Европейская цивилизация эпохи Средневековья

Ключевые слова: феод, феодализм, дворянство, духовенство, крестовые походы, великие географические открытия.

Эволюция общества средневековой Европы охватывает эпоху с V века до середины XVII века. Эта эпоха может быть разделена на три периода:

— V — середина XI вв.— период раннего Средневековья, время рождения средневековой цивилизации Западной Европы;

— середина XI — конец XV вв. — период развития европейской цивилиза­ции;

— XVI — середина XVII вв. — переходный период от цивилизации Средне­вековья к Новому времени.

Великое переселение народов (IV-VII вв.), передвижение германских, сла­вянских, тюркских и других племен на территорию Римской империи при­вели к образованию так называемых «варварских государств»: франков и бургундов в Галлии, лангобардов в Италии, вестготов на юге Галлии и в Ис­пании, свевов в Испании, вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии. Все города Западной Европы пришли в упадок. Сократилось на­селение, снизилось качество обработки земли, редкие деревни ютились среди лесов, пустошей и болот, упали городское ремесло и торговля, прекратилась чеканка монет. На площадях Рима сеяли хлеб и пасли скот. Уровень циви­лизованности резко упал. Старая централизованная государственность была уничтожена. Но постепенно началось медленное хозяйственное освоение тер­ритории, восстановление экономики и культуры.

Европейская средневековая цивилизация стала результатом синтеза трех начал: античной культуры, культуры «варварских» народов и христианства. Постепенно возрождались греко-римские традиции городской жизни, госу­дарственного строительства, земледелия, в медицине, математике, системе образования, письменной культуре. Многое было сохранено и передано бла­годаря христианству, с которым оказались неразрывно связаны грамотность и общий уровень культуры, морально-этический кодекс, региональное евро­пейское единство. Германские и славянские народы принесли с собой общин­ные порядки (общинная собственность на землю, определенное равноправие общинников и защита общиной всех своих членов), технику обработки метал­лов, ювелирное и кожевенное искусство и др.

Постепенно вожди переселявшихся народов, опираясь на христианскую церковь, создали новый порядок жизни общества. Верховный вождь («ко­нунг» по-германски) раздавал герцогам (военным предводителям) земли для управления и обороны, а также для сбора оброка с крестьян, чтобы про­кормить себя, семью, свиту, дружину, управляющих и т. п. Герцоги (позже также графы — правители областей) раздавали отдельные крепости, деревни, замки, целые районы в управление баронам или рыцарям. Земли давались в условное наследственное владение. Такое земельное владение называется фе­од, а вся эта иерархическая система получила название феодализма. Кре­стьяне оказывались прикрепленными к землям своих господ. Феодалы (се­ньор и вассал) давали клятву именем Христа выполнять свои взаимные обя­зательства: оказывать покровительство и верно служить. Церковь освящала клятву. Церковники вели записи доходов и расходов, всю государственную переписку, хронику событий.

До XIV века единственным письменным языком в Западной Европе оста­валась латынь. На латыни читали проповеди, преподавали в первых универ­ситетах. Служители церкви несколько столетий были единственным грамот­ным сословием. «Отцы церкви» в IV-V вв. стремились сформулировать хри­стианские принципы жизни, определить пути развития каждого христианина и всего человечества. На роль высшего духовного руководителя западноев­ропейского христианского мира стали претендовать епископы Рима — города
апостола Петра, хранителя ключей от рая. Их называли папами, т. е. главами церкви. /

В VIII-X вв. Западная Европа переживает трудное время. Арабы с юга, венгры с востока и норманны с севера совершали грабительские походы, опу­стошали земли стран Западной Европы, захватывали крупные города. Арабы захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Крит, опустошили берега Италии, пытались занять Марсель, господствовали на Средиземном море. В 711 году арабы переправились через Гибралтар и быстро завоевали почти всю Испа­нию (кроме северного побережья Бискайского залива). Вскоре они вторглись на земли Франции, но в 732 году были разбиты при Пуатье вождем франков Карлом Мартеллом. В самой Испании уже в VIII веке началась реконки­ста (отвоевывание испанцами земель, захваченных арабами). В 1085 году ка­стильцы овладели своей древней столицей Толедо; в 1137 году появилось ко­ролевство Арагон; в 1139 году — королевство Португалия. Эти христианские королевства продолжали теснить мавров (мусульман) и, наконец, в 1492 году последний эмират (Гренада) был присоединен к единому Испанскому коро­левству.

В течение восьми столетий в центре жизни испанского общества, в цен­тре внимания королей и графов, горожан и монахов, земледельцев и пасту­хов был рыцарь — защитник христиан, освободитель своей земли, надежда всего общества. В то время конный рыцарь являлся самой мощной военной силой. В Испании появились рыцарские ордена для борьбы с «неверными»; они пользовались огромным влиянием при дворах королей и в обществе. Так сформировалось сословие дворян меча, в которое постепенно влились и дво­ряне мантии (судьи, администраторы и др.)

В IX-XI вв. Западная Европа также испытала набеги норманнов (жи­телей Скандинавии). Норманны опустошали побережья Германии, Англии, Франции, Испании, Италии, по рекам проникали в глубину территорий этих стран, четыре раза осаждали Париж, по Рейну доходили до Кёльна и Майн-ца, в Аахене сожгли дворец Карла Великого, захватили Неаполь и Сицилию и создали в Южной Италии свое «Королевство обеих Сицилии». Норманны (норвежцы) совершали набеги на Ирландию и Шотландию, основали свои колонии в Исландии и Гренландии и около 1000 года достигли берегов Север­ной Америки. В начале X века норманны образовали герцогство Нормандия на севере Франции, здесь они приняли христианство и признали вассальную зависимость от короля Франции. В 1066 году герцог Нормандии Вильгельм завоевал Англию.

В начале X века венгры разгромили Великоморавское государство и за­няли Паннонию (нынешняя территория Венгрии). В X веке они опустошали страны Центральной и Западной Европы, шли до Южной Италии. Около 1000 года они приняли христианство, постепенно перешли к оседлости и зем­леделию, создали свое государство. Их набеги прекратились.

В IX-XI вв. единственной силой, способной дать отпор набегам, оказались отряды рыцарей. В 878 году король Англии Альфред разбил норманнов. В 885 году граф Одо отбросил норманнов от Парижа, и был избран королем Франции. В 955 г. германский король Оттон I разбил венгров. Римский папа в 962 году короновал Оттона I императором Запада — императором Священной Римской империи (германской нации). Эта коронация стала второй попыткой восстановить на Западе Европы империю.

Первой попыткой была империя короля франков Карла Великого (768-814). В 800 году папа Лев III в Риме короновал Карла и провозгласил его рим­ским императором. В империю Карла Великого входили территории Фран­ции, Нидерландов, Западной Германии, Северной и Центральной Италии, Северо-Восточной Испании. Именно тогда появилась идея единства запад­ноевропейской цивилизации. Однако уже в 843 году империя была поделена между внуками Карла Великого на три части: Западно-Франкское королев­ство (земли к Западу от Рейна), Восточно-Франкское королевство (земли к востоку от Рейна) и третья часть — Италия и земли по Рейну, которые достались старшему внуку Лотарю вместе с императорским титулом (от его имени произошло название провинции Лотарингия).

К середине XI века прекратились набеги арабов, норманнов и венгров. На территории Западной Европы сформировалось феодальное общество. В 1054 году христианская церковь разделилась на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную). Поводом к расколу послужил отказ константинопольского патриарха (в Византии) подчиниться папе римскому. Католическая Западная Европа стала осознавать свое цивилизационное един­ство в противоположность православному Востоку Европы и мусульманским странам Ближнего Востока и Северной Африки.

Середина XI — XV в. — время развития и расцвета западноевропейской ци­вилизации и ее основы — феодального общества. В этот период окончательно сформировались два господствовавших в обществе привилегированных со­словия: дворянство и духовенство. Вся земля оказалась в руках феода­лов. Феодалы (архиепископы, епископы, герцоги, графы, бароны, даже ры­цари и владельцы поместий) на своей земле творили суд и расправу, имели военно-административные и налоговые полномочия от короля, императора или римского папы.

Развитие феодальной иерархии способствовало ослаблению королевской власти. Все больше рыцарей и баронов становились вассалами не королей, а епископов, герцогов и графов. «Вассал моего вассала — не мой вассал», — счи­талось в Средние века. Поэтому многие столетия в странах Западной Европы существовала феодальная раздробленность.

В феодальных поместьях земля делилась на господское поле и крестьян­ские наделы. Крестьянская община зависела от владельца поместья. Община наделяла крестьян равными наделами; все общинники начинали и заканчи­вали полевые работы одновременно; поля засевали одинаковыми культура­ми. Крестьяне должны были выполнять барщину, отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства, часть изделий ремесла, а также отдавать цер­ковную десятину — десятую долю урожая — церкви. Феодал являлся судьей своих крестьян, имел воинов, управляющих и надсмотрщиков, чтобы застав­лять крестьян выполнять повинности. Рыцарский замок, поместье, церковь и крестьянская община (деревня) — главные социальные институты в сельском округе того времени. В Западной Европе говорили: «одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся» (это служители церкви, рыцари и простой на­род — крестьяне и горожане).

XI-XII столетия в Западной Европе проходили под знаком борьбы духов­ной (римско-католической) и светской власти за высшее руководство запад­ноевропейским миром. Католическая церковь и христианская религия бы­ли очень влиятельны в обществе в эти столетия. До XV века духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы, все европейское население платило церковную десятину. Церковь на­копила огромные богатства, римский папа титуловался как викарий Христа, т. е. временно исполняющий обязанности Христа на Земле. Римские папы ак­тивно вмешивались в дела европейских государств, а часто и в личную жизнь монархов. Католическая церковь являлась иерархической, жестко централи­зованной, идейно вооруженной организацией. Она занимала почти монополь­ные позиции в образовании, культуре, искусстве общества.

Главной чертой средневековой культуры являлась ее религиозность. Все христиане должны были в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире. Проповедовались посты, молитвы, покаяние, ас­кетизм (отречение от мира) как средство освобождения души от мирских страстей.

Самыми прекрасными сооружениями Средних веков были романские и готические соборы: Миланский собор, соборы в Аахене (столице Карла Вели­кого), Парижской Богоматери, в Шартре, Реймсе, святого Марка в Венеции, соборы в Руане, Кельне, Регенсбурге, в Солсбери, Йорке, Салерно. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы объединяли в своем поме­щении огромные массы людей, устремлявших свои чувства и мысли к Богу. Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом го­родских собраний, в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции.

Римский папа Григорий VII (1073-1085) провел церковную реформу, что­бы отделить церковь от светской жизни. Он ввел безбрачие священников, чтобы лишить духовное лицо родственных связей с окружающим миром. Он объявил, что все назначения на церковные должности должны утверждаться папой римским и духовной властью, а не императором, королем или феода­лом.

Длительная борьба между папой и его преемниками, с одной стороны, и императором Генрихом IV (1056-1106) не принесла никому из них оконча­тельной победы. Однако римские папы продолжали пользоваться огромным авторитетом. Они выступили инициаторами восьми крестовых походов, которые продолжались, начиная с 1096 до 1270 года.

В 1095 году на соборе в Клермоне (юг Франции) папа Урбан II призвал христиан освободить от иноверцев (мусульман) Иерусалим, Святую землю, Крест и гроб Христа. В результате Первого крестового похода крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, создали Иерусалимское королевство и его вас­сальные владения в Антиохи, Эдессе и Триполи (Сирия). В Третьем кре­стовом походе участвовали король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и император Фридрих I Барбаросса. Четвертый кресто­вый поход (1202-1204) завершился жестоким разграблением христианского Константинополя и временным существованием на землях Византии Латин­ской империи (в 1261 году греки изгнали захватчиков из Константинополя). Седьмой и восьмой походы закончились полной неудачей. В 1289 году кре­стоносцы были изгнаны из своей последней крепости (Акра) в Святой земле. Попытка римских пап возродить единую Европу в рамках военно-колониальных походов и под эгидой Церкви, стремление западноевропейских феодалов приобрести новые владения на Востоке окончились неудачей.

Результатом крестовых походов стало ослабление Византии, усиление на Средиземном море Венеции, Генуи и влияния французских купцов. Кресто­носцы привезли с Ближнего Востока мыло, перины и подушки, шелковое белье, новые фрукты (финики, гранат, инжир), много лекарств и пряностей (хинную кору, перец, гвоздику, корицу, мускат), переняли стальную саблю и арбалет, алхимию и арабские цифры, а также проказу. На Востоке евро­пейцы познакомились с греческими и арабскими сочинениями по медицине, философии, географии и др.

Важным шагом вперед в развитии европейской цивилизации в XI-XV вв. стали рост городов и качественное изменение их роли в рамках общества. Уве­личивалось население Западной Европы. В 950 году оно составляло 22,6 мил­лиона человек, к 1348 году выросло до 54,4 миллиона. Отделение ремесла от сельского хозяйства и концентрация ремесла и торговли в городах привели к росту числа и размеров городов в Западной Европе. В городах ремесленники создавали свои цехи, купцы —свои гильдии. Появились конторы ростовщи­ков и банкиров. В города уходили тысячи беглецов-крестьян. «Воздух горо­да делает человека свободным», — этот обычай все больше распространялся в Европе. Беглец должен был прожить в городе год и один день, и тогда он становился лично свободным. В городах постепенно концентрируется «не-фе-одальное» производство и население, концентрируются денежные средства.

Города начинают вести борьбу с сеньором, от которого они зависят, на чьей земле они находятся. Города либо откупаются от феодальных по­винностей, добиваясь привилегий и вольностей, либо поднимают восста­ния и добиваются самоуправления. Уже в IX-XII вв. в Италии стали неза­висимыми Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Равенна и другие города. В ХП-ХШ вв. появились вольные города в Германии: Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Кёльн, Бремен, Гамбург.

Десятки немецких городов объединились в Ганзейский союз, который имел свое управление, свой флот, контролировал торговлю в регионе Балтий­ского моря и основал свои торговые дворы в Новгороде, Лондоне, Кракове и Амстердаме. Образовался Швейцарский союз — объединение самоуправляю­щихся городов-кантонов. Вольностей добиваются некоторые города Северной Франции и будущих Нидерландов. Независимые города управлялись город­скими советами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Независимые города реализовали принципы коллективной выборной власти в противовес авторитарной и иерархической системе власти духовных и светских феодалов. Постепенно в странах Западной Европы формируется третье сословие средневекового общества — горожане (бюргеры).

Города все больше определяют культурную жизнь Европы. Развивающее­ся европейское общество нуждается в специалистах высокого уровня в разных областях знаний (врачей, юристов, чиновников, священников). В городах появляются университеты: в конце XI века в Салерно — медицинский универси­тет, в 1162 году — юридическая высшая школа в Болонье, в конце XII века — богословский университет в Париже (Сорбонна), университеты в Оксфор­де (конец XII века) и Кембрижде (1229), Неаполе (1224) и Праге (1348). В XV веке насчитывается уже больше 30 университетов во Франции, Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии, Польше и т.д. Курс обучения в Сорбонне продолжался 10 лет. Последний экзамен представлял собой диспут, дливший­ся полсуток, причем экзаменующемуся возражали 20 профессоров, которые менялись каждые полчаса, а студенту не разрешали отдыхать, есть и пить. Выдержавший экзамен получал черную шапочку и степень доктора Сор­бонны.

В средневековом христианстве — благодаря изучению античных филосо­фов, открытиям алхимии, географии, астрономии, медицины, влиянию на­родной культуры, появлению светской литературы и «оппонентов» церкви в лице ересей — постепенно развивался рационализм. Развитие материальной культуры подталкивало развитие научных знаний.

В середине XV века Иоганн Гуттенберг ввел книгопечатание (изобрел по­движные отлитые буквы), что весьма способствовало распространению гра­мотности и культуры.

XVI —первая половина XVIII вв. стали переходным периодом от средне­вековой цивилизации к новой европейской (индустриальной) цивилизации.

С конца XV века начинается эпоха великих географических откры­тий европейцев. Колумб открыл Америку (1442), Васко де Гама проложил путь в Индию вокруг Африки (1498), Магеллан руководил первым круго­светным путешествием (1519-1521). Начались колониальные завоевания Ис­панией и Португалией, позже Нидерландами, Англией, Францией и други­ми европейскими странами. Необычайно расширились знания европейцев о других континентах, народах и цивилизациях. Научная мысль Европы стала стремительно развиваться. Благодаря великим географическим открытиям были созданы основы будущего формирования глобальной цивилизации.

Новая картина мира потребовала философского осмысления. Во второй половине XIV века в Италии зародилась культура Ренессанса (Возрождения), получившая распространение в странах Западной Европы в XV-XVI вв. Де­ятели Ренессанса — философы и художники, поэты и писатели, правители и ученые —через возрождение античности сформировали в европейской куль­туре светское начало, поставили в центр искусства человеческую личность, ценности земного бытия, создали гуманистическое направление в философии.

Германия стала родиной Реформации. После выступления в 1517 году зачинателя ее Мартина Лютера против продажи индульгенции Реформация распространилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Индивидуальное общение человеческой личности с Богом, лозунг «дешевой церкви», трудовая этика и практицизм оказались в центре учения лютеран, кальвинистов, гугенотов, пресвитериан и других реформаторов.

В XVI-XVII вв. европейские ученые впервые превзошли античную науку. Немецкий врач Парацельс первым стал применять при лечении ран обезбо­ливающие и обеззараживающие мази. Везалий в середине XVI века составил первый атлас анатомии человека. Антон Левенгук в конце XVIIвека изобрел микроскоп. В 1542 году Николай Коперник опроверг геоцентрическую си­стему Птолемея. Тихо Браге и Иоганн Кеплер рассчитали законы движения планет вокруг Солнца. Исаак Ньютон установил законы тяготения, соединил математику и физику. В конце XVII века Рёмер впервые вычислил скорость света. Френсис Бэкон отстаивал ценность опытного знания и утверждал, что именно наука даст человеку власть над миром, изменит всю жизнь челове­ческого общества.

В XVI—середине XVII вв. на переходном этапе от традиционного обще­ства к модернизации в Европе произошли две буржуазных революции — Ни­дерландская (1566-1609) и Английская (1640-1660).

Нидерландская революция была сопряжена с национально-освободитель­ной борьбой Нидерландов против господства испанской феодальной монар­хии и католической церкви. Она завершилась победой, и почти до конца XVII века независимые Нидерланды являлись крупнейшей морской и тор­говой державой мира, одной из главных колониальных стран. В Англии внутреннее развитие привело к противостоянию королевского абсолютизма с большинством элиты и населения страны, к длительной гражданской войне, затем к военной диктатуре и, наконец, к установлению конституционной пар­ламентской монархии (1688). Это уже период, непосредственно предшеству­ющий формированию в Европе индустриальной цивилизации.

Контрольные вопросы

1. Дайте периодизацию эволюции средневекового европейского общества.

2. Что такое великое переселение народов?

3. Как происходило развитие феодальной иерархии и формирование сословий?

4. Какую роль в жизни людей средневековья играла религия?

5. Перечислите основные черты средневековой европейской культуры.

6. Как развивались отношения между Средневековой Европой и Востоком?

§11. Европейская цивилизация эпохи Нового времени

Ключевые слова: консерватизм, либерализм, социализм, научное миро­воззрение, романтизм, барокко, классицизм, критиче­ский реализм, декаданс, футуризм, модернизм, импрес­сионизм.

После буржуазной революции 1640-1660 гг. в Англии ускорился аграрный переворот, который завершился во второй половине XVIII века. В результате этого переворота в сельском хозяйстве установились буржуазные отношения, сложилось фермерство. Аграрный переворот стал предпосылкой промышленного переворота, который начался в 60-е годы XVIII века и завершился в середине XIX века. Три процесса определили промышленный переворот:

— обезземеливание массы крестьян;

— разложение цехового устройства промышленности;

— развитие крупного производства на основе изобретения машин и вве­дения их в производственный процесс.

В 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни», и в 1769 го­ду ею оснастили первую прядильную фабрику. С 1785 года в обрабатываю­щей промышленности начали использовать паровую машину и применять технологию плавки чугуна на каменном угле. К середине XIX века в Англии было создано производство (изготовление) самих машин при помощи других машин. В ведущих отраслях промышленности машины вытеснили ручной труд. В XIX век Англия вступила самой развитой в экономическом плане и самой могучей колониальной державой, владычицей морей, со сложившими­ся общественными классами: землевладельцами, промышленной, торговой и финансовой буржуазией, рабочим классом. Англия превратилась в «мастер­скую мира», ее товары успешно конкурировали на всех мировых рынках. В самой Англии в начале XIX века около половины населения было занято в фабричном производстве, на транспорте и в торговле, а к 1850 году рабо­чий класс составлял уже 60% населения страны. Промышленная буржуазия, сконцентрировав в своих руках богатство и власть, стала диктовать через парламент курс внешней и внутренней политики.

В конце XVIII века в результате освободительной борьбы появилась но­вая капиталистическая держава — Соединенные Штаты Америки. Принятая 4 июля 1776 года Декларация независимости провозглашала равенство всех перед законом, суверенитет народа и его право изменять форму власти. В принятой Конгрессом США в 1787 году Конституции эти принципы были закреплены.

Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. ликвидировала фео­дально-абсолютистский строй и открыла дорогу развитию капитализма во Франции и во всей Европе. «Декларация прав человека и гражданина», при­нятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года, отменила сословные привилегии, провозгласила естественными права человека на свободу, соб­ственность, сопротивление угнетению, безопасность. Высшей законодатель­ной властью наделялся избираемый народом представительный орган. Впер­вые в истории человечества в Декларации были провозглашены свобода сло­ва, свобода совести и свобода печати. Революция установила Республику и уничтожила все препятствия, мешавшие развитию промышленности и тор­говли. Гражданский кодекс Наполеона (1804) закрепил права буржуазной собственности.

В XIX веке в странах Европы и в США все шире внедрялись машины, со­здавались огромные фабрики и заводы. XIX век стал веком железных дорог, паровозов, а позже — тепловозов и электровозов. По морям и океанам поплыли пароходы и теплоходы. Появились автомобили, паровые землечерпалки, в сельском хозяйстве работали молотилки.

В XIX веке совершается целая цепь изобретений в металлургии. Откры­лась эпоха стали. Была сконструирована мартеновская печь, изобретены про­катный стан, токарный станок, паровой молот. Развивались средства связи и транспорта: появились шоссе, телеграф, телефон. Между континентами уста­новились железнодорожные, телеграфные, телефонные связи. Началась эра воздухоплавания: в 1783 году братья Монгольфье сконструировали аэростат, а в 1902 году братья Райт совершили полеты на самолете.

Развивается военная техника: в 1803 году Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда; Нобель наладил производство динамита; Кольт изобрел револьвер, а Максим — станковый пулемет. В 1900 году Цеппелин поднял в воздух первый управляемый дирижабль. Появился новый тип броненосцев — дредноуты. Была изобретена подводная лодка.

Рост городов — одна из черт индустриальной цивилизации. В конце XIX века в городах появились водопровод, канализация, трамвай, метро, электрическое освещение.

Капиталистические отношения в XIX веке распространяются вширь. Со­здается колониальная система. Экономика приобретает мировой характер: складывается международное разделение труда. Страны Запада — произво­дители промышленной продукции; колонии и полуколонии — источники сы­рья и рабочей силы. К концу XIX века территориальный раздел мира между ведущими державами был завершен. В 1914 году на колонии, полуколонии и зависимые страны приходилось почти 67% территории и 60% населения земного шара.

Конкуренция и централизация производства и капитала приводит к воз­никновению монополий. Монополистический капитализм перерастает в импе­риализм, характеризующийся господством финансовой олигархии и трансна­циональных корпораций. Возникает государственно-монополистический ка­питализм.

Идейным течением периода формирования индустриальной цивилизации было Просвещение, деятели которого в XVII и XVIII веках активно высту­пали против абсолютизма и феодализма. Джон Локк (1632-1704) в Англии развивал теорию о том, что общество строится на основе естественного пра­ва и общественного договора. Он создал идейно-политическую доктрину ли­берализма. Французский просветитель Жан Мелье (1664-1729) призывал к свержению монархии и созданию общества с общей собственностью. Мелье считал, что революцию можно осуществить через просвещение и организа­цию народа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) создал учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) резко выступал против религиозного фанатизма и кле­рикализма, против абсолютизма. Жан Жак Руссо (1712-1778) популяризи­ровал идеи демократической республики.

В XIX веке в Западной Европе и Америке сформировались три основ­ных направления общественно-политической мысли: консерватизм, либе­рализм и социализм.

Сторонниками консерватизма были австрийский канцлер Меттерних, англичанин Э. Берк, француз ле Местр. Слово «консерватор» происходит от латинского слова «conservator» — «охранитель». Так в XIX веке стали на­зывать сторонников сохранения устоявшихся порядков, противников боль­ших реформ и нововведений. Меттерних утверждал: свобода может покоится только на порядке. Есть порядок в обществе и государстве — можно «разре­шить» свободу личности. А чтобы был порядок, нужно свято хранить тра­диции, прошлое, усилить роль религии. Для сохранения существующего по­рядка необходимо сохранить монархию, строгие границы между классами и сословиями.

Более живым и творческим является консерватизм Э. Берка, который стал знаменит тем, что утверждал: будучи избранными за их мудрые суж­дения, руководители демократического государства не должны следовать за обыкновенным мнением большинства. Общественное мнение консервативно, и использовать его как непосредственное руководство к действию не всегда оправданно. Берк негативно воспринял Великую французскую революцию, так как считал, что надо «реформировать, сохраняя» государство и общество. Ученый полагал, что сильные институты гражданского общества могут сфор­мироваться только по мере развития политической сферы и сферы бизнеса. Еще одним его знаменитым афоризмом является высказывание: «Экономия состоит не в сбережении, а в отборе». Для достижения истинной экономии необходимо сосредоточить усилия на отборе из новых альтернатив лучших, а не на удержании старых.

Консерваторы говорили о несовершенстве и неразумности человека, по­этому нужны высшие силы, чтобы контролировать людей. Эти высшие си­лы — государство, монархия, религия, традиции. Если реформы, то осторож­ные, ограниченные, под контролем сверху. Взгляды консерваторов изменя­лись под влиянием жизни, реальной действительности. Так, например, в Ан­глии, глава консервативной партии Дизраэли (1804-1881), будучи премьер-министром второй раз, в 1874-1800 гг. провел некоторые социальные рефор­мы (разрешение рабочим пикетирования, об улучшении жилищных условий рабочих и др.).

Либерализм — идейно-политическое течение, которое самым главным считало свободу и независимость человеческой личности. Слово «либера­лизм» происходит от «liberalis» — «свободный». Свобода человека — условие осуществления им своих прав: на собственность, на свободу слова, печати, собраний, совести. Государство должно быть гарантом соблюдения прав и свобод личности. Но деятельность государства должна ограничиваться зако­ном. Либерализм выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной власти: они независимы и контролируют друг друга. Либералы выступали за парламентский строй, за свободу частного предприниматель­ства, за демократизацию жизни общества. Либерализм выражал идеологию промышленной буржуазии.

Весь XIX век прошел под знаком либеральных идей. Его виднейшими представителями были Жермена де Сталь (1766-1817) и Бенджамен Констан (1767-1830) во Франции, Джон Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903) в Великобритании. Либералы были сторонниками конституционной мо­нархии и выборного парламента, но боялись (как они говорили) деспотизма толпы. Поэтому избирать должны были только те, кто имел собственность (избирательный ценз). Либералы выступали за равенство граждан перед за­коном, за равноправие женщин, за отмену привилегий для сословий, за спра­ведливое (равномерное) взимание налогов, поддерживали борьбу народов за свободу, но часто —только в Европе (Польша, Греция, Болгария и др.).

В странах, где либерализм преследовался, либералы примыкали к тай­ным обществам (карбонарии в Италии, франкмасоны в Европе). В Англии, Франции, Германии были партии либералов, радикалов, прогрессистов, демо­кратов. В экономике либералы выступали против вмешательства государства в торговлю, в частное предпринимательство и выдвигали лозунг: «Дайте нам свободу действовать!». Так, в Англии добилось своей цели движение за сво­боду торговли — фритредерство (free trade) — в 1846 году были отменены так называемые «хлебные законы», которые регулировали торговлю хлебом.

«В продолжение 40 лет, — писал Б. Констан, —я защищал один и тот же принцип — свободу во всем: в религии, философии, литературе, в промыш­ленности, политике, подразумевая под свободой защиту личности от власти (желающей управлять посредством деспотизма) и от масс, настаивающих на подчинении себе меньшинства».

Джон Милль выступал за всеобщее избирательное право, за участие ра­бочих в распределении прибыли, за право создания профсоюзов. Другой либерал, Герберт Спенсер, распространил на человеческое общество зако­ны «борьбы за существование», «выживания наиболее приспособленных ви­дов», которые сформулировал Чарльз Дарвин (1859). Спенсер отвергал лю­бое вмешательство государства в свободу конкуренции. Любое государствен­ное вмешательство, как писал Спенсер, наносит непоправимый ущерб об­ществу.

Основные положения либерализма:

— гражданское общество;

— правовое государство;

— права и свободы личности;

— демократические политические институты, парламент;

— свобода частного предпринимательства, торговли и экономической де­ятельности, рыночная экономика.

Социализм — слово производное от французского «social» — «обще­ственный». С 20-х годов XIX века —этим словом стали обозначать «общество подлинного равенства и коллективизма». Социалистами-утопистами бы­ли англичанин Оуэн и французы Сен-Симон и Фурье. Они критиковали бур­жуазное общество с его анархией производства, безработицей; разрабатывали проекты нового общества. Фурье изображал общество как добровольный союз между общинами, производящими все необходимое. Люди работают свободно и с удовольствием. Оуэн в штате Индиана (США) основал коммуну «Новая гармония», она просуществовала 4 года и распалась.

По мнению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), все прежние учения социалистов были утопическими, а их учение — научный социализм. По их мнению, все человечество развивается благодаря классо­вой борьбе, а итогом этого развития должен быть коммунизм, бесклассовое общество. Движущая сила — новый класс наемных рабочих. В основе раз­вития общества — материальное производство. Производственные отношения составляли базис (основу), который формирует разделение общества на про­тивостоящие классы. Базис определяет надстройку: государство, политику, право, идеологию, философию, религию и т. д. Путь развития — через проле­тарскую революцию.

Стремясь объединить революционно настроенных рабочих разных стран, Маркс возглавил Международное товарищество рабочих или I Интернацио­нал (1864-1876). В 1875 году возникла Германская социал-демократическая партия, заявившая, что она руководствуется учением Маркса. Впоследствии марксистские партии появились во всех крупных европейских странах. В 1889 году при участии Энгельса создан II Инернационал для объединения этих партий. В 1871 году в Париже была сделана попытка установить власть социалистов-революционеров и анархистов — Парижская коммуна.

Не все социалисты XIX века были революционерами. В 1886 году в Вели­кобритании возникло Фабианское общество, в числе организаторов которо­го были супруги Беатриса (1858-1943) и Сидней (1859-1947) Вебб, писатели Бернард Шоу (1856-1950) и Герберт Уэллс (1866-1946). Общество получило название в честь древнеримского полководца Квинта Фабия Максима по про­звищу Кунтатор (Медлитель). Фабианцы отвергали революцию, их цель — пропаганда социалистических идей и изучение процессов в обществе.

Сторонники Маркса и Энгельса выступали за насильственный переворот, за революцию, за диктатуру пролетариата. В Германской социал-демокра­тической партии положения марксизма в конце XIX века стали подвергать­ся пересмотру — ревизии (отсюда слово «ревизионизм»). Ведущим теорети­ком ревизионизма стал немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн. Он утверждал, что новое, более справедливое общество можно создать без на­сильственного социального переворота — путем реформирования существу­ющего общества («реформизм»), т.е. медленными, постепенными рефор­мами.

Видными представителями социализма в Европе были немцы Август Бе­бель, Карл Либкнехт, Карл Каутский, французы Жюль Гед и Жан Жорес.

XIX век — время торжества научного мировоззрения в Западном ми­ре. Развиваются физика, естествознание, механика. Создан беспроволочный телефон (Маркони и Попова). Мария и Пьер Кюри, Резерфорд и Бор изучили явление радиоактивности и создали учение о строении атома. Д. Менделеев открыл зависимость между атомными весами всех химических элементов. Открыли атомное строение всех веществ (Лильтон), клеточное строение всех организмов (Шван). Переворот в науке произвела книга Дарвина «Проис­хождение видов». Пастер начал исследования в новой науке — микробиоло­гии. Еще в конце XVIII века английский врач Дженнер предложил делать прививки против оспы. Немецкий ученый Рентген открыл невидимые лучи (рентгеновские). В 1842 году начали применять хлороформ и эфир при опе­рациях. Кох открыл возбудитель туберкулеза.

Романтизм — идейно-художественное течение конца XVIII —начала XIX в., представители которого презирали мир вещей и денег, противопостав­ляли ему мир выдуманной прекрасной мечты. Они поэтизировали прошлое, за идеал принимали Средневековье с его культом рыцарства и Прекрасной Дамы. Романтиков привлекали прежде всего человеческие качества, а не ра­зум, который не мог спасти человечество от бедствий. Яркими представите­лями романтизма в литературе были английский поэт Джордж Байрон, Вик­тор Гюго, Генрих Гейне. В музыке — австрийский композитор Франц Шуберт, Ференц Лист. Воплощен романтизм и в живописи. Его представители — ве­ликий испанский художник Франсиско Хосе Гойя, французские художники Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Барокко был наиболее характерным стилем в XVII веке. Происхождение термина «барокко» — «причудливый» —относится к архитектурному стилю. Продолжался в Европе до середины XVIII века. Для культуры барокко харак­терно разочарование в окружающем мире, ощущение его иллюзорности, вос­приятие жизни как театра и жесткое осознание неумолимо текущего време­ни; пристрастие к внешним эффектам. Это связано с тем, что барокко — плод эпохи, отмеченной глубоким социально-экономическим кризисом, вызванным потрясением религиозных основ в ходе Реформации, контрреформацией, раз­витием новоевропейской науки. Барокко — динамичный, патетический стиль, его родиной была Италия. В архитектуре в стиле барокко творил Берлини-ни; в живописи — Сурбаран, Веласкес, Караваджо, Рубенс; в музыке — Бах, Гендель, Глюк и др. Барокко показывает разочарованных людей, мучеников, погибающих героев; жизнь воспринимается как театр.

Классицизм, — направление, одной из важнейших черт^ которого было обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Класси­цизм (от лат. classicus — образцовый) использовал сюжеты, характеры, идеи античности в произведениях с новым историческим содержанием. Идеологи классицизма считали, что чувства должны ограничиваться разумом, лич­ность должна служить обществу и государству. Центр классицизма — Фран­ция. Выдающийся теоретик и художник классицизма — Никола Пуссен. В

архитектуре идеи классицизма воплотились в дворцово-парковом ансамбле Версаля.

В 30-е годы XIX века зарождаются черты нового общественного порядка, утверждаются новые идеалы. Духовные качества личности не имеют цены, достоинства каждого взвешиваются на весах кредитоспособности, торжеству­ет «золотой телец». Эти изменения в обществе создают условия для возник­новения нового творческого направления — критического реализма. Ис­кусство для реалистов — это критика тайных и явных пороков общества. Ве­дущее место в культуре реализма занимали такие писатели, как Бальзак и Диккенс, живописцы — Домье, Курбе, Милле.

Идее прогресса и развития противопоставлялась идея упадка. Так возник декаданс. Это течение объединило тех, кто презирал буржуазное общество, но отказался от борьбы с ним. Одни декаденты бежали от реальности в мир собственной души, другие придумывали «искусственный рай». Они полага­ли, что грубая действительность убивает красоту, поэтому искусство должно быть «чистым», воспевающим красоту «ради самой красоты». Наиболее яр­кими представителями декаданса являются писатели Уайльд, Рембо, Верлен, Бодлер.

В это же время в Европе рождается направление, которое завершало век реализма и открывало двери в модернизм, — импрессионизм. Поводом для названия послужила картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Худож­ники-импрессионисты использовали в творчестве последние достижения есте­ственных наук (законы оптики), они писали «чистыми» красками, на холсте красочные мазки сливались в нужную гамму. Они ввели в искусство новые темы и новых героев. Среди импрессионистов видное место занимают Писсаро, Ренуар, Дега.

На смену импрессионизму шел модернизм со множеством направлений. Одним из них был футуризм. Рождение футуризма произошло в 1909 г., когда был опубликован манифест футуризма итальянского поэта Маринетти. Футуристы полностью отвергали духовно-культурные ценности прошло­го. Наиболее полно футуризм был реализован в визуальном и словесном ис­кусстве Италии и России.

Итак, XIX век — век гигантского развития материального производства, промышленности, техники, науки, культуры, искусства и в то же время век непрерывных войн: наполеоновские войны, колониальные войны. Франция при Наполеоне III (1851-1870) участвовала в Крымской войне (1853-1856), в интервенции во Вьетнаме и Камбодже (1858-1862), в Китае (1856-1860), в Си­рии (1860-1861), в Мексике (1862-1867). Германия (Пруссия) при Бисмарке воевала с Данией, Австро-Венгрией и с Францией — франко-прусская война 1870-1871 гг. Англия воевала с Турцией, с Россией, в Китае, в Индии, в Аф­рике и т. д. и т. п.

Объединились Италия и Германия. Шла гражданская война в США (1861-1865). Великие державы воевали с Турцией. В начале XX в. прошли две войны на Балканах. Великий борец с несправедливостью, французский писатель Виктор Гюго писал: «Мир — добродетель цивилизации, война —ее преступление». Самым страшным преступлением индустриальной цивилиза­ции стала Первая мировая война 1914-1918 гг.

Контрольные вопросы

1. Укажите предпосылки возникновения индустриальной цивилизации.

2. Опишите эпоху Просвещения.

3. Перечислите социальные и экономические последствия буржуазной револю­ции в Англии 1640-1660 гг.

4. Где была принята Декларация прав человека и гражданина?

5. Укажите причины крушения монархий и возникновения республик в Европе.

6. Охарактеризуйте три основных направления общественно-политической мыс­ли: консерватизм, либерализм и социализм.

7. Перечислите основные достижения в области искусства и культуры в эпоху индустриальной цивилизации.