Древняя Греция
Ключевые слова: полис, Парфенон, алфавит, Спарта, Афины, Пелопоннесская война.
Понятие «античность» в европейской культуре стало использоваться во французском языке в начале XVIII века для обозначения греко-римской древности.
Центром древнегреческой цивилизации была Эгеида: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и Западное побережье Малой Азии. Природные условия Эгеиды неблагоприятны для ведения сельского хозяйства: горы, каменистые неплодородные почвы, мало леса. Страна разделяется горами на небольшие равнинные области, большинство из которых имеет выход к морю. Оголение почвы, истощение обрабатываемых угодий, высыхание пастбищ заставили древнегреческие племена перейти от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых деревьев, к ремеслу, торговле, освоению моря. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства с трудом тысяч подневольных людей, как в Египте, в Вавилоне или в Ассирии. Здесь не получили развитие сложные огромные хозяйственные механизмы управления. Эгеида не знала единого царя-деспота — неограниченного в своей власти правителя. Здесь появились более ста полисов — городов-государств, которые сохраняли черты общинной организации, основанной на равенстве всех граждан, на выборности, подотчетности и сменяемости властей, на единстве интересов и единстве веры своих граждан.
Гражданами полиса считались главы семей, входивших в общину-полис. Каждая семья имела свою землю, ремесленную мастерскую или торговое предприятие, свой дом, имущество и была независимой. Наличие в Эгеиде полезных ископаемых: серебра, меди, свинца, мрамора и строительного камня обеспечило хорошие условия для развития ремесла, архитектуры, скульптуры, строительного дела. Исчезновение лесов заставило архитекторов Аттики работать в камне. Ярчайший пример каменного строительства Греции — Парфенон.
Первой культурной общностью в Эгеиде была крито-микенская культура. На рубеже Ш-Н тысячелетия до н. э. на острове Крит возникло сильное государство с царской властью, царскими.и храмовыми хозяйствами, аппаратом чиновников, системой налогов. А на юге Балкан возникли ранние города-государства греков-ахейцев — Микены, Тиринф и Пилос. В XII веке до н. э. нашествие с севера греков-дорийцев положило конец крито-микенской культуре. Развитие Эгеиды в так называемые «Темные века» (XII — начало VIII вв. до н.э.) и Архаический период (середина VIII — VI вв. до н.э.) подготовило расцвет греческого (эллинского) общества в Классический период (V-IV вв. до н.э.). В эти столетия дорийцы перешли от родоплеменной организации к государственной, произошел синтез ахейских и дорийских традиций, получили широкое распространение железные орудия труда и оружие.
На VIII-VI вв. до н. э. приходится Великая греческая колонизация. Перенаселенность, нехватка земель в Эгеиде, потребности в торговле, военно-грабительские экспедиции, дух исследования и предприимчивости, изгнания из родного полиса привели к тому, что греки расселились по всему Средиземноморью. Греки основали более 300 городов-полисов на побережье Черного моря, на островах Кипр, Сицилия и Корсика, на юге Италии, на берегах современной Франции и Испании. Греческими поселенцами были, в частности, основаны Неаполь, Сиракузы, Массилия (современный Марсель), Византии, Одесс, Ольвия, Херсонес (около современного Севастополя), Феодосия, Пан-тикапей (современная Керчь) и многие другие известные сейчас города.
Средиземноморье стало единой системой, в рамках которой происходил постоянный обмен людьми, товарами, идеями, ремеслами. При колонизации эллины осознавали свое этническое единство (язык, культуру и др.). Заморская миграция создала новый принцип политической организации. Главным звеном этой системы стало не кровное родство, а всеобщее подчинение свободно выбранному вождю (лидеру) и принятому закону. В самой Элладе среди греческих племен общинные традиции оказались настолько сильны, что они подчинили себе нарождающиеся государственные структуры небольших городов-государств (полисов). Так родились идея самоуправления города-полиса и городской магистрат.
В Классический период в полисах Эллады, как правило, выбирались и власти города, и даже служители культа бога-покровителя. Здесь не существовало наследственных сословий чиновников и жрецов. Все греки были свободными гражданами полиса, владели собственностью, были равноправны. По закону они не могли стать рабами. Они выбирали свою власть на народном собрании. Равноправие перед законом, участие в выборах власти, выполнение общественных дел способствовали развитию чувства гражданской ответственности и критичности мышления, умению высказывать свои мнения и вести споры, формировали индивидуальное видение проблем, способствовали развитию системы логических доказательств. Все это стимулировало развитие греческой науки, стремление познать истину, понять суть вещей, понять природу и всю Вселенную. Отсюда развитие в Элладе философии, географии, астрономии, математики, медицины, истории.
Идея городского самоуправления, идея выборов власти, идея разделения властей (военных, гражданских, религиозных, финансовых, судебных) впервые были воплощены в жизнь в древней Греции. Греческое понимание ценности каждого человека, признание его права на жизнь и личную свободу, признание права каждого народа на свободу и самоопределение вошли составной частью в главные принципы современной демократии.
В греческих городах-полисах трудились десятки тысяч свободных ремесленников—архитекторов, скульпторов, художников, мастеров — строителей дворцов и храмов, домов и кораблей, дорог и городских укреплений, создателей прекрасных статуй богов и героев. Дух состязательности, дух соревнования среди них способствовал расцвету искусства.
Искусство древней Эллады прославляло богов, победителей Олимпийских игр, воинов и полководцев, всех, кто своим физическим обликом и умением, мужеством и умом, красотой и ораторским искусством стремился достичь совершенства, победить в состязании, занять первое место, кто защищал и прославлял свой полис и свою Элладу. Дух гражданственности, идея человека— сильного, красивого, мужественного, благородного, умного — делали возможным для скульпторов древней Греции изображать равенство человека образам богов Олимпа. (Фидий; Статуя Зевса в Олимпии; Фидий; Афина Парфенос; Леохар; Аполлон Бельведерский; Александр; Афродита Милос-ская; Мирон; Дискобол; Лисипп; Геракл со львом и многие, многие другие.).
Греческие скульпторы первыми научились передавать движение человеческого тела. Греческие статуи стали образцами для скульпторов более поздних эпох и цивилизаций. Античное искусство отличалось красотой внешнего облика, жизнерадостностью и ясностью содержания, отражало гармонию свободного эллина с природой и политическим миром (полисом). Искусство носило общественно-гражданский характер. Вся архитектура, скульптура и живопись принадлежали общине-полису. Некоторые города даже строились по единому продуманному плану, например, Пирей (гавань Афин), а позже Александрии — города, получившие название в честь Александра Македонского, которых насчитывалось более 20. В каждом городе строили театры, библиотеки, школы, храмы Зевса и других греческих богов.
Вся мировая архитектура развивалась на принципах ордерной системы13 греков. Дорический ордер выражал мужественность, гармонию силы и строгости, мощная колоннада, отсутствие украшений на колоннах. Яркий при-
13Ордерная система — один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр — и горизонтальных несомых частей. В классической архитектуре различают ордера дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный).
мер — Парфенон (храм Афины Девы), построенный архитекторами Икти-ном и Калликратом во второй половине V в. до н. э. Ионический ордер — это легкость, стройность, нарядность, богатое убранство карниза.
Большое значение в общественной жизни играл театр. Отцы трагедии Эсхил, Софокл и Еврипид выработали основы драматургии. Образы героев древнегреческих трагедий продолжали и продолжают жить в европейской культуре (Прометей, Эдип, Орест, Медея, Ифигения и другие). Герои трагедий борются со злом, учатся побеждать стихии и собственные пороки. Выдающимся автором политической комедии был Аристофан (V век до н.э.). Герои его комедий выступали против нескончаемых войн, против авантюристской политики властей, против отвлеченного философствования.
Целью греческой науки было отыскание истины, она стремилась найти ответ на вопрос, почему происходят те или иные явления и события истории. Астроном Птолемей создал наиболее совершенную геоцентрическую систему мира. Историк Геродот (V век до н. э.) посвятил свою «Историю» описанию греко-персидских войн. «Эллины победили персов потому, — писал Геродот, — что они храбры, а храбры они потому, что свободны и подчинены только закону.» С именем Гераклита (540-480 гг. до н. э.) связаны идея вечного движения, всеобщей изменчивости вещей, в основе которой лежит борьба противоположностей, которая и образует гармонию мира.
Пифагор (580-500 гг. до н. э.) впервые высказал мысль о том, что Земля имеет форму шара. По Гекатею, Земля —диск, омываемый океаном. По Демокриту (460-370 гг. до н.э.), все предметы, боги и люди состоят из мельчайших неделимых частиц (атомов). Великий врач Гиппократ (вторая половина V века до н. э.) отвергал болезни, «ниспосланные богами», и говорил о естественных причинах всех болезней.
Философы Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон и Аристотель, врач Гиппократ, историки Геродот и Фукидид, архитекторы Либон, Иктин и Кал-ликрат, скульпторы Скопас и Пракситель, Фидий и Мирон внесли огромный вклад в развитие науки, культуры и искусства всего человечества.
Многие науки и искусства и сейчас называются по-гречески: «астрономия» («законы звезд»), «ботаника», «геометрия» («землемерие»), «хирургия» («ручное ремесло»), «архитектура», «музыка». Такие слова, как «театр», «хор», «оркестр», «гимн», «политика», «оратор», также греческого происхождения.
Свободные греки все были грамотны: в городах существовали школы и гимнасии (вторая ступень). В Греции особо почитали ораторское искусство; выдающимися ораторами были афинские политические деятели IV века до н.э. Лисий, Исократ и особенно Демосфен — защитник принципов демократии, противник господства Македонии. Греки говорили о могуществе железа на войне и о могуществе красноречия в политической жизни.
Из «семи чудес» древнего (средиземноморского) мира пять созданы греками: храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолей правителя города Галикарнас Мавсола, статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос и маяк в Египте, в Александрии. Последние два «чуда» (пирамиды и сады Семирамиды) созданы уже в период эллинизма, в IIIвеке до н. э.
Народы Средиземноморья перенимали достижения греческой цивилизации. В свою очередь греки также учились у других народов. Важнейшее открытие, которое греки переняли у финикийцев и усовершенствовали, — алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы, греки добавили к ним гласные.
Спарта и Афины — два знаменитых города-полиса — представляли собой два главных центра древней Эллады, два типа организации общества и власти.
Спарта была «общиной равных», она объединяла пять поселений дорийцев с общими святынями и рыночной площадью. У города Спарты не было стен — доблесть спартанцев должна была защитить полис лучше, чем городские стены. Вся земля принадлежала государству. 9 тысяч спартиатов — равноправных свободных граждан — имели равные по площади наделы государственной земли, которые обрабатывали илоты, покоренные и закрепощенные жители, главным образом, соседней области Мессении. Спартиаты практически составляли военный лагерь: мальчиков в 7 лет забирали из семьи и они росли в суровых условиях, проводили время в военных занятиях. Их учили чтению, письму, строевым песням, лаконичной речи (краткой и ясной). В 20 лет спартанец признавался воином, с 30 до 60 лет — полноправным гражданином.
В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. Ни за какие заслуги илот или чужеземец не мог стать воином-спартанцем. Спартанцам запрещалось выезжать из Спарты. Они должны были вместе обедать, носить одинаковую одежду, иметь одинакового «фасона» бороды и усы. Властями Спарты были два царя, пять эфоров (выбираемых на год народным собранием) и совет старейшин (геронты — старше 60 лет). Спартанец не мог заниматься ремеслом, торговлей, иными «пустыми» занятиями. Спарта не дала Элладе ни одного поэта, художника или ученого, в этом городе даже не было театра.
В 550 г. до н. э. Спарта стала гегемоном Союза городов полуострова Пелопоннес, который в то время имел самое сильное войско.
Другим прославившим Элладу полисом были Афины. Афинский полис — город и область Аттики — составлял около 2,5 тысяч км2 с населением 150 тысяч человек. Афины столетиями олицетворяли все самое передовое и прекрасное в Элладе: в политике, экономике, культуре, искусстве, служили образцом для большинства греческих полисов.
Около 1000 г. до н. э. родовые общины Аттики (ионийцы и ахейцы) объединились вокруг Афин. В борьбе с родовой знатью народ (демос) постепенно добивался прав и свобод. В 594 г. до н. э. архонт Солон аннулировал долги, запретил продавать афинских граждан в рабство, утвердил институт частной собственности. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их доходов и вместо привилегии рождения установил привилегии имущества, поставив общественную службу в зависимость от имущественного ценза. Народное собрание стало выбирать всех должностных лиц из граждан первых трех разрядов. Солон ввел суд присяжных. В результате Афины стали отличаться от Спарты признанием прав индивида, свободы гражданина, признанием права частной собственности.
Народное собрание выбирало на год архонтов (правителей) и стратегов (полководцев), которые должны были отчитываться за все свои действия и за произведенные расходы.
Одним из самых главных событий V века до н. э. явились греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). В 490 г. афиняне в битве при Марафоне в Аттике разгромили первую военную экспедицию персов. Афины спешно построили большой флот, а в 481 г. на конгрессе в Коринфе 31 полис заключили военный союз. В 480 г. огромная персидская армия во главе с царем Ксерксом прорвалась в Центральную Грецию через Фермопилы и разграбила Афины. Но затем греческий флот разбил персидский, в 479 г. в битве при Платее греки победили персидское войско и в том же году у острова Самос уничтожили персидский флот. Морская победа афинян в 449 г. у побережья Кипра заставила персидского царя заключить мир, по которому греческие города в Малой Азии становились свободными.
В 478 г. до н. э. был создан Афинский морской союз, который объединил около 200 городов и установил свою торговую монополию в Эгейском море. Расцвет Афин пришелся на время правления Перикла, выбираемого первым стратегом ежегодно почти без перерыва с 443 по 429 год до н. э. При нем народное собрание собиралось 2, 3, а то и 4 раза в месяц, выбирало Совет 500 — высшее правительственное учреждение, архонтов и стратегов. При Перикле в Афинах претворялись в жизнь принципы греческой демократии: равноправие свободных граждан, выборность властей, господство закона. Политических противников афинская демократия подвергала остракизму — изгнанию, если за это высказывалось при тайном голосовании большинство народного собрания. Перикл собрал в Афинах архитекторов и скульпторов, поэтов и художников, философов и ученых и превратил Афины в подлинный центр культуры и искусства Эллады.
Пелопоннесская война 431-404 гг. до н. э. подорвала силы обоих союзов (Афин и Спарты), привела к кратковременной гегемонии Спарты в Греции. Но спартанцы не смогли организовать внутригреческий мир, не смогли стимулировать расцвет греческой культуры, добиться подъема влияния греков в Средиземноморье. Более того, они «уступили» греческие города в Малой Азии персам.
В IV веке до н. э. начинается постепенное возвышение Македонии. Кризис полисной системы и ослабление греческих государств привели к установле нию македонской гегемонии. Был создан всегреческий союз для совместного похода против Персии. Александр Македонский в 334-324 гг. до н.э. разгромил Персию и создал огромное государство на территории от Балкан до Индии. Преемники Александра возглавили крупные царства — Македонию, царство Селевкидов, Египет Птоломеев. В период эллинизма (конец IV —конец I вв. до н. э.) происходит взаимодействие греческой и древневосточных цивилизаций: в политической системе сочетаются восточная деспотия и полисное самоуправление. Развивается культура, искусство и наука, особенно в таких центрах, как Александрия Египетская, Афины, Пергам, Родос, Ан-тиохия и другие.
В Александрии был основан Музей (храм муз —богинь искусств и наук), при нем создана Библиотека — крупнейшая в Древнем мире. Здесь работали Евклид — автор первого учебника геометрии, Эратосфен — первый измеривший радиус земного шара, Архимед — крупнейший физик того времени. В 285 г. до н. э. Аристарх создал гелиоцентрическую систему мира, он рассчитал размеры Солнца и Луны и расстояния до них. В 275 г. до н. э. был построен Александрийский маяк.
Открытия греков в области медицины, астрономии, географии, геометрии, арифметики, логики, в области архитектуры и скульптуры, политической культуры (греческая демократия) и истории были усвоены народами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, унаследованы и дополнены римлянами, а в дальнейшем оказали влияние на развитие европейской цивилизации. Арабский мир тоже перенял у греков немало знаний, много зафиксировал письменно и много применил практически.
Контрольные вопросы
1. Что такое «античность»?
2. Перечислите основные центры древнегреческой цивилизации.
3. Укажите причины возникновения полисов — городов-государств.
4. Какие Вы знаете культурные общности Древней Греции?
5. Как Вы оцениваете искусство и культуру Древней Греции?
6. Какое политическое устройство имели древнегреческие государства?
7. Назовите основные памятники Древней Греции.