Европейская цивилизация эпохи Средневековья
Ключевые слова: феод, феодализм, дворянство, духовенство, крестовые походы, великие географические открытия.
Эволюция общества средневековой Европы охватывает эпоху с V века до середины XVII века. Эта эпоха может быть разделена на три периода:
— V — середина XI вв.— период раннего Средневековья, время рождения средневековой цивилизации Западной Европы;
— середина XI — конец XV вв. — период развития европейской цивилизации;
— XVI — середина XVII вв. — переходный период от цивилизации Средневековья к Новому времени.
Великое переселение народов (IV-VII вв.), передвижение германских, славянских, тюркских и других племен на территорию Римской империи привели к образованию так называемых «варварских государств»: франков и бургундов в Галлии, лангобардов в Италии, вестготов на юге Галлии и в Испании, свевов в Испании, вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии. Все города Западной Европы пришли в упадок. Сократилось население, снизилось качество обработки земли, редкие деревни ютились среди лесов, пустошей и болот, упали городское ремесло и торговля, прекратилась чеканка монет. На площадях Рима сеяли хлеб и пасли скот. Уровень цивилизованности резко упал. Старая централизованная государственность была уничтожена. Но постепенно началось медленное хозяйственное освоение территории, восстановление экономики и культуры.
Европейская средневековая цивилизация стала результатом синтеза трех начал: античной культуры, культуры «варварских» народов и христианства. Постепенно возрождались греко-римские традиции городской жизни, государственного строительства, земледелия, в медицине, математике, системе образования, письменной культуре. Многое было сохранено и передано благодаря христианству, с которым оказались неразрывно связаны грамотность и общий уровень культуры, морально-этический кодекс, региональное европейское единство. Германские и славянские народы принесли с собой общинные порядки (общинная собственность на землю, определенное равноправие общинников и защита общиной всех своих членов), технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное искусство и др.
Постепенно вожди переселявшихся народов, опираясь на христианскую церковь, создали новый порядок жизни общества. Верховный вождь («конунг» по-германски) раздавал герцогам (военным предводителям) земли для управления и обороны, а также для сбора оброка с крестьян, чтобы прокормить себя, семью, свиту, дружину, управляющих и т. п. Герцоги (позже также графы — правители областей) раздавали отдельные крепости, деревни, замки, целые районы в управление баронам или рыцарям. Земли давались в условное наследственное владение. Такое земельное владение называется феод, а вся эта иерархическая система получила название феодализма. Крестьяне оказывались прикрепленными к землям своих господ. Феодалы (сеньор и вассал) давали клятву именем Христа выполнять свои взаимные обязательства: оказывать покровительство и верно служить. Церковь освящала клятву. Церковники вели записи доходов и расходов, всю государственную переписку, хронику событий.
До XIV века единственным письменным языком в Западной Европе оставалась латынь. На латыни читали проповеди, преподавали в первых университетах. Служители церкви несколько столетий были единственным грамотным сословием. «Отцы церкви» в IV-V вв. стремились сформулировать христианские принципы жизни, определить пути развития каждого христианина и всего человечества. На роль высшего духовного руководителя западноевропейского христианского мира стали претендовать епископы Рима — города
апостола Петра, хранителя ключей от рая. Их называли папами, т. е. главами церкви. /
В VIII-X вв. Западная Европа переживает трудное время. Арабы с юга, венгры с востока и норманны с севера совершали грабительские походы, опустошали земли стран Западной Европы, захватывали крупные города. Арабы захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Крит, опустошили берега Италии, пытались занять Марсель, господствовали на Средиземном море. В 711 году арабы переправились через Гибралтар и быстро завоевали почти всю Испанию (кроме северного побережья Бискайского залива). Вскоре они вторглись на земли Франции, но в 732 году были разбиты при Пуатье вождем франков Карлом Мартеллом. В самой Испании уже в VIII веке началась реконкиста (отвоевывание испанцами земель, захваченных арабами). В 1085 году кастильцы овладели своей древней столицей Толедо; в 1137 году появилось королевство Арагон; в 1139 году — королевство Португалия. Эти христианские королевства продолжали теснить мавров (мусульман) и, наконец, в 1492 году последний эмират (Гренада) был присоединен к единому Испанскому королевству.
В течение восьми столетий в центре жизни испанского общества, в центре внимания королей и графов, горожан и монахов, земледельцев и пастухов был рыцарь — защитник христиан, освободитель своей земли, надежда всего общества. В то время конный рыцарь являлся самой мощной военной силой. В Испании появились рыцарские ордена для борьбы с «неверными»; они пользовались огромным влиянием при дворах королей и в обществе. Так сформировалось сословие дворян меча, в которое постепенно влились и дворяне мантии (судьи, администраторы и др.)
В IX-XI вв. Западная Европа также испытала набеги норманнов (жителей Скандинавии). Норманны опустошали побережья Германии, Англии, Франции, Испании, Италии, по рекам проникали в глубину территорий этих стран, четыре раза осаждали Париж, по Рейну доходили до Кёльна и Майн-ца, в Аахене сожгли дворец Карла Великого, захватили Неаполь и Сицилию и создали в Южной Италии свое «Королевство обеих Сицилии». Норманны (норвежцы) совершали набеги на Ирландию и Шотландию, основали свои колонии в Исландии и Гренландии и около 1000 года достигли берегов Северной Америки. В начале X века норманны образовали герцогство Нормандия на севере Франции, здесь они приняли христианство и признали вассальную зависимость от короля Франции. В 1066 году герцог Нормандии Вильгельм завоевал Англию.
В начале X века венгры разгромили Великоморавское государство и заняли Паннонию (нынешняя территория Венгрии). В X веке они опустошали страны Центральной и Западной Европы, шли до Южной Италии. Около 1000 года они приняли христианство, постепенно перешли к оседлости и земледелию, создали свое государство. Их набеги прекратились.
В IX-XI вв. единственной силой, способной дать отпор набегам, оказались отряды рыцарей. В 878 году король Англии Альфред разбил норманнов. В 885 году граф Одо отбросил норманнов от Парижа, и был избран королем Франции. В 955 г. германский король Оттон I разбил венгров. Римский папа в 962 году короновал Оттона I императором Запада — императором Священной Римской империи (германской нации). Эта коронация стала второй попыткой восстановить на Западе Европы империю.
Первой попыткой была империя короля франков Карла Великого (768-814). В 800 году папа Лев III в Риме короновал Карла и провозгласил его римским императором. В империю Карла Великого входили территории Франции, Нидерландов, Западной Германии, Северной и Центральной Италии, Северо-Восточной Испании. Именно тогда появилась идея единства западноевропейской цивилизации. Однако уже в 843 году империя была поделена между внуками Карла Великого на три части: Западно-Франкское королевство (земли к Западу от Рейна), Восточно-Франкское королевство (земли к востоку от Рейна) и третья часть — Италия и земли по Рейну, которые достались старшему внуку Лотарю вместе с императорским титулом (от его имени произошло название провинции Лотарингия).
К середине XI века прекратились набеги арабов, норманнов и венгров. На территории Западной Европы сформировалось феодальное общество. В 1054 году христианская церковь разделилась на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную). Поводом к расколу послужил отказ константинопольского патриарха (в Византии) подчиниться папе римскому. Католическая Западная Европа стала осознавать свое цивилизационное единство в противоположность православному Востоку Европы и мусульманским странам Ближнего Востока и Северной Африки.
Середина XI — XV в. — время развития и расцвета западноевропейской цивилизации и ее основы — феодального общества. В этот период окончательно сформировались два господствовавших в обществе привилегированных сословия: дворянство и духовенство. Вся земля оказалась в руках феодалов. Феодалы (архиепископы, епископы, герцоги, графы, бароны, даже рыцари и владельцы поместий) на своей земле творили суд и расправу, имели военно-административные и налоговые полномочия от короля, императора или римского папы.
Развитие феодальной иерархии способствовало ослаблению королевской власти. Все больше рыцарей и баронов становились вассалами не королей, а епископов, герцогов и графов. «Вассал моего вассала — не мой вассал», — считалось в Средние века. Поэтому многие столетия в странах Западной Европы существовала феодальная раздробленность.
В феодальных поместьях земля делилась на господское поле и крестьянские наделы. Крестьянская община зависела от владельца поместья. Община наделяла крестьян равными наделами; все общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно; поля засевали одинаковыми культурами. Крестьяне должны были выполнять барщину, отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства, часть изделий ремесла, а также отдавать церковную десятину — десятую долю урожая — церкви. Феодал являлся судьей своих крестьян, имел воинов, управляющих и надсмотрщиков, чтобы заставлять крестьян выполнять повинности. Рыцарский замок, поместье, церковь и крестьянская община (деревня) — главные социальные институты в сельском округе того времени. В Западной Европе говорили: «одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся» (это служители церкви, рыцари и простой народ — крестьяне и горожане).
XI-XII столетия в Западной Европе проходили под знаком борьбы духовной (римско-католической) и светской власти за высшее руководство западноевропейским миром. Католическая церковь и христианская религия были очень влиятельны в обществе в эти столетия. До XV века духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы, все европейское население платило церковную десятину. Церковь накопила огромные богатства, римский папа титуловался как викарий Христа, т. е. временно исполняющий обязанности Христа на Земле. Римские папы активно вмешивались в дела европейских государств, а часто и в личную жизнь монархов. Католическая церковь являлась иерархической, жестко централизованной, идейно вооруженной организацией. Она занимала почти монопольные позиции в образовании, культуре, искусстве общества.
Главной чертой средневековой культуры являлась ее религиозность. Все христиане должны были в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире. Проповедовались посты, молитвы, покаяние, аскетизм (отречение от мира) как средство освобождения души от мирских страстей.
Самыми прекрасными сооружениями Средних веков были романские и готические соборы: Миланский собор, соборы в Аахене (столице Карла Великого), Парижской Богоматери, в Шартре, Реймсе, святого Марка в Венеции, соборы в Руане, Кельне, Регенсбурге, в Солсбери, Йорке, Салерно. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы объединяли в своем помещении огромные массы людей, устремлявших свои чувства и мысли к Богу. Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции.
Римский папа Григорий VII (1073-1085) провел церковную реформу, чтобы отделить церковь от светской жизни. Он ввел безбрачие священников, чтобы лишить духовное лицо родственных связей с окружающим миром. Он объявил, что все назначения на церковные должности должны утверждаться папой римским и духовной властью, а не императором, королем или феодалом.
Длительная борьба между папой и его преемниками, с одной стороны, и императором Генрихом IV (1056-1106) не принесла никому из них окончательной победы. Однако римские папы продолжали пользоваться огромным авторитетом. Они выступили инициаторами восьми крестовых походов, которые продолжались, начиная с 1096 до 1270 года.
В 1095 году на соборе в Клермоне (юг Франции) папа Урбан II призвал христиан освободить от иноверцев (мусульман) Иерусалим, Святую землю, Крест и гроб Христа. В результате Первого крестового похода крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, создали Иерусалимское королевство и его вассальные владения в Антиохи, Эдессе и Триполи (Сирия). В Третьем крестовом походе участвовали король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и император Фридрих I Барбаросса. Четвертый крестовый поход (1202-1204) завершился жестоким разграблением христианского Константинополя и временным существованием на землях Византии Латинской империи (в 1261 году греки изгнали захватчиков из Константинополя). Седьмой и восьмой походы закончились полной неудачей. В 1289 году крестоносцы были изгнаны из своей последней крепости (Акра) в Святой земле. Попытка римских пап возродить единую Европу в рамках военно-колониальных походов и под эгидой Церкви, стремление западноевропейских феодалов приобрести новые владения на Востоке окончились неудачей.
Результатом крестовых походов стало ослабление Византии, усиление на Средиземном море Венеции, Генуи и влияния французских купцов. Крестоносцы привезли с Ближнего Востока мыло, перины и подушки, шелковое белье, новые фрукты (финики, гранат, инжир), много лекарств и пряностей (хинную кору, перец, гвоздику, корицу, мускат), переняли стальную саблю и арбалет, алхимию и арабские цифры, а также проказу. На Востоке европейцы познакомились с греческими и арабскими сочинениями по медицине, философии, географии и др.
Важным шагом вперед в развитии европейской цивилизации в XI-XV вв. стали рост городов и качественное изменение их роли в рамках общества. Увеличивалось население Западной Европы. В 950 году оно составляло 22,6 миллиона человек, к 1348 году выросло до 54,4 миллиона. Отделение ремесла от сельского хозяйства и концентрация ремесла и торговли в городах привели к росту числа и размеров городов в Западной Европе. В городах ремесленники создавали свои цехи, купцы —свои гильдии. Появились конторы ростовщиков и банкиров. В города уходили тысячи беглецов-крестьян. «Воздух города делает человека свободным», — этот обычай все больше распространялся в Европе. Беглец должен был прожить в городе год и один день, и тогда он становился лично свободным. В городах постепенно концентрируется «не-фе-одальное» производство и население, концентрируются денежные средства.
Города начинают вести борьбу с сеньором, от которого они зависят, на чьей земле они находятся. Города либо откупаются от феодальных повинностей, добиваясь привилегий и вольностей, либо поднимают восстания и добиваются самоуправления. Уже в IX-XII вв. в Италии стали независимыми Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Равенна и другие города. В ХП-ХШ вв. появились вольные города в Германии: Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Кёльн, Бремен, Гамбург.
Десятки немецких городов объединились в Ганзейский союз, который имел свое управление, свой флот, контролировал торговлю в регионе Балтийского моря и основал свои торговые дворы в Новгороде, Лондоне, Кракове и Амстердаме. Образовался Швейцарский союз — объединение самоуправляющихся городов-кантонов. Вольностей добиваются некоторые города Северной Франции и будущих Нидерландов. Независимые города управлялись городскими советами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Независимые города реализовали принципы коллективной выборной власти в противовес авторитарной и иерархической системе власти духовных и светских феодалов. Постепенно в странах Западной Европы формируется третье сословие средневекового общества — горожане (бюргеры).
Города все больше определяют культурную жизнь Европы. Развивающееся европейское общество нуждается в специалистах высокого уровня в разных областях знаний (врачей, юристов, чиновников, священников). В городах появляются университеты: в конце XI века в Салерно — медицинский университет, в 1162 году — юридическая высшая школа в Болонье, в конце XII века — богословский университет в Париже (Сорбонна), университеты в Оксфорде (конец XII века) и Кембрижде (1229), Неаполе (1224) и Праге (1348). В XV веке насчитывается уже больше 30 университетов во Франции, Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии, Польше и т.д. Курс обучения в Сорбонне продолжался 10 лет. Последний экзамен представлял собой диспут, длившийся полсуток, причем экзаменующемуся возражали 20 профессоров, которые менялись каждые полчаса, а студенту не разрешали отдыхать, есть и пить. Выдержавший экзамен получал черную шапочку и степень доктора Сорбонны.
В средневековом христианстве — благодаря изучению античных философов, открытиям алхимии, географии, астрономии, медицины, влиянию народной культуры, появлению светской литературы и «оппонентов» церкви в лице ересей — постепенно развивался рационализм. Развитие материальной культуры подталкивало развитие научных знаний.
В середине XV века Иоганн Гуттенберг ввел книгопечатание (изобрел подвижные отлитые буквы), что весьма способствовало распространению грамотности и культуры.
XVI —первая половина XVIII вв. стали переходным периодом от средневековой цивилизации к новой европейской (индустриальной) цивилизации.
С конца XV века начинается эпоха великих географических открытий европейцев. Колумб открыл Америку (1442), Васко де Гама проложил путь в Индию вокруг Африки (1498), Магеллан руководил первым кругосветным путешествием (1519-1521). Начались колониальные завоевания Испанией и Португалией, позже Нидерландами, Англией, Францией и другими европейскими странами. Необычайно расширились знания европейцев о других континентах, народах и цивилизациях. Научная мысль Европы стала стремительно развиваться. Благодаря великим географическим открытиям были созданы основы будущего формирования глобальной цивилизации.
Новая картина мира потребовала философского осмысления. Во второй половине XIV века в Италии зародилась культура Ренессанса (Возрождения), получившая распространение в странах Западной Европы в XV-XVI вв. Деятели Ренессанса — философы и художники, поэты и писатели, правители и ученые —через возрождение античности сформировали в европейской культуре светское начало, поставили в центр искусства человеческую личность, ценности земного бытия, создали гуманистическое направление в философии.
Германия стала родиной Реформации. После выступления в 1517 году зачинателя ее Мартина Лютера против продажи индульгенции Реформация распространилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Индивидуальное общение человеческой личности с Богом, лозунг «дешевой церкви», трудовая этика и практицизм оказались в центре учения лютеран, кальвинистов, гугенотов, пресвитериан и других реформаторов.
В XVI-XVII вв. европейские ученые впервые превзошли античную науку. Немецкий врач Парацельс первым стал применять при лечении ран обезболивающие и обеззараживающие мази. Везалий в середине XVI века составил первый атлас анатомии человека. Антон Левенгук в конце XVIIвека изобрел микроскоп. В 1542 году Николай Коперник опроверг геоцентрическую систему Птолемея. Тихо Браге и Иоганн Кеплер рассчитали законы движения планет вокруг Солнца. Исаак Ньютон установил законы тяготения, соединил математику и физику. В конце XVII века Рёмер впервые вычислил скорость света. Френсис Бэкон отстаивал ценность опытного знания и утверждал, что именно наука даст человеку власть над миром, изменит всю жизнь человеческого общества.
В XVI—середине XVII вв. на переходном этапе от традиционного общества к модернизации в Европе произошли две буржуазных революции — Нидерландская (1566-1609) и Английская (1640-1660).
Нидерландская революция была сопряжена с национально-освободительной борьбой Нидерландов против господства испанской феодальной монархии и католической церкви. Она завершилась победой, и почти до конца XVII века независимые Нидерланды являлись крупнейшей морской и торговой державой мира, одной из главных колониальных стран. В Англии внутреннее развитие привело к противостоянию королевского абсолютизма с большинством элиты и населения страны, к длительной гражданской войне, затем к военной диктатуре и, наконец, к установлению конституционной парламентской монархии (1688). Это уже период, непосредственно предшествующий формированию в Европе индустриальной цивилизации.
Контрольные вопросы
1. Дайте периодизацию эволюции средневекового европейского общества.
2. Что такое великое переселение народов?
3. Как происходило развитие феодальной иерархии и формирование сословий?
4. Какую роль в жизни людей средневековья играла религия?
5. Перечислите основные черты средневековой европейской культуры.
6. Как развивались отношения между Средневековой Европой и Востоком?
§11. Европейская цивилизация эпохи Нового времени
Ключевые слова: консерватизм, либерализм, социализм, научное мировоззрение, романтизм, барокко, классицизм, критический реализм, декаданс, футуризм, модернизм, импрессионизм.
После буржуазной революции 1640-1660 гг. в Англии ускорился аграрный переворот, который завершился во второй половине XVIII века. В результате этого переворота в сельском хозяйстве установились буржуазные отношения, сложилось фермерство. Аграрный переворот стал предпосылкой промышленного переворота, который начался в 60-е годы XVIII века и завершился в середине XIX века. Три процесса определили промышленный переворот:
— обезземеливание массы крестьян;
— разложение цехового устройства промышленности;
— развитие крупного производства на основе изобретения машин и введения их в производственный процесс.
В 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни», и в 1769 году ею оснастили первую прядильную фабрику. С 1785 года в обрабатывающей промышленности начали использовать паровую машину и применять технологию плавки чугуна на каменном угле. К середине XIX века в Англии было создано производство (изготовление) самих машин при помощи других машин. В ведущих отраслях промышленности машины вытеснили ручной труд. В XIX век Англия вступила самой развитой в экономическом плане и самой могучей колониальной державой, владычицей морей, со сложившимися общественными классами: землевладельцами, промышленной, торговой и финансовой буржуазией, рабочим классом. Англия превратилась в «мастерскую мира», ее товары успешно конкурировали на всех мировых рынках. В самой Англии в начале XIX века около половины населения было занято в фабричном производстве, на транспорте и в торговле, а к 1850 году рабочий класс составлял уже 60% населения страны. Промышленная буржуазия, сконцентрировав в своих руках богатство и власть, стала диктовать через парламент курс внешней и внутренней политики.
В конце XVIII века в результате освободительной борьбы появилась новая капиталистическая держава — Соединенные Штаты Америки. Принятая 4 июля 1776 года Декларация независимости провозглашала равенство всех перед законом, суверенитет народа и его право изменять форму власти. В принятой Конгрессом США в 1787 году Конституции эти принципы были закреплены.
Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. ликвидировала феодально-абсолютистский строй и открыла дорогу развитию капитализма во Франции и во всей Европе. «Декларация прав человека и гражданина», принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года, отменила сословные привилегии, провозгласила естественными права человека на свободу, собственность, сопротивление угнетению, безопасность. Высшей законодательной властью наделялся избираемый народом представительный орган. Впервые в истории человечества в Декларации были провозглашены свобода слова, свобода совести и свобода печати. Революция установила Республику и уничтожила все препятствия, мешавшие развитию промышленности и торговли. Гражданский кодекс Наполеона (1804) закрепил права буржуазной собственности.
В XIX веке в странах Европы и в США все шире внедрялись машины, создавались огромные фабрики и заводы. XIX век стал веком железных дорог, паровозов, а позже — тепловозов и электровозов. По морям и океанам поплыли пароходы и теплоходы. Появились автомобили, паровые землечерпалки, в сельском хозяйстве работали молотилки.
В XIX веке совершается целая цепь изобретений в металлургии. Открылась эпоха стали. Была сконструирована мартеновская печь, изобретены прокатный стан, токарный станок, паровой молот. Развивались средства связи и транспорта: появились шоссе, телеграф, телефон. Между континентами установились железнодорожные, телеграфные, телефонные связи. Началась эра воздухоплавания: в 1783 году братья Монгольфье сконструировали аэростат, а в 1902 году братья Райт совершили полеты на самолете.
Развивается военная техника: в 1803 году Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда; Нобель наладил производство динамита; Кольт изобрел револьвер, а Максим — станковый пулемет. В 1900 году Цеппелин поднял в воздух первый управляемый дирижабль. Появился новый тип броненосцев — дредноуты. Была изобретена подводная лодка.
Рост городов — одна из черт индустриальной цивилизации. В конце XIX века в городах появились водопровод, канализация, трамвай, метро, электрическое освещение.
Капиталистические отношения в XIX веке распространяются вширь. Создается колониальная система. Экономика приобретает мировой характер: складывается международное разделение труда. Страны Запада — производители промышленной продукции; колонии и полуколонии — источники сырья и рабочей силы. К концу XIX века территориальный раздел мира между ведущими державами был завершен. В 1914 году на колонии, полуколонии и зависимые страны приходилось почти 67% территории и 60% населения земного шара.
Конкуренция и централизация производства и капитала приводит к возникновению монополий. Монополистический капитализм перерастает в империализм, характеризующийся господством финансовой олигархии и транснациональных корпораций. Возникает государственно-монополистический капитализм.
Идейным течением периода формирования индустриальной цивилизации было Просвещение, деятели которого в XVII и XVIII веках активно выступали против абсолютизма и феодализма. Джон Локк (1632-1704) в Англии развивал теорию о том, что общество строится на основе естественного права и общественного договора. Он создал идейно-политическую доктрину либерализма. Французский просветитель Жан Мелье (1664-1729) призывал к свержению монархии и созданию общества с общей собственностью. Мелье считал, что революцию можно осуществить через просвещение и организацию народа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) создал учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) резко выступал против религиозного фанатизма и клерикализма, против абсолютизма. Жан Жак Руссо (1712-1778) популяризировал идеи демократической республики.
В XIX веке в Западной Европе и Америке сформировались три основных направления общественно-политической мысли: консерватизм, либерализм и социализм.
Сторонниками консерватизма были австрийский канцлер Меттерних, англичанин Э. Берк, француз ле Местр. Слово «консерватор» происходит от латинского слова «conservator» — «охранитель». Так в XIX веке стали называть сторонников сохранения устоявшихся порядков, противников больших реформ и нововведений. Меттерних утверждал: свобода может покоится только на порядке. Есть порядок в обществе и государстве — можно «разрешить» свободу личности. А чтобы был порядок, нужно свято хранить традиции, прошлое, усилить роль религии. Для сохранения существующего порядка необходимо сохранить монархию, строгие границы между классами и сословиями.
Более живым и творческим является консерватизм Э. Берка, который стал знаменит тем, что утверждал: будучи избранными за их мудрые суждения, руководители демократического государства не должны следовать за обыкновенным мнением большинства. Общественное мнение консервативно, и использовать его как непосредственное руководство к действию не всегда оправданно. Берк негативно воспринял Великую французскую революцию, так как считал, что надо «реформировать, сохраняя» государство и общество. Ученый полагал, что сильные институты гражданского общества могут сформироваться только по мере развития политической сферы и сферы бизнеса. Еще одним его знаменитым афоризмом является высказывание: «Экономия состоит не в сбережении, а в отборе». Для достижения истинной экономии необходимо сосредоточить усилия на отборе из новых альтернатив лучших, а не на удержании старых.
Консерваторы говорили о несовершенстве и неразумности человека, поэтому нужны высшие силы, чтобы контролировать людей. Эти высшие силы — государство, монархия, религия, традиции. Если реформы, то осторожные, ограниченные, под контролем сверху. Взгляды консерваторов изменялись под влиянием жизни, реальной действительности. Так, например, в Англии, глава консервативной партии Дизраэли (1804-1881), будучи премьер-министром второй раз, в 1874-1800 гг. провел некоторые социальные реформы (разрешение рабочим пикетирования, об улучшении жилищных условий рабочих и др.).
Либерализм — идейно-политическое течение, которое самым главным считало свободу и независимость человеческой личности. Слово «либерализм» происходит от «liberalis» — «свободный». Свобода человека — условие осуществления им своих прав: на собственность, на свободу слова, печати, собраний, совести. Государство должно быть гарантом соблюдения прав и свобод личности. Но деятельность государства должна ограничиваться законом. Либерализм выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной власти: они независимы и контролируют друг друга. Либералы выступали за парламентский строй, за свободу частного предпринимательства, за демократизацию жизни общества. Либерализм выражал идеологию промышленной буржуазии.
Весь XIX век прошел под знаком либеральных идей. Его виднейшими представителями были Жермена де Сталь (1766-1817) и Бенджамен Констан (1767-1830) во Франции, Джон Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903) в Великобритании. Либералы были сторонниками конституционной монархии и выборного парламента, но боялись (как они говорили) деспотизма толпы. Поэтому избирать должны были только те, кто имел собственность (избирательный ценз). Либералы выступали за равенство граждан перед законом, за равноправие женщин, за отмену привилегий для сословий, за справедливое (равномерное) взимание налогов, поддерживали борьбу народов за свободу, но часто —только в Европе (Польша, Греция, Болгария и др.).
В странах, где либерализм преследовался, либералы примыкали к тайным обществам (карбонарии в Италии, франкмасоны в Европе). В Англии, Франции, Германии были партии либералов, радикалов, прогрессистов, демократов. В экономике либералы выступали против вмешательства государства в торговлю, в частное предпринимательство и выдвигали лозунг: «Дайте нам свободу действовать!». Так, в Англии добилось своей цели движение за свободу торговли — фритредерство (free trade) — в 1846 году были отменены так называемые «хлебные законы», которые регулировали торговлю хлебом.
«В продолжение 40 лет, — писал Б. Констан, —я защищал один и тот же принцип — свободу во всем: в религии, философии, литературе, в промышленности, политике, подразумевая под свободой защиту личности от власти (желающей управлять посредством деспотизма) и от масс, настаивающих на подчинении себе меньшинства».
Джон Милль выступал за всеобщее избирательное право, за участие рабочих в распределении прибыли, за право создания профсоюзов. Другой либерал, Герберт Спенсер, распространил на человеческое общество законы «борьбы за существование», «выживания наиболее приспособленных видов», которые сформулировал Чарльз Дарвин (1859). Спенсер отвергал любое вмешательство государства в свободу конкуренции. Любое государственное вмешательство, как писал Спенсер, наносит непоправимый ущерб обществу.
Основные положения либерализма:
— гражданское общество;
— правовое государство;
— права и свободы личности;
— демократические политические институты, парламент;
— свобода частного предпринимательства, торговли и экономической деятельности, рыночная экономика.
Социализм — слово производное от французского «social» — «общественный». С 20-х годов XIX века —этим словом стали обозначать «общество подлинного равенства и коллективизма». Социалистами-утопистами были англичанин Оуэн и французы Сен-Симон и Фурье. Они критиковали буржуазное общество с его анархией производства, безработицей; разрабатывали проекты нового общества. Фурье изображал общество как добровольный союз между общинами, производящими все необходимое. Люди работают свободно и с удовольствием. Оуэн в штате Индиана (США) основал коммуну «Новая гармония», она просуществовала 4 года и распалась.
По мнению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), все прежние учения социалистов были утопическими, а их учение — научный социализм. По их мнению, все человечество развивается благодаря классовой борьбе, а итогом этого развития должен быть коммунизм, бесклассовое общество. Движущая сила — новый класс наемных рабочих. В основе развития общества — материальное производство. Производственные отношения составляли базис (основу), который формирует разделение общества на противостоящие классы. Базис определяет надстройку: государство, политику, право, идеологию, философию, религию и т. д. Путь развития — через пролетарскую революцию.
Стремясь объединить революционно настроенных рабочих разных стран, Маркс возглавил Международное товарищество рабочих или I Интернационал (1864-1876). В 1875 году возникла Германская социал-демократическая партия, заявившая, что она руководствуется учением Маркса. Впоследствии марксистские партии появились во всех крупных европейских странах. В 1889 году при участии Энгельса создан II Инернационал для объединения этих партий. В 1871 году в Париже была сделана попытка установить власть социалистов-революционеров и анархистов — Парижская коммуна.
Не все социалисты XIX века были революционерами. В 1886 году в Великобритании возникло Фабианское общество, в числе организаторов которого были супруги Беатриса (1858-1943) и Сидней (1859-1947) Вебб, писатели Бернард Шоу (1856-1950) и Герберт Уэллс (1866-1946). Общество получило название в честь древнеримского полководца Квинта Фабия Максима по прозвищу Кунтатор (Медлитель). Фабианцы отвергали революцию, их цель — пропаганда социалистических идей и изучение процессов в обществе.
Сторонники Маркса и Энгельса выступали за насильственный переворот, за революцию, за диктатуру пролетариата. В Германской социал-демократической партии положения марксизма в конце XIX века стали подвергаться пересмотру — ревизии (отсюда слово «ревизионизм»). Ведущим теоретиком ревизионизма стал немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн. Он утверждал, что новое, более справедливое общество можно создать без насильственного социального переворота — путем реформирования существующего общества («реформизм»), т.е. медленными, постепенными реформами.
Видными представителями социализма в Европе были немцы Август Бебель, Карл Либкнехт, Карл Каутский, французы Жюль Гед и Жан Жорес.
XIX век — время торжества научного мировоззрения в Западном мире. Развиваются физика, естествознание, механика. Создан беспроволочный телефон (Маркони и Попова). Мария и Пьер Кюри, Резерфорд и Бор изучили явление радиоактивности и создали учение о строении атома. Д. Менделеев открыл зависимость между атомными весами всех химических элементов. Открыли атомное строение всех веществ (Лильтон), клеточное строение всех организмов (Шван). Переворот в науке произвела книга Дарвина «Происхождение видов». Пастер начал исследования в новой науке — микробиологии. Еще в конце XVIII века английский врач Дженнер предложил делать прививки против оспы. Немецкий ученый Рентген открыл невидимые лучи (рентгеновские). В 1842 году начали применять хлороформ и эфир при операциях. Кох открыл возбудитель туберкулеза.
Романтизм — идейно-художественное течение конца XVIII —начала XIX в., представители которого презирали мир вещей и денег, противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты. Они поэтизировали прошлое, за идеал принимали Средневековье с его культом рыцарства и Прекрасной Дамы. Романтиков привлекали прежде всего человеческие качества, а не разум, который не мог спасти человечество от бедствий. Яркими представителями романтизма в литературе были английский поэт Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне. В музыке — австрийский композитор Франц Шуберт, Ференц Лист. Воплощен романтизм и в живописи. Его представители — великий испанский художник Франсиско Хосе Гойя, французские художники Теодор Жерико и Эжен Делакруа.
Барокко был наиболее характерным стилем в XVII веке. Происхождение термина «барокко» — «причудливый» —относится к архитектурному стилю. Продолжался в Европе до середины XVIII века. Для культуры барокко характерно разочарование в окружающем мире, ощущение его иллюзорности, восприятие жизни как театра и жесткое осознание неумолимо текущего времени; пристрастие к внешним эффектам. Это связано с тем, что барокко — плод эпохи, отмеченной глубоким социально-экономическим кризисом, вызванным потрясением религиозных основ в ходе Реформации, контрреформацией, развитием новоевропейской науки. Барокко — динамичный, патетический стиль, его родиной была Италия. В архитектуре в стиле барокко творил Берлини-ни; в живописи — Сурбаран, Веласкес, Караваджо, Рубенс; в музыке — Бах, Гендель, Глюк и др. Барокко показывает разочарованных людей, мучеников, погибающих героев; жизнь воспринимается как театр.
Классицизм, — направление, одной из важнейших черт^ которого было обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) использовал сюжеты, характеры, идеи античности в произведениях с новым историческим содержанием. Идеологи классицизма считали, что чувства должны ограничиваться разумом, личность должна служить обществу и государству. Центр классицизма — Франция. Выдающийся теоретик и художник классицизма — Никола Пуссен. В
архитектуре идеи классицизма воплотились в дворцово-парковом ансамбле Версаля.
В 30-е годы XIX века зарождаются черты нового общественного порядка, утверждаются новые идеалы. Духовные качества личности не имеют цены, достоинства каждого взвешиваются на весах кредитоспособности, торжествует «золотой телец». Эти изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления — критического реализма. Искусство для реалистов — это критика тайных и явных пороков общества. Ведущее место в культуре реализма занимали такие писатели, как Бальзак и Диккенс, живописцы — Домье, Курбе, Милле.
Идее прогресса и развития противопоставлялась идея упадка. Так возник декаданс. Это течение объединило тех, кто презирал буржуазное общество, но отказался от борьбы с ним. Одни декаденты бежали от реальности в мир собственной души, другие придумывали «искусственный рай». Они полагали, что грубая действительность убивает красоту, поэтому искусство должно быть «чистым», воспевающим красоту «ради самой красоты». Наиболее яркими представителями декаданса являются писатели Уайльд, Рембо, Верлен, Бодлер.
В это же время в Европе рождается направление, которое завершало век реализма и открывало двери в модернизм, — импрессионизм. Поводом для названия послужила картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Художники-импрессионисты использовали в творчестве последние достижения естественных наук (законы оптики), они писали «чистыми» красками, на холсте красочные мазки сливались в нужную гамму. Они ввели в искусство новые темы и новых героев. Среди импрессионистов видное место занимают Писсаро, Ренуар, Дега.
На смену импрессионизму шел модернизм со множеством направлений. Одним из них был футуризм. Рождение футуризма произошло в 1909 г., когда был опубликован манифест футуризма итальянского поэта Маринетти. Футуристы полностью отвергали духовно-культурные ценности прошлого. Наиболее полно футуризм был реализован в визуальном и словесном искусстве Италии и России.
Итак, XIX век — век гигантского развития материального производства, промышленности, техники, науки, культуры, искусства и в то же время век непрерывных войн: наполеоновские войны, колониальные войны. Франция при Наполеоне III (1851-1870) участвовала в Крымской войне (1853-1856), в интервенции во Вьетнаме и Камбодже (1858-1862), в Китае (1856-1860), в Сирии (1860-1861), в Мексике (1862-1867). Германия (Пруссия) при Бисмарке воевала с Данией, Австро-Венгрией и с Францией — франко-прусская война 1870-1871 гг. Англия воевала с Турцией, с Россией, в Китае, в Индии, в Африке и т. д. и т. п.
Объединились Италия и Германия. Шла гражданская война в США (1861-1865). Великие державы воевали с Турцией. В начале XX в. прошли две войны на Балканах. Великий борец с несправедливостью, французский писатель Виктор Гюго писал: «Мир — добродетель цивилизации, война —ее преступление». Самым страшным преступлением индустриальной цивилизации стала Первая мировая война 1914-1918 гг.
Контрольные вопросы
1. Укажите предпосылки возникновения индустриальной цивилизации.
2. Опишите эпоху Просвещения.
3. Перечислите социальные и экономические последствия буржуазной революции в Англии 1640-1660 гг.
4. Где была принята Декларация прав человека и гражданина?
5. Укажите причины крушения монархий и возникновения республик в Европе.
6. Охарактеризуйте три основных направления общественно-политической мысли: консерватизм, либерализм и социализм.
7. Перечислите основные достижения в области искусства и культуры в эпоху индустриальной цивилизации.