит, тогда постепенно развиваются вышеупомянутые истинные астральные чувства, называемые чакрами, или колесами, из-за своего вращающегося внешнего вида. Они развиваются на астральном плане как астральные чувства и органы и строятся и контролируются с ментального плана, также как центры головного мозга — с астрального. В это время сознание функционирует на ментальном плане и строит свой астральный механизм также как ранее, функционируя на астральном, оно строило свой физический механизм. Но теперь оно работает со значительно большей силой и пониманием, уже развернув к этому времени значительную часть своих способностей. Далее оно организовывает центры симпатической и цереброспинальной системы физического тела, так чтобы они выступали в качестве аппарата физического плана для донесения колебания с высших планов к сознанию мозга. Когда эти центры оживают, "прорываются" знания, т.е. они становятся доступными для использования сознанием, функционирующим в физической нервной системе. Это, как говорится, является высшим ясновидением: разумным и по своей воле контролируемым использованием способностей сознания в астральном теле.

В этом восхождении вверх вначале пробуждаются силы сознания на физическом плане, а затем соответственно его способности пробуждаются на астральном и ментальном планах. Астральная и ментальная оболочки должны быть высокоразвиты, прежде чем они смогут развиться дальше в тонкое ненасыщенное тело, независимо функционирующее на высших планах и строящее затем для себя необходимый аппарат для использования этих высших способностей в физическом мире. И даже здесь, когда аппарат готов, построенный чистой мыслью и с чистым желанием, оно должно быть оживлено на физическом плане огнем Кундалини, пробуждено и направлено сознанием, функционирующем в физическом мозге.

 

Глава IX
СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ