Арабо-исламская цивилизация
Ключевые слова: ислам, Коран, сунниты, шииты, хариджиты, джихад, халиф.
Исламская, или арабо-мусульманская, цивилизация, родившаяся на пороге VII века, охватывает сегодня приблизительно 1,5 миллиарда жителей нашей планеты.
Представителей мусульманской общины (уммы) можно встретить на разных континентах, практически во всех странах мира, хотя исторически территория распространения ислама включает прежде всего регионы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Крупнейшими по численности населения мусульманскими государствами являются Индонезия (более 166 млн), Бангладеш (около 97 млн), Пакистан (более 111 млн), Нигерия (до 100 млн), Египет (около 80 млн), Турция (более 70 млн), Иран (более 70 млн).
Многомиллионные мусульманские общины имеются в Китае, Индии, Малайзии. На европейском континенте ислам исторически закрепился на Бал-Кавказе, в Крыму и в Поволжье. В Западной Европе крупные мусульманские общины (преимущественно из эмигрантов) имеются во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании и т. д. В РФ сегодня проживает более 15 миллионов мусульман (Татарстан, Башкортостан, республики Северного Кавказа). К миру ислама исторически принадлежат бывшие советские республики Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
Самая молодая из мировых религий — ислам, родился на заре VII века в Мекке в результате проповеди Мухаммеда (570-632) из племени курайшитов. «Золотой век» ислама, по мнению его сторонников, пришелся на годы правления первых преемников Мухаммеда—«праведных халифов» Абу Бекра, Омара, Османа и Али (632-660).
К этому времени относится и рождение текста священного писания мусульман — Корана («чтение»), в котором изложен свод догматических текстов вероучения и ритуала, сформулированы основы исламского государства и права.
Важный этап истории исламского мира — правление халифов из династии Омейядов (660-750), который сопровождался арабскими завоеваниями, раздвинувшими границы халифата на всех направлениях. Арабы проникли в Переднюю и Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Египет и другие страны Северной Африки, а также в значительную часть Испании — ал-Андалус. Столица Омейядов — Дамаск — стала центром политической, экономической и культурной жизни исламского мира.
Эпоха Аббасидов (750-1258) была отмечена завершением формирования административно-политических и социально-экономических институтов, а также ведущих школ (мазхабов) мусульманского права (шариата). Столица халифата была перенесена в Ирак, в основанный Аббасидами «Город мира» («Мадинат ас-салам»)— Багдад. История Багдадского халифата сопровождалась новыми кризисными явлениями в политической и экономической жизни, приведшими к массовым выступлениям под религиозными лозунгами и усилению центробежных тенденций.
Начиная с X века, в исламском мире складываются новые очаги халифской власти: наряду с Багдадом, перешедшим под власть иранской династии Бундов (945), центрами халифата были объявлены испанская Кордова —с 929 г. резиденция халифов из рода Омейядов, а также Каир — столица халифата Фатимидов.
Аббасидский период ознаменован расцветом арабо-мусульманской культуры, наук и искусств, известным в истории как «мусульманский Ренессанс» и предопределившим последующее культурное возрождение христианского Средиземноморья, а затем и всей Европы.
Монгольское нашествие и падение Багдадского халифата (1258) открыли новую главу в истории мусульманского мира, характеризовавшуюся появлением крупных региональных центров военно-политического и духовного влияния. В целом же позднее Средневековье (XIII-XVI вв.) было отмечено началом упадка арабо-исламской цивилизации, особенно в западных ее областях, где набирали силу христианские монархи, добившиеся отвоевания испанских земель и развернувшие далее экспансию на севере Африки и в Передней Азии.
Накануне европейской колониальной экспансии Нового времени в мире ислама сложилось несколько сильных центров религиозной и политической власти.
На востоке крупнейшим из них становится в послемонгольский период держава Тимуридов (Центральная Азия, Иран — XIV — начало XVI вв.) и империя Моголов (Индия — XVI —нач. XIX вв.).
Большая часть Ирана с начала XVI века и до конца XVIII века была объединена династией Сефевидов, окончательно утвердивших в этой стране шиизм.
Малая Азия — колыбель османских султанов — в XV-XVI вв. объединила вокруг себя земли Балкан, Ближнего Востока и Северной Африки. Константинополь, захваченный турками (1453) и переименованный в Стамбул, стал столицей их империи. Вплоть до своего падения в результате Первой мировой войны Османская империя оставалась в центре геополитического противостояния Запада и мусульманского Востока, вошедшего в новую историю как «Восточный вопрос».
Характерные черты социально-экономических отношений. Ислам — комплексная системообразующая доктрина, регламентирующая основные аспекты социально-экономического развития мусульманских общин.
Труд в исламе признается основой благосостояния общества. Праведный труд рассматривается как дэюихад — борьба за веру. За разный по интенсивности и квалификации труд полагается соответствующее вознаграждение. При этом между работником и работодателем не должно быть большой разницы в уровне доходов.
Ислам поощряет торговлю. Согласно экономической концепции ислама, капитал должен постоянно находиться в обращении, поощрять и обслуживать товарооборот. Накопление средств, содержание их втуне осуждаются как неугодные воле Аллаха. В традиционном мусульманском обществе личное богатство не воспринималось как материальная база для организации производства. Долговременное накопление капитала частным лицом в целях его дальнейшего использования в производстве считалось аморальным.
Отсюда возникала склонность к накоплению богатств, исключению их из производительной сферы для использования в личном потреблении (тезаврации).
Ислам поощряет мелкое предпринимательство. Его экономическая доктрина не ориентирована на развитие массового производства и рынка, на чем основан капитализм. Нормой хозяйственной деятельности признается производство на заказ, на удовлетворение конкретных потребностей.
Средневековый мусульманский город не был по своим социально-экономическим функциям аналогом европейского города. Это был административно-политический центр, в котором происходило распределение прибавочного продукта, создаваемого сельским населением, среди господствовавших слоев населения. Одновременно мусульманский город представлял собой высокоорганизованный хозяйственный организм, все части которого функционировали в нерасторжимом единстве и находились под жестким контролем государства. Деятельность такого хозяйственного центра была направлена на воспроизводство материальных и духовных условий жизни военно-политической элиты общества.
В крупнейших городах мусульманского мира существовали десятки ремесленных корпораций, организованных по религиозно-профессиональному принципу. Каждое из этих объединений подразделялось на отдельные группы ремесленников, занятых производством какого-либо продукта — определенного вида хлебных изделий (в рамках цеха пекарей), определенного вида кожаной продукции (в цехе кожевенников) и т. д. Такая ситуация вела к сдерживанию развития товарно-денежных отношений в жизни города. Экономическая доктрина ислама ставила целью хозяйственной деятельности не прибыль, а благо — благополучие человека, которое измеряется не столько материальными, сколько морально-психологическими ценностями.
Ислам проповедует умеренность в потреблении, осуждает расточительство. Поэтому хозяйственная жизнь была ориентирована не на рост потребностей, а на сложившееся предложение. Традиционализм являлся основополагающим принципом хозяйственного поведения как индивида, так и общества в целом. Любые изменения, новации, в том числе в хозяйственной сфере, ассоциировались у мусульман с разрушением существующего порядка вещей.
В рамках классической экономической доктрины ислама производительное накопление капитала затруднялось, ибо значительное место в ней занимала идея богоугодного передела имущества богатых в пользу бедных. Приоритет в исламе отдается не индивидуальному благоденствию, а благополучию общины в целом.
Государство призвано выполнять одно из главных предписаний ислама—пресекать возможность возникновения и легализации крупных состояний. Деньги в условиях средневекового мусульманского общества выполняли лишь функции средства обмена, меры стоимости и средства платежа.
Накопленные богатства, как правило, отходили в фонд государства. Общепринятой нормой считалось, что процесс накопления и наследования должен быть разделен между различными поколениями.
Основные цели хозяйственной деятельности в исламе в Средние века определялись государством, которое контролировало земельный фонд, людские и материальные ресурсы. Государство сдерживало чрезмерную имущественную дифференциацию. Широко распространенные в исламе вакуфные владения — собственность духовных учреждений — и доходы от них направлялись на благотворительные цели и на поддержку малоимущих слоев населения.
Экономическое мышление мусульман пребывало в рамках религиозного сознания. Идеология коллективных форм жизни и уравнительных отношений в системе распределения благ абсолютно господствовала в традиционном обществе. Принадлежность к общине (умме) давала мусульманину социальные гарантии, обеспечивая необходимый минимум материальных средств и, как следствие, душевное равновесие и комфорт.
Особенности государственно-политического устройства. Идеалом государственного устройства в исламе является теократия — государство, основанное на религиозном праве (шариате) и объединяющее политическую и духовную власть в руках религиозных вождей.
Коран не содержит точных указаний о принципах строительства исламского государства. Согласно ему, высшая власть принадлежит Богу, посланник которого Мухаммед был призван служить проводником воли Всевышнего на земле. В основу был положен стих (айат) Корана: «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику сему и обладателям власти среди вас» (Коран, IV, 62). Категория «обладателей власти» включала единого лидера {халифа, падишаха), который считался преемником пророка Мухаммеда (имамом), а также законоведов (факихов), судей — знатоков шариата (кади) и военачальников — вождей борьбы за веру — джихада.
Проблема управления и организации мусульманской общины впервые нашла отражение в «мединских сурах» Корана, составивших основу так называемой «Мединской конституции», которая регламентировала отношения как внутри, так и за пределами ранней мусульманской общины.
Идея халифата и халифа как заместителя Мухаммеда возникла в связи с вопросом о наследовании власти. Основанный на родовом праве принцип избрания халифа предусматривал реализацию права общины избрать вождя на собрании совета (маджлис аш-шура). Этот традиционный подход был применен при избрании первых преемников Мухаммеда, вошедших в историю как «праведные халифы».
Наиболее авторитетным источником по государственному праву в суннизме, объединившем подавляющее большинство мусульман, является сочинение аль-Маварди (974-1058) по теории духовной и светской власти в исламе. Согласно аль-Маварди, халифат был установлен самим Богом, а халиф призван объединить в своем лице власть духовную (имамат) и политическую (эмират). Халиф должен иметь безупречную нравственную репутацию, необходимые познания в области богословия и права, быть здоровым телом и духом, иметь благоразумие, обязательное для управления государством. Важное условие избрания халифа — его курайшитское происхождение, т.е. родство с Пророком. Халиф должен избираться либо советом (аш-шура) с согласия общины, либо же по назначению самим халифом своего преемника (истихлаф).
Уже в эпоху Омейядов (660-750) халифат практически становится светским государством, при Аббасидах (750-1258) выборная власть халифа становится фактически наследственной. Занявшие Багдад иранские эмиры-Буиды (945), а затем тюркские султаны Сельджукиды (с 1055 г.), признавая духовное лидерство Аббасидского халифа — «повелителя правоверных» (амир ал-муминин) — «освобождают» его от забот светской власти.
Очередная попытка объединения духовной и светской власти — полномочий халифа и султана — была предпринята в рамках Османской империи в XV —начале XX вв. Несмотря на то что право Османов на халифат не раз подвергалось критике в мире ислама, их халифат был окончательно упразднен лишь с низложением последнего султана Абд ал-Маджида II в 1924 г.
Раскол между нормами шариатской теократии и политикой углублялся на протяжении всей истории ислама. На преодоление его в разные эпохи были направлены выступления мусульманских фундаменталистов, в том числе их крайних группировок, например, ваххабитов, преследовавших цель возврата к истокам первоначального ислама (строгое исполнение предписанных обрядов и запретов, уничтожение роскоши, отрицание культа святых) и возрождения принципов и практики классической мусульманской государственности.
Становление независимых мусульманских государств определило место шариата в институтах власти в XX веке. В странах, сохраняющих приверженность теократии, шариат остается фундаментом государственной правовой системы (Исламская Республика Иран, Королевство Саудовская Аравия). Между тем в большинстве мусульманских стран нормы шариата сегодня успешно соседствуют с заимствованными на западе элементами британского законодательства или Гражданского кодекса Наполеона.
Контрольные вопросы
1.Где произошло зарождение ислама?
2. Как произошло становление первоначальной исламской общины?
3. Что вы знаете о правлении халифов и арабских завоеваниях?
4. Что такое эпоха «Крестовых походов»?
5. Опишите духовную культуру: языки, этносы, религию, письменные традиции и литературу, науку, искусство.
6. Укажите характерные черты социально-экономических отношений в мусульманских странах.
7. Укажите особенности государственно-политического устройства мусульманских государств.
§ 7. Япония
Ключевые слова: Аматэрасу, Фудзивзра, самураи, икебана, синто.
Япония (Нихон либо Ниппон) — островная страна, протянувшаяся дугой приблизительно на 3,4 тысячи км вдоль восточной части азиатского материка. С давних времен Японию поэтически именуют Страной восходящего солнца, что нашло отражение и в ее национальном флаге Xu-но мару — буквально «солнечный круг». Япония состоит из четырех крупных {Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю) и тысяч мелких островов (включая острова Окинава и Рюкю). Страна довольно густонаселенная. В 2006 г. население Японии составило 127,74 миллионов человек. Островное положение предопределило ее определенную изолированность от материка, усилило самобытные черты культуры. Значительная протяженность с севера на юг обеспечила разнообразие климатических поясов, видов флоры и фауны и повлияла на складывание локальных самобытных культур. Этому же способствовал горный рельеф, состоящей из множества островов и сделавший труднодоступными ряд территорий даже внутри самой Японии. Существование в сейсмически неустойчивой зоне, а также малое число удобных для земледелия долин при сочетании с присущим Дальнему Востоку распространением рисосеяния усилили проявление черт группового поведения в национальном сознании и этнических стереотипах поведения, способствовали формированию таких качеств, как стремление к стабильности, трудолюбие, старательность и аккуратность.
Природными особенностями можно объяснить и своеобразие японского жилища. Оно легкое, не слишком опасно при землетрясениях, с раздвижными перегородками, способными защитить от продувания в зимний холод и вместе с тем дать возможность постоянной вентиляции, открытости всего сооружения в невыносимый летний зной, особенно сильно ощутимый в условиях высокой влажности. Очевидно и влияние теплого морского климата на становление специфики японской кухни: присутствие необычайного разнообразия морепродуктов и способов их употребления.
Этнические корни. Истоки японской цивилизации не являются столь же древними, как китайской либо египетской. Хотя японские острова, некогда отделившиеся от материка, и стали обитаемыми несколько десятков тысяч лет назад, но древнейшие культуры Японии (докерамические и керамические) вряд ли могут быть полностью и однозначно связаны с возникшей впоследствии японской цивилизацией и культурой. Скорее эти ранние культуры Японии представляют собой лишь некоторые из пластов, на основе которых формировался японский этнос.
Проблема этногенеза (происхождения) японского народа пока не имеет окончательного решения. Некоторые подходы к проблеме поражают «экзотичностью»: происхождение сохранившихся и поныне айну — древнейших обитателей Японии — от одного корня с населением современного Кавказа. Принято считать, что в древнейшей Японии проживало до шести этнических групп, происхождение которых недостаточно выяснено. Из ранних пластов можно упомянуть протомалайцев, пришедших в Японию с Азиатского материка задолго до миграции в сторону южных морей. К поздним слоям относятся монголоиды. Заметный приток их в Японию (как носителей новых ремесел и технологий, прогресса) в первые века нашей эры обусловил усиление монголоидных черт в антропологическом типе японцев. Современный японский этнос считается удивительно однородным: японцы составляют приблизительно 100% населения страны.
Хронологические ориентиры и периодизация. Традиционные варианты периодизации национальной истории в Японии — девизы годов правления императоров, династийный принцип, по месту расположения столицы, по историческим периодам — мало соответствуют европейским стандартам.
Традиционное японское летосчисление восходит к мифической дате — 660 г. до н.э., началу правления легендарного государя Дзимму. Он считается основателем сохранившейся поныне династии императоров, ведущей начало от Солнечной богини Аллатэрасу (высшей богини в японской религии «пути богов» синто). В действительности поход с целью подчинения крупному племенному союзу (а не государству) иных родов относится по крайней мере к первым векам нашей эры. А 660 г. до н. э. — это вымышленная дата, появившаяся в канун становления японской государственности на рубеже VI—VII вв. В целях поднятия уважения к правящему дому дату его основания отнесли в далекое прошлое, отсчитав счастливое число 60-летних циклов.
О Японии времен существования племенных союзов можно судить исключительно по материалам археологических раскопок (керамические культуры Дзёмон Х-Ш вв. до н. э., Яёи III в. до н. э. — III в. н. э.). Некоторые сведения дают нам китайские династийные хроники. По ним правительница III века н. э. Химико, имевшая множество рабов, направляла миссии в Китай с дарами. Отсюда и сведения о Японии, названной в хронике «страной карликовых рабов». Химико более отвечала за религиозные обряды, исполнение ритуальных танцев в особых одеяниях для доброго урожая и т. п.
За управление страной (точнее, племенем либо союзом племен) отвечал ее брат, встречи с которым происходили при наличии некоего подобия ширмы (лицо великой жрицы надлежало скрывать). Сперва столица союза племен, называемых ямато и обосновавшихся в центральной Японии, перемещалась с приходом каждого нового правителя. Однако с переносом столицы в Асука в 552 году центры власти становятся стабильными на десятилетия, а потом и столетия. В первобытнообщинном строе Японии (благодаря курганам-усыпальницам вождей известного и как «курганный период») часто выделяют времена «до-Асука» и времена «от-Асука», с которых начинается усиление разложения этого строя и движение к созданию государственности. Лишь с этого времени следует полагаться и на достоверность датировки событий японской истории.
Родоплеменные отношения дорастают до возникновения ранней государственности только в середине VII века н. э. В VII веке появляются и самые давние из дошедших до нас японских письменных памятников. Процесс оформления государственности принято связывать с реформами Тайка (645), в результате которых завершилось становление раннего государства. Но подготовка преобразований началась на полвека раньше, и они продолжались не одно десятилетие. Видимо, истоки сложившейся японской цивилизации относимы приблизительно к VI-VII вв. Огромную роль в подготовке этих преобразований сыграл принц Сётоку (574-622), с именем которого связан ряд преданий, легенд, сохранившихся законодательных актов.
С оформлением государства в VII веке происходит переход сразу к феодальному обществу, минуя рабовладельческий строй. Рабовладение в Японии существовало лишь в форме уклада. Переход непосредственно к феодализму связан с активным усвоением материковой культуры, в частности, Китая, где имелся богатый опыт государственного строительства. Устоями раннего государства VII-IX вв. явились китайские заимствования — «надельная система» (уравнительное землепользование при государевой собственности на землю) и стремление к опоре на бюрократический аппарат. Способствовать усилению единства должен был и пришедший с материка буддизм.
С 710 по 794 г. столица находилась в Нара, будучи построенной по образцу Чанъань (столицы Китая времен правления династии Тан). Но обычно период Нара принято начинать с реформ Тайка, т. е. с 645 года. Появление новой столицы Хэйан (ныне —это город Киото) в 794 году также отразилось в наименовании периода, продлившегося до конца XII века. Времена Нара-Хэйан составили важную эпоху, славу которой во многом определил расцвет аристократической культуры.
Эпоху Хэйан часто упоминают как времена господства аристократического рода Фудзивара (середина IX —конец XI в.), фактически отстранившего от реальной политики императорский дом при формальном сохранении уважения к нему. Все супруги императоров были из дома Фудзивара, а их отцы занимали важные посты канцлеров, регентов и пр. Совладать с ситуацией удалось лишь в конце XI века, когда императоры прибегли для возвращения власти к системе «монастырского правления». Император отрекался от власти, уходя в будиийский монастырь, оставляя власть малолетнему отпрыску с регентом Фудзивара. Однако, пользуясь уважением как «бывший император» и опираясь на материальную (да и военную) мощь буддийской общины, получал возможность создать альтернативный государственный аппарат, проводя в жизнь собственные решения. Отобрать власть у Фудзивара удалось, но к тому времени уже изменилась социально-политическая обстановка, и власть на семь столетий оказалась в руках военного сословия.
Раннефеодальное государство просуществовало до Х-ХП вв., когда провозглашенные государственные, политические, социально-экономические структуры пришли к распаду ввиду эволюции общества. Крах надельной системы и административно-бюрократических устоев имел место на фоне усиления частновладельческих тенденций, набирали силу хозяева поместий сё-эн. Именно в поместья бежали крестьяне, бросая свои наделы, с которых более не могли прокормиться из-за отсутствия переделов земли. Частные хозяева предоставляли больше надежд на выживание. Но все более набиравшие силу частные земли надо было охранять. Именно так в Х-ХП вв. начинает складываться и обретать мощь сословие профессиональных воинов.
Развитой феодализм, в Японии (конец XII — конец XVII в.). Появление «новой знати» имело место в истории многих стран (скажем, в Византии), нередко приводя к становлению новой политической системы. Специфика японского общества, скорее, в семивековом почитании статуса императора. При этом император не имел прямого касательства к управлению, практически не имел прав, но был самым уважаемым лицом. Тяготы же реального «бремени» политической власти принимали на себя три сменявшие друг друга династии сегунов (по-японски «военачальник») —дома признанных лидеров воинского сословия: Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573), Току-гава (1603-1867).
Развитие сословия воинов в Японии начинается по крайней мере с начала X века. Их называли самураи (от глагола «служить») —термин, скорее, применимый к низшим слоям, а сословие в целом уместнее именовать «благородными мужами-воинами» буси (оформившийся в позднейшее время кодекс чести воинов бусидо ныне считается всемирно известным).
Усиление крупных военных домов в результате открытой борьбы между ними приводит к появлению первой династии сегунов из дома Минамото. Типично японская ступенчатая структура власти при этой династии выглядит наиболее ярко. Сегунов с родовым именем Минамото было лишь трое. Когда род Минамото прервался, попытку императорского дома вернуть власть пресекли, а реальными вершителями судеб стали Ходзё. Во времена их правления Япония пережила две попытки вторжения монголов, в 1274 и в 1281 г., оказавшиеся безуспешными. По легенде боги спасли страну, обрушив на врагов внезапные тайфуны — «божественный ветер» камикадзэ. До покорения островной гористой Японии лавой монгольских равнинных конников дело не дошло. После краткого эпизода «реставрации» власти императора в начале XIV века бразды правления оказались в руках новой династии сегунов Асикага (1338-1573). Стабильность в стране наблюдалась лишь на протяжении краткого отрезка — первой половины XV века (период расцвета торговли с Китаем). Со второй же половины XV века вся страна на столетие погрузилась в пучину всеобщих междоусобиц. «Эпоха сражающихся провинций» охватывает промежуток времени вплоть до оформления третьей династии Токугава (включая и период объединения страны).
Время династии Токугава (1603-1867) — самый стабильный период за всю историю Японии. Он способствовал кристаллизации черт национального характера, совпал с периодом «национальной самоизоляции» (1639-1854), когда свыше двух столетий в страну был запрещен доступ иностранцев. Ограниченные контакты имелись лишь благодаря голландской фактории в Нагасаки. Сегуны стремились избавить страну от влияний извне и возможности закабаления ее западными державами.
Для жесткой социальной градации была найдена надежная опора в виде неоконфуцианства, ставшего официальной государственной идеологией. Конфуцианское направление способствовало упрочению идеи о том, что каждый должен довольствоваться своим местом в сословной иерархии и четко исполнять свои обязанности.
Середина XIX века ознаменовалась буржуазной революцией Мэйдзи (1868) и одновременно вынужденным открытием страны для торговли с Европой и Америкой. Это была именно революция. Произошла очевидная смена всей системы социально-экономической и политической организации общества. Страна вышла из феодализма, поскольку не могла долее оставаться в нем, и вошла в период бурного капиталистического развития.
Япония обратилась к всеобъемлющим заимствованиям, что было необходимо для ликвидации отставания от стран Запада, ставшего очевидным за два века «национальной самоизоляции». Бурное капиталистическое развитие позволило к концу XIX века добиться впечатляющих успехов. О выдвижении в технологические лидеры речи не было, но темпы роста поражали. За полвека Япония превратилась в одну из сильных держав и вступила в борьбу за передел сфер влияния в мире. Начиная с Мэйдзи, внешняя политика Японии обрела черты агрессивности, что сохранялось до окончания Второй мировой войны.
Поражение во Второй мировой войне привело Японию к ряду тяжелых испытаний. Американская оккупация, продлившаяся до 1951-1952 гг., обусловила проведение послевоенных реформ и преобразований по американским указаниям, что привело к демократизации жизни, ликвидации пережитков феодальных времен в политике и экономике. Япония обрела возможность превратиться из аграрной страны в развитую индустриальную. Благодаря различным мерам по экономическому стимулированию Япония смогла-таки отказаться от американской помощи и дотаций различных фондов и встать на собственные ноги. «Экономическое чудо» вывело Японию в мировые экономические лидеры. Несколько послевоенных десятилетий продемонстрировали подъем от нищеты и послевоенной экономической разрухи до уровня высокой социальной обеспеченности.
Современность. В настоящее время, с 1980-1990- годов, Япония находится в состоянии сложной экономической ситуации, определенного застоя. Этот период наступил после этапа бурного развития. В результате при относительной благополучности общества по сравнению с другими странами Япония переживает тяжелый культурный кризис. Этот кризис выражается в расшатывании, развале семейных устоев, определенном росте преступности, в том числе подростковой и пр.
Традиция заимствований и самобытность в интерпретации воспринятых элементов и комплексов чужеземных культур. Японию отличает ярко выраженная самобытность цивилизации и культуры. Изолированность островов избавила страну от прямых внешних воздействий, хотя японская история знает несколько пиков активнейшего восприятия компонентов иноземной культуры.
Первый относится ко времени становления государственности, когда отчетливо просматривалась тенденция до буквализма следовать богатейшему многовековому китайскому опыту государственного строительства. Но в заимствованиях были столь скорректированы акценты, что менялась даже их сущность. Например, гибкая китайская концепция о двуединстве противоположных начал инь-ян, на основе взаимопроникновения и взаимодействия которых основано все в природе, в Японии была понята по-своему. Представления о гибкости остались в стороне и в отношениях императора и подданных, которые трактовались так, что о смене императорских династий не могло быть и речи.
При первой и второй династиях сегунов (XII-XVI вв.) восприятие материковой культуры коснулось религии, идеологии, искусства и т. п. (храмовая и парковая архитектура, чайная церемония и пр.). Присутствие японской интерпретации очевидно и здесь, например, в специфике архитектуры, ландшафтного восприятия в буддийской школе дзэн (в отличие от китайской школы чань).
Второй этап заимствований связан с последствиями буржуазной революции Мэйдзи. Восприятие европейской культуры во многом определило специфику периода, но самобытность интерпретаций осталась. Были заложены основы модернизации, необходимость которых стала более очевидной по окончании Второй мировой войны.
Третий этап заимствований связан со временами американской оккупации. Многие американизированные нововведения были навязанными и затронули экономико-социальную, правовую и культурную сферы. В результате Япония смогла сблизиться по уровню экономического и социального, культурного развития с передовыми странами Европы и Америки, а в ряде аспектов даже опередив некоторые из них.
Культура Японии. Достижения японской культуры невозможно выразить в двух словах. Сюда следует отнести архитектуру, поэзию, традиционные виды искусства. К последним принадлежит искусство составления букетов икебана, каллиграфия, разнообразные виды воинских искусств. Распространению многих из них (например, некоторые виды садово-парковой архитектуры, чайная церемония) Япония обязана монахам школы дзэн и их деятельности во времена второй династии сегунов. Всемирно известны придворная музыка гагака эпохи Нара-Хэйан; театр Но, активно развивавшийся с правления второй династии сегунов; театр Кабуки, подъем которого связан с началом власти третьей династии. Нельзя обойти стороной и гравюры «бренного мира» укиёэ, начало которых как жанра, равно как и пик расцвета, приходятся на время правления последней, третьей, династии сегунов. Тема культуры может быть продолжена разговором о типах керамики и лаковых изделий, вееров, ширм, характерных региональных народных изделий.
Религиозно-идеологическую ситуацию в стране в целом определяла «триада учений»: исконно японская религия «пути богов» синто, буддизм и конфуцианство. Исторически длительный процесс их сосуществования привел к значительному взаимопроникновению. Воздействие конфуцианства на этнические стереотипы современных японцев часто ими отрицается, но для западных людей наличие этого фактора несомненно. Синто и буддизм в равной мере распространены в Японии и сегодня. Но глубокая религиозность не характерна для японцев. Известно, что, суммировав число адептов этих двух направлений, мы получим показатели, почти вдвое превышающие население Японии. Это лишь означает, что в различных случаях японцы обращаются к различной обрядности (либо синто, либо буддийской).
Японская литература. Популярность японских авторов на Западе далеко не всегда соответствует их известности в Японии. Поэтому для создания адекватных представлений о японском литературном мире ограничимся списком 10 наиболее популярных ныне авторов последнего тысячелетия (согласно опросу газеты Асахи в 2000 г.):
1. Нацумэ Сосэки;
2. Мурасаки Сикибу;
3. Сиба Рётаро;
4. Миядзава Кэндзи;
5. Акутагава Рюносукэ;
6. Мацуо Басе;
7. Дадзай Осаму;
8. Мацумото Сэйтё;
9. Кавабата Ясунари (лауреат Нобелевской премии);
10. Мисима Юкио.
В той или иной мере они представлены сегодня и в русских переводах.
Японский язык. То, что вопрос о происхождении его остается открытым по сей день, свидетельствуют об отсутствии однозначности в определении истоков самого японского народа. Согласно формальным критериям, японский язык стоит особняком, вне каких-либо языковых семей, родственных языков не имеет (возможно, стоит упомянуть язык островов Рюкю). Ряд исследований свидетельствует о том, что японский язык происходит из алтайской семьи языков (ближе всего к корейскому). Присутствующие же в нем австронезийские элементы являются позднейшими заимствованиями. Можно сказать о наличии связи японского с языками Юго-Восточной Азии, тунгусо-маньчжурскими, китайскими и в крайне малой степени с европейскими. Являясь языком агтлютинативно-флективным, японский язык имеет черты сходства со строем корейского, монгольского и тюркского языков. В агглютинативных языках четкие грамматические формы присоединяются к неизменным основам и корням. Проявления флективного характера (размытие границ между корневой и аффиксальной12 морфемой, присущее европейским языкам) — скорее всего, позднейшие влияния. В Японии весьма сильно распространены диалекты, но за последние полтора века после буржуазной революции Мэйдзи их позиции ослабли. Причина этого заключается в распространении «стандартного языка» хёдзюн-го. Почти все теле-, радиопередачи, газеты и журналы делают ставку именно на «стандартный язык», а все население вынуждено обращаться к масс-медиа именно в этом языковом формате.
Современная письменность представляет собой смешение заимствованной в III-V вв. н. э. китайской иероглифики с двумя чисто японскими слоговыми азбуками. Изобретение первой из них, катакана, связывают с именем ученого и чиновника Киби-но Ма(ки)би (693-775) либо с монахами буддийской школы сингон. В настоящее время она чаще всего используется для записи заимствованных слов.
Происходящие от скорописных форм иероглифов знаки второй азбуки, хирагана, имеют округлый вид, более «родной», комфортный для тех, кто пишет кистью. Изобретателем этого письма считается прославленный монах, основатель уже упомянутой школы сингон, Кукай, известный и как Кобо-дайси (774-835). Хирагана в современном языке имеет очень широкое применение в смешанном с иероглификой письме. С этой азбукой связан феномен «женской литературы» во времена культурного расцвета аристократического общества Хэйан. Эта литература — созданные придворными дамами эпохи Хэйан романы — оставила заметный след в мировой культуре. Наиболее известны у нас — «Повесть о блистательном принце Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон.
Используемая ныне по инициативе «иноземцев» латинская транскрипция именуется ромадзи — «римские письмена», латиница. Старая ромадзи, которую ввел в оборот Джеймс Куртис Хепберн (1815-1911), связана с появлением изданного им практически одновременно с «открытием Японии» в 1867 г. первого японо-английского и англо-японского словаря. Именно со старой ромадзи связаны абсурдные искажения японских слов в русском языке, бросающиеся в глаза на фоне нынешнего «бума японской культуры». В японском языке нет слов «суши» и «мочи»! Зато есть ничуть не более сложные для русского произношения и абсолютно адекватные произношению японскому слова «суси» и «моти». Равным образом нет и фирм «Хитачи», «Тошиба», «Фуджи-фильм» (ибо нет и горы со странным названием Фуджи-яма)! Зато есть известные фирмы «Хитати», «Тосиба», «Фудзи-фильм»; кстати, есть и
Аффикс — часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющая значение слова.
прославленная гора Фудзи. Стоит иметь в виду, что любые попытки интерпретации иноземных (в том числе и восточных) культур с позиций англоамериканского «авторитетного» подхода часто приводят к негативным результатам.
Контрольные вопросы
1.Опишите географическое положение Японии.
2. Опишите народонаселение Японии и его этнические корни.
3. Дайте периодизацию истории японской цивилизации.
4. Какое политическое и социальное устройство Японии?
5. Как развивалась литература и письменность Японии?