Глава 2. ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО ОДУШЕВЛЁННОЕ

Ключевые слова: душа, психика, сознание, самосознание, подсознание, ощущение, восприятие, представление, мышление.

Человек — существо телесное, имеющее душу (с научной точки зрения, психику), т.е. свой внутренний мир (мысли, переживания, намерения), ко­торый проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми.

В представлениях первобытных людей душа рассматривалась как некая жизненная сила, обитающая в теле человека, такая же, как кровь, дыхание.

В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная немате­риальная субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела суще­ствование. Христианская религиозная философия принимает душу как носи­тельницу образа Божия. Поэтому, только совершенствуя душу, человек мо­жет приблизиться к Богу.

Идеалисты — в частности известный античный философ Платон (428-348 гг. до н. э.) — считали, что человеческая душа как носительница истинного знания о природе вещей бессмертна. До того как вселиться в тело человека, она живет в мире духовных сущностей («эйдосов» —истинных знаний о ми­ре), которые созерцает. Вселившись же в смертное человеческое тело, душа попадает в темницу, так как тело отягощено чувствами, которые не могут быть источником истинных знаний.

Материалисты не отрицают существование души, но отвергают веру в существование души вне тела и идею ее бессмертия. У души есть материаль­ный носитель — тело. С точки зрения материализма, психика — свойство не всякой, а особым образом организованной материи — мозга. Мозг есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли. Повреждение последнего приводит к психическим нарушениям.

Вопрос о том, как связаны между собой душа и тело, является психофи­зической проблемой. Впервые она была поставлена французским философом Р.Декартом (1596-1650) в XVII веке. Он полагал, что психические явления (сознание, мышление, воля) и явления телесные (мышечные движения, из­менения в нервных клетках) принадлежат двум принципиально различным сферам. Такая позиция получила название дуализма (лат. duo — два).

ПСИХИКАсистемное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении индивидом внешнего мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика прошла длительный путь развития: от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека — продукта общественно-исторического развития, результата и условия трудовой деятель­ности и общения людей.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поис­ком, избирательностью, так как принадлежит индивиду, вне его не существу­ет и зависит от его особенностей. Психическое отражение — субъективный образ объективного мира.

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения, не разви­вается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика. Специфические качества психики — сознание, мышление, речь, память формируются только прижиз­ненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.

К основным функциям психики человека относятся:

— отражение;

— осознание человеком своего места в окружающем мире;

— регуляция поведения и деятельности.