Древняя Греция

Ключевые слова: полис, Парфенон, алфавит, Спарта, Афины, Пелопон­несская война.

Понятие «античность» в европейской культуре стало использоваться во французском языке в начале XVIII века для обозначения греко-римской древ­ности.

Центром древнегреческой цивилизации была Эгеида: южная часть Бал­канского полуострова, острова Эгейского моря и Западное побережье Малой Азии. Природные условия Эгеиды неблагоприятны для ведения сельского хозяйства: горы, каменистые неплодородные почвы, мало леса. Страна раз­деляется горами на небольшие равнинные области, большинство из которых имеет выход к морю. Оголение почвы, истощение обрабатываемых угодий, высыхание пастбищ заставили древнегреческие племена перейти от живот­новодства и земледелия к возделыванию оливковых деревьев, к ремеслу, тор­говле, освоению моря. На скудных землях материковой Греции бессмыслен­но было создавать крупные царские хозяйства с трудом тысяч подневольных людей, как в Египте, в Вавилоне или в Ассирии. Здесь не получили развитие сложные огромные хозяйственные механизмы управления. Эгеида не знала единого царя-деспота — неограниченного в своей власти правителя. Здесь по­явились более ста полисов — городов-государств, которые сохраняли черты общинной организации, основанной на равенстве всех граждан, на выборно­сти, подотчетности и сменяемости властей, на единстве интересов и единстве веры своих граждан.

Гражданами полиса считались главы семей, входивших в общину-полис. Каждая семья имела свою землю, ремесленную мастерскую или торговое предприятие, свой дом, имущество и была независимой. Наличие в Эгеиде полезных ископаемых: серебра, меди, свинца, мрамора и строительного кам­ня обеспечило хорошие условия для развития ремесла, архитектуры, скульп­туры, строительного дела. Исчезновение лесов заставило архитекторов Аттики работать в камне. Ярчайший пример каменного строительства Греции — Парфенон.

Первой культурной общностью в Эгеиде была крито-микенская культура. На рубеже Ш-Н тысячелетия до н. э. на острове Крит возникло сильное госу­дарство с царской властью, царскими.и храмовыми хозяйствами, аппаратом чиновников, системой налогов. А на юге Балкан возникли ранние города-го­сударства греков-ахейцев — Микены, Тиринф и Пилос. В XII веке до н. э. на­шествие с севера греков-дорийцев положило конец крито-микенской культу­ре. Развитие Эгеиды в так называемые «Темные века» (XII — начало VIII вв. до н.э.) и Архаический период (середина VIII — VI вв. до н.э.) подготовило расцвет греческого (эллинского) общества в Классический период (V-IV вв. до н.э.). В эти столетия дорийцы перешли от родоплеменной организации к государственной, произошел синтез ахейских и дорийских традиций, получи­ли широкое распространение железные орудия труда и оружие.

На VIII-VI вв. до н. э. приходится Великая греческая колонизация. Пе­ренаселенность, нехватка земель в Эгеиде, потребности в торговле, военно-грабительские экспедиции, дух исследования и предприимчивости, изгнания из родного полиса привели к тому, что греки расселились по всему Средизем­номорью. Греки основали более 300 городов-полисов на побережье Черного моря, на островах Кипр, Сицилия и Корсика, на юге Италии, на берегах со­временной Франции и Испании. Греческими поселенцами были, в частности, основаны Неаполь, Сиракузы, Массилия (современный Марсель), Византии, Одесс, Ольвия, Херсонес (около современного Севастополя), Феодосия, Пан-тикапей (современная Керчь) и многие другие известные сейчас города.

Средиземноморье стало единой системой, в рамках которой происходил постоянный обмен людьми, товарами, идеями, ремеслами. При колонизации эллины осознавали свое этническое единство (язык, культуру и др.). Замор­ская миграция создала новый принцип политической организации. Главным звеном этой системы стало не кровное родство, а всеобщее подчинение сво­бодно выбранному вождю (лидеру) и принятому закону. В самой Элладе сре­ди греческих племен общинные традиции оказались настолько сильны, что они подчинили себе нарождающиеся государственные структуры небольших городов-государств (полисов). Так родились идея самоуправления города-по­лиса и городской магистрат.

В Классический период в полисах Эллады, как правило, выбирались и власти города, и даже служители культа бога-покровителя. Здесь не суще­ствовало наследственных сословий чиновников и жрецов. Все греки были свободными гражданами полиса, владели собственностью, были равноправ­ны. По закону они не могли стать рабами. Они выбирали свою власть на народном собрании. Равноправие перед законом, участие в выборах власти, выполнение общественных дел способствовали развитию чувства граждан­ской ответственности и критичности мышления, умению высказывать свои мнения и вести споры, формировали индивидуальное видение проблем, способствовали развитию системы логических доказательств. Все это стимули­ровало развитие греческой науки, стремление познать истину, понять суть вещей, понять природу и всю Вселенную. Отсюда развитие в Элладе фило­софии, географии, астрономии, математики, медицины, истории.

Идея городского самоуправления, идея выборов власти, идея разделения властей (военных, гражданских, религиозных, финансовых, судебных) впер­вые были воплощены в жизнь в древней Греции. Греческое понимание цен­ности каждого человека, признание его права на жизнь и личную свободу, признание права каждого народа на свободу и самоопределение вошли со­ставной частью в главные принципы современной демократии.

В греческих городах-полисах трудились десятки тысяч свободных ремес­ленников—архитекторов, скульпторов, художников, мастеров — строителей дворцов и храмов, домов и кораблей, дорог и городских укреплений, созда­телей прекрасных статуй богов и героев. Дух состязательности, дух соревно­вания среди них способствовал расцвету искусства.

Искусство древней Эллады прославляло богов, победителей Олимпийских игр, воинов и полководцев, всех, кто своим физическим обликом и умением, мужеством и умом, красотой и ораторским искусством стремился достичь совершенства, победить в состязании, занять первое место, кто защищал и прославлял свой полис и свою Элладу. Дух гражданственности, идея чело­века— сильного, красивого, мужественного, благородного, умного — делали возможным для скульпторов древней Греции изображать равенство челове­ка образам богов Олимпа. (Фидий; Статуя Зевса в Олимпии; Фидий; Афина Парфенос; Леохар; Аполлон Бельведерский; Александр; Афродита Милос-ская; Мирон; Дискобол; Лисипп; Геракл со львом и многие, многие другие.).

Греческие скульпторы первыми научились передавать движение челове­ческого тела. Греческие статуи стали образцами для скульпторов более позд­них эпох и цивилизаций. Античное искусство отличалось красотой внешне­го облика, жизнерадостностью и ясностью содержания, отражало гармонию свободного эллина с природой и политическим миром (полисом). Искусство носило общественно-гражданский характер. Вся архитектура, скульптура и живопись принадлежали общине-полису. Некоторые города даже строились по единому продуманному плану, например, Пирей (гавань Афин), а позже Александрии — города, получившие название в честь Александра Македон­ского, которых насчитывалось более 20. В каждом городе строили театры, библиотеки, школы, храмы Зевса и других греческих богов.

Вся мировая архитектура развивалась на принципах ордерной системы13 греков. Дорический ордер выражал мужественность, гармонию силы и стро­гости, мощная колоннада, отсутствие украшений на колоннах. Яркий при-

13Ордерная система — один из видов архитектурной композиции, состоящий из верти­кальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр — и горизонтальных несомых частей. В классической архитектуре различают ордера дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный).

мер — Парфенон (храм Афины Девы), построенный архитекторами Икти-ном и Калликратом во второй половине V в. до н. э. Ионический ордер — это легкость, стройность, нарядность, богатое убранство карниза.

Большое значение в общественной жизни играл театр. Отцы трагедии Эсхил, Софокл и Еврипид выработали основы драматургии. Образы героев древнегреческих трагедий продолжали и продолжают жить в европейской культуре (Прометей, Эдип, Орест, Медея, Ифигения и другие). Герои траге­дий борются со злом, учатся побеждать стихии и собственные пороки. Вы­дающимся автором политической комедии был Аристофан (V век до н.э.). Герои его комедий выступали против нескончаемых войн, против авантю­ристской политики властей, против отвлеченного философствования.

Целью греческой науки было отыскание истины, она стремилась найти ответ на вопрос, почему происходят те или иные явления и события исто­рии. Астроном Птолемей создал наиболее совершенную геоцентрическую си­стему мира. Историк Геродот (V век до н. э.) посвятил свою «Историю» описанию греко-персидских войн. «Эллины победили персов потому, — писал Геродот, — что они храбры, а храбры они потому, что свободны и подчинены только закону.» С именем Гераклита (540-480 гг. до н. э.) связаны идея вечно­го движения, всеобщей изменчивости вещей, в основе которой лежит борьба противоположностей, которая и образует гармонию мира.

Пифагор (580-500 гг. до н. э.) впервые высказал мысль о том, что Зем­ля имеет форму шара. По Гекатею, Земля —диск, омываемый океаном. По Демокриту (460-370 гг. до н.э.), все предметы, боги и люди состоят из мель­чайших неделимых частиц (атомов). Великий врач Гиппократ (вторая поло­вина V века до н. э.) отвергал болезни, «ниспосланные богами», и говорил о естественных причинах всех болезней.

Философы Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон и Аристотель, врач Гиппократ, историки Геродот и Фукидид, архитекторы Либон, Иктин и Кал-ликрат, скульпторы Скопас и Пракситель, Фидий и Мирон внесли огромный вклад в развитие науки, культуры и искусства всего человечества.

Многие науки и искусства и сейчас называются по-гречески: «астроно­мия» («законы звезд»), «ботаника», «геометрия» («землемерие»), «хирур­гия» («ручное ремесло»), «архитектура», «музыка». Такие слова, как «те­атр», «хор», «оркестр», «гимн», «политика», «оратор», также греческого про­исхождения.

Свободные греки все были грамотны: в городах существовали школы и гимнасии (вторая ступень). В Греции особо почитали ораторское искусство; выдающимися ораторами были афинские политические деятели IV века до н.э. Лисий, Исократ и особенно Демосфен — защитник принципов демокра­тии, противник господства Македонии. Греки говорили о могуществе железа на войне и о могуществе красноречия в политической жизни.

Из «семи чудес» древнего (средиземноморского) мира пять созданы гре­ками: храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолей правителя города Галикарнас Мавсола, статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос и маяк в Египте, в Александрии. Последние два «чуда» (пирамиды и сады Семирамиды) созданы уже в период эллинизма, в IIIвеке до н. э.

Народы Средиземноморья перенимали достижения греческой цивилиза­ции. В свою очередь греки также учились у других народов. Важнейшее открытие, которое греки переняли у финикийцев и усовершенствовали, — алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы, греки добавили к ним гласные.

Спарта и Афины два знаменитых города-полиса — представляли со­бой два главных центра древней Эллады, два типа организации общества и власти.

Спарта была «общиной равных», она объединяла пять поселений дорий­цев с общими святынями и рыночной площадью. У города Спарты не было стен — доблесть спартанцев должна была защитить полис лучше, чем город­ские стены. Вся земля принадлежала государству. 9 тысяч спартиатов — рав­ноправных свободных граждан — имели равные по площади наделы государ­ственной земли, которые обрабатывали илоты, покоренные и закрепощенные жители, главным образом, соседней области Мессении. Спартиаты практиче­ски составляли военный лагерь: мальчиков в 7 лет забирали из семьи и они росли в суровых условиях, проводили время в военных занятиях. Их учили чтению, письму, строевым песням, лаконичной речи (краткой и ясной). В 20 лет спартанец признавался воином, с 30 до 60 лет — полноправным гражда­нином.

В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. Ни за какие заслуги илот или чужеземец не мог стать воином-спартанцем. Спартанцам запрещалось выезжать из Спарты. Они должны были вместе обедать, носить одинаковую одежду, иметь одинакового «фасона» бороды и усы. Властями Спарты были два царя, пять эфоров (выбираемых на год на­родным собранием) и совет старейшин (геронты — старше 60 лет). Спартанец не мог заниматься ремеслом, торговлей, иными «пустыми» занятиями. Спар­та не дала Элладе ни одного поэта, художника или ученого, в этом городе даже не было театра.

В 550 г. до н. э. Спарта стала гегемоном Союза городов полуострова Пе­лопоннес, который в то время имел самое сильное войско.

Другим прославившим Элладу полисом были Афины. Афинский полис — город и область Аттики — составлял около 2,5 тысяч км2 с населением 150 ты­сяч человек. Афины столетиями олицетворяли все самое передовое и прекрас­ное в Элладе: в политике, экономике, культуре, искусстве, служили образцом для большинства греческих полисов.

Около 1000 г. до н. э. родовые общины Аттики (ионийцы и ахейцы) объединились вокруг Афин. В борьбе с родовой знатью народ (демос) по­степенно добивался прав и свобод. В 594 г. до н. э. архонт Солон анну­лировал долги, запретил продавать афинских граждан в рабство, утвердил институт частной собственности. Он разделил всех граждан на 4 раз­ряда в зависимости от их доходов и вместо привилегии рождения уста­новил привилегии имущества, поставив общественную службу в зависи­мость от имущественного ценза. Народное собрание стало выбирать всех должностных лиц из граждан первых трех разрядов. Солон ввел суд при­сяжных. В результате Афины стали отличаться от Спарты признанием прав индивида, свободы гражданина, признанием права частной собствен­ности.

Народное собрание выбирало на год архонтов (правителей) и стратегов (полководцев), которые должны были отчитываться за все свои действия и за произведенные расходы.

Одним из самых главных событий V века до н. э. явились греко-персид­ские войны (500-449 гг. до н.э.). В 490 г. афиняне в битве при Марафоне в Аттике разгромили первую военную экспедицию персов. Афины спешно по­строили большой флот, а в 481 г. на конгрессе в Коринфе 31 полис заключили военный союз. В 480 г. огромная персидская армия во главе с царем Ксерксом прорвалась в Центральную Грецию через Фермопилы и разграбила Афины. Но затем греческий флот разбил персидский, в 479 г. в битве при Платее греки победили персидское войско и в том же году у острова Самос уничто­жили персидский флот. Морская победа афинян в 449 г. у побережья Кипра заставила персидского царя заключить мир, по которому греческие города в Малой Азии становились свободными.

В 478 г. до н. э. был создан Афинский морской союз, который объединил около 200 городов и установил свою торговую монополию в Эгейском море. Расцвет Афин пришелся на время правления Перикла, выбираемого первым стратегом ежегодно почти без перерыва с 443 по 429 год до н. э. При нем на­родное собрание собиралось 2, 3, а то и 4 раза в месяц, выбирало Совет 500 — высшее правительственное учреждение, архонтов и стратегов. При Перикле в Афинах претворялись в жизнь принципы греческой демократии: равнопра­вие свободных граждан, выборность властей, господство закона. Политиче­ских противников афинская демократия подвергала остракизму — изгнанию, если за это высказывалось при тайном голосовании большинство народного собрания. Перикл собрал в Афинах архитекторов и скульпторов, поэтов и художников, философов и ученых и превратил Афины в подлинный центр культуры и искусства Эллады.

Пелопоннесская война 431-404 гг. до н. э. подорвала силы обоих союзов (Афин и Спарты), привела к кратковременной гегемонии Спарты в Греции. Но спартанцы не смогли организовать внутригреческий мир, не смогли сти­мулировать расцвет греческой культуры, добиться подъема влияния греков в Средиземноморье. Более того, они «уступили» греческие города в Малой Азии персам.

В IV веке до н. э. начинается постепенное возвышение Македонии. Кризис полисной системы и ослабление греческих государств привели к установле нию македонской гегемонии. Был создан всегреческий союз для совместного похода против Персии. Александр Македонский в 334-324 гг. до н.э. раз­громил Персию и создал огромное государство на территории от Балкан до Индии. Преемники Александра возглавили крупные царства — Македонию, царство Селевкидов, Египет Птоломеев. В период эллинизма (конец IV —ко­нец I вв. до н. э.) происходит взаимодействие греческой и древневосточных цивилизаций: в политической системе сочетаются восточная деспотия и по­лисное самоуправление. Развивается культура, искусство и наука, особенно в таких центрах, как Александрия Египетская, Афины, Пергам, Родос, Ан-тиохия и другие.

В Александрии был основан Музей (храм муз —богинь искусств и наук), при нем создана Библиотека — крупнейшая в Древнем мире. Здесь работа­ли Евклид — автор первого учебника геометрии, Эратосфен — первый изме­ривший радиус земного шара, Архимед — крупнейший физик того времени. В 285 г. до н. э. Аристарх создал гелиоцентрическую систему мира, он рас­считал размеры Солнца и Луны и расстояния до них. В 275 г. до н. э. был построен Александрийский маяк.

Открытия греков в области медицины, астрономии, географии, геомет­рии, арифметики, логики, в области архитектуры и скульптуры, политиче­ской культуры (греческая демократия) и истории были усвоены народами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, унаследованы и дополне­ны римлянами, а в дальнейшем оказали влияние на развитие европейской цивилизации. Арабский мир тоже перенял у греков немало знаний, много зафиксировал письменно и много применил практически.

Контрольные вопросы

1. Что такое «античность»?

2. Перечислите основные центры древнегреческой цивилизации.

3. Укажите причины возникновения полисов — городов-государств.

4. Какие Вы знаете культурные общности Древней Греции?

5. Как Вы оцениваете искусство и культуру Древней Греции?

6. Какое политическое устройство имели древнегреческие государства?

7. Назовите основные памятники Древней Греции.