Юридический конфликт и разделение властей.

Динамика социально-правового конфликта.

Роль права в оптимизации уровня конфликтности.

Юридический конфликт и разделение властей.

 

 

Вопрос 1: Динамика социально-правового конфликта

 

Условно можно выявить следующие фазы конфликта, которые, однако, являются факультативными:

1) исходное положение дел, оценка доконфликтной ситуации, интересов сторон, степени их взаимопонимания. Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некой проблемы, в разрешении которой важны три момента: оценка доконфликтной ситуации, т.е. степени значимости более широкой системы связей, преимуществ и потерь, вытекающих из предшествующей ситуации и ее дестабилизации; степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; восприятие противоположной стороной друг друга и их интересов. Если сторона способна учитывать интересы оппонента, то, как правило, конфликт развертывается мирно и в созидательном направлении;

2) инициирующая сторона: причины и характер ее действий;

3) ответные меры, степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликтов, изменение исходного положения дел;

4) отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересом противоположной стороны;

5) мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов;

6) использование силы или угрозы силой, демонстрация силы, жертвы насилия;

7) мобилизация контрресурсов, идеологизация конфликта с помощью идеи справедливости и создания образа врага;

8) проникновение конфликта во все структуры и отношения, доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями;

9) тупиковая ситуация, ее саморазрушающее действие;

10) осознание тупиковой ситуации, поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон;

11) переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и в связи с пониманием интересов противостоящей стороны;

12) новый этап социального взаимодействия.

 

Р. Фалсон и X. Стэдмен, проанализировав развитие конфликтов, предшествующих тяжким насильственным посягательствам, установили примерную динамику со свойственной ей эскалацией:

1) различные атаки, не наносящие физического ущерба (обвинения, толчки и тому подобное);

2) попытки влияния (просьбы, уговоры, требования);

3) неподчинение;

4) подстрекательство или посредничество наблюдателей;

5) угрозы со стороны преступника (вербальные и невербальные);

6) попытки жертвы уклониться от борьбы;

7) физическая атака преступника.

 

Насилие в развитии конфликта не является чем-то из ряда вон выходящим, поскольку во многих случаях оно сопровождает конфликт с самого начала. Насилие же со стороны правоохранительных органов необходимо для предупреждения (путем предупредитель-ных мер), предотвращения или прекращения конфликта (путем мер пресечения), а также для наказания виновных (путем применения мер ответственности и защиты). Важно, чтобы насилие со стороны правоохранительных органов не превращалось в орудие произвола и нарушения прав человека. В целом, участие государственных органов в конфликте направлено на завершение конфликта в рамках закона и в соответствии с ним.

 

 

Вопрос 2: Роль права в оптимизации уровня конфликтности

 

Право, регламентирующее все сферы общественной жизни на основе правообразую-щего интереса, является мощнейшим фактором предотвращения открытых социальных конфликтов. Такое действие права обусловлено его функцией социального контроля, суть которой – в подчинении поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Роль права для оптимизации уровня конфликтов состоит в предотвращении, предупреж-дении и разрешении конфликтов.

 

Предотвращение конфликтов состоит в том, что:

1) право, если оно сформировано на основе правообразующего интереса, резюмирует наиболее разумные и типичные способы решения конфликтов и учитывает интересы всех участников правового общения;

2) часто право предписывает обязанности, предусматривающие бесконфликтный спо-соб поведения и недопущении отклонения от нормативного статуса субъектов права;

3) благодаря иерархичности права, оно предусматривает соподчиненность норматив-ных правовых актов и органов.

 

Поскольку конфликт предваряется длительным вызреванием, то наиболее оптималь-ным является предупреждение конфликта. Именно на профилактику, предупреждение конфликта должны быть направлены основные усилия общества и права. Предупреждение конфликтов заключается в устранении их причин и нормативном урегулировании. Уже в силу своего существования право ограждает общество от конфликтогенной, т.е. конфликтопорождающей ситуации насилия и произвола, борьбы всех против всех, которые губительны для общества. Конфликт, как и всякое отношение между людьми, регулируется нормами. В этом смысле правовые нормы конкурируют с иными социаль-ными нормами. Самое большое значение при регулировании конфликтов имеют нормы нравственности, поскольку всякий конфликт затрагивает вопросы добра и зла, правильного и неправильного, и так далее. Нормы права в отличие от иных социальных норм однозначны, закреплены в актах и санкционированы государством.

 

Правовые нормы имеют несколько каналов воздействия на поведение людей.

Во-первых, они оказывают информационное воздействие, предлагая варианты поведения, одобряемые или не одобряемые в обществе.

Во-вторых, оказывают ценностное воздействие.

В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении к ее нарушителю.

В конечном счете, эффективность разрешения норм права зависит от эффективности деятельности правовых институтов.

 

Таким образом, правовое регулирование является наиболее действенным способом разрешения и предупреждения конфликтов. Кроме того, правовая оценка конфликта официальна и не может быть изменена под давлением сторон и извне.

 

Объектами воздействия правовой нормы являются:

1) причины конфликта;

2) его развитие;

3) результаты;

4) последствия конфликта, включая судьбу участников конфликта.

 

Однако эффективность предупреждения конфликтов остается невысокой в силу того, что, с одной стороны, вмешательство в конфликт социально полезно, а с другой стороны, конфликт – это частное дело сторон, и предупреждение как форма вмешательства возможно только, когда конфликт перерастает рамки личных или групповых отношений и становится общественно значимым. Кроме того, меры, предпринимаемые властными элитами, зачастую противоречат ментальности населения. Надо учитывать также, что правовые конфликты носят комплексный характер, а соответственно предупреждение также требует таких мер.

 

Механизм воздействия правовой нормы на конфликт или другую социальную ситуацию по сути воспроизводит механизм правового регулирования и включает в себя:

1) информационное воздействие;

2) ценностное воздействие;

3) элемент принуждения.

 

Информационное воздействие правовой нормы на конфликт заключается в том, что норма предлагает группе или индивиду варианты поведения, одобряемые государством, и предупреждает о санкции за несоблюдение нормы.

Ценностное воздействие указывает на то, что норма диктует ценности, одобряемые обществом и государством.

Элемент принуждения в правовой норме обусловлен тем, что норма обладает прину-дительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования.

 

Конфликт зачастую завершается либо гибелью одной или обеих сторон, либо приоста-навливается «до лучших времен», либо получает то или иное конструктивное решение (Кудрявцев В.К. Современная социология права / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М., 1995. С. 235.). В последнем случае речь идет о взаимоприемлемом для сторон исходе конфликта – о его разрешении.

 

Разрешение конфликта – то или иное положительное действие самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, или путем императивного предписания соответствующего органа (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. Ростов н/Д, 2006. С. 239-240.).

 

Роль права в разрешении конфликтов состоит в том, что именно праву принадлежит ключевая роль в системе социальных институтов для урегулирования конфликтов. Для реализации этой функции у права есть специальные средства, необходимые для успешного недопущения эскалации и применения крайних мер насилия. Поэтому говорят об институционализации конфликтов, т.е. о создании постоянных или временных форм, в которых ведется борьба сторон, форм, в которых не допускается уничтожение сторон.

 

Институционализация конфликтов в праве (т.е. юридизация социальных конфликтов) осуществляется в рамках конституционного, арбитражного, хозяйственного, администра-тивного, уголовного, гражданского и иных судопроизводств. Юридизация социальных конфликтов означает, во-первых, перевод конфликта из неправовой зоны в правовую, преобразование его в правовой спор или спор о праве, во-вторых, четкую формализацию неформального спора. Таким образом, общество уходит от неправовой, т.е. не решаемой правовыми средствами ситуации к ситуации, решаемой в рамках правовой нормы, правового процесса, правовых средств обеспечения принятого решения (Юридический конфликт: процедуры разрешения. М., 1995. С. 50.).

 

Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение. Управление конфликтом состоит в том, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его разрешении. Важно найти способы или технологию регулирования конфликтов. Этому могут способствовать следующие меры:

1) сделать социальные конфликты достоянием гласности, максимально открытыми;

2) снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятст-вовать появлению детонирующих ситуаций в отношении сторон.

 

Однако бывают случаи, когда право не в состоянии решить спор в силу того, что юридизация, правовая институционализация конфликта невозможна. К подобным случаям относятся такие, когда социальные противоречия настолько острые, что общество оказывается уже неспособным решать наиболее принципиальные конфликты правовыми средствами, и когда в обычных, не столь экстремальных обстоятельствах, спор возникает в сферах, не урегулированных правом. В первом случае для решения наиболее острых социальных конфликтов требуется резкий качественный переворот всей социальной системы, т.е. социальная революция. Но правом революция игнорируется – она не оценивается как юридический факт, хотя, по сути, является ломкой старой правовой системы, не справившейся с решением наиболее значимых проблем общества.

Невозможность юридизации социального конфликта в обычных, не столь экстремаль-ных обстоятельствах, связана со спором в сферах, не урегулированных правом, в случаях, если соответствующие отношения не подлежат правовой регуляции в данной историчес-кой обстановке, или по причине пробела в праве, или неэффективности действующего законодательства. Поэтому уровень конфликтности в определенной сфере общественных отношений (в сравнении с оптимальным уровнем) является показателем (не)эффектив-ности действия права (Лапаева В.В. Социология права / В.В. Лапаева. М., 2000. С. 253.).

 

В демократических обществах с развитым гражданским обществом, где его члены способны объединиться для выражения и защиты своих интересов роль посредника между различными конфликтующими группами гражданского общества и государства в лице органов законодательной власти берут на себя политические партии. Функции партий здесь заключаются не просто в выявлении конфликтующих групп и их интересов, а выявление в этих интересах общезначимых начал, которые могут быть учтены при подготовке законопроектов, чем в корне отличаются от иных объединений, например, корпораций. Именно политические партии переводят смысл частных интересов на общегосударственный и общеправовой уровень. Благодаря им социальные конфликты попадают в поле зрения законодателя. Далее поиск правовой формы разрешения конфликта идет через механизмы парламентского представительства, технологию изби-рательного процесса, парламентские процедуры согласования различных интересов.

 

В специальной литературе по конфликтологии указывается, что разрешение конфликта бывает полным и частичным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяемся установкой на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта чаще всего меняется только его внешняя форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолже-нию противоборства.

 

Иногда говорят о цене конфликта, которая определяет способ завершения конфликта и выигравшую сторону. По этому критерию различают: чистые конфликты, в которых нет места компромиссу или согласию, и смешанные конфликты, и которых обе стороны могут оказаться в выигрыше. Выделяют также конфликты, решенные с привлечением внешней силы (например, посредством арбитража), и решенные самостоятельно (например, одна из сторон навязала свое мнение другой). Самостоятельно разрешаются также застарелые конфликты, потерявшие актуальность.

 

Завершение конфликта возможно:

1) проигрышем обеих сторон (например, «цена» победы велика, жертвы оказались больше чем полученное благо);

2) выигрышем обеих сторон (на основе компромисса, взаимоуступок, совпадения мнения);

3) выигрышем одной из сторон.

 

Полное преодоление конфликта невозможно, когда в выигрыше оказывается лишь одна из сторон. В таком случае конфликт временно откладывается, загоняется вглубь до новой вспышки.

Способ и метод разрешения конфликта зависят от того, на какой стадии развития находится конфликт, каков его характер, напряженность и так далее. Успешное разре-шение конфликта связано с такими условиями, как своевременная и точная диагностика его причин, обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий, совместный поиск путей преодоления конфликтов.

Конфликт может разрешиться следующими способами:

1) юридическим консенсусом;

2) соглашением под давлением внешней силы, например, при вмешательстве в драку сил правопорядка;

3) соглашением, навязанным одной из сторон конфликта;

4) в силу потери актуальности конфликта (особенно если этот конфликт застарелый);

5) приостановлением конфликта (например, когда на определенной стадии исчерпаны все средства ведения конфликта);

6) гибелью одной из сторон или гибелью всех оппонентов (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. Ростов н/Д, 2006. С. 240-246.)

 

К исходным принципам разрешения социально-правового конфликта, наиболее эффективным методам, способам и формам, согласно мнению О.В. Степанова и П.С. Самыгина, можно отнести следующие:

1) отказ от стереотипного мышления, предполагающего лишь разрешение конфликта сверху, и игнорирование переговоров разных сторон;

2) ориентацию не на уничтожение конфликтующих сторон, а на нахождение баланса между ними;

3) учет того, что отношения конфликтующих сторон всегда определяются не только взаимоисключающими интересами, но и совпадающими, общими (область такого совпадения есть всегда);

4) выявление того, как стороны оценивают предмет своего противоборства, насколько он соответствует правовым нормам общества.

 

Конфликт и консенсус (последний большей частью представляет собой разновид-ность компромисса) составляют две важные характеристики любой правовой системы. В сущности, юридическая политика начинается там, где имеются конфликты. Теоретическая мысль и нормотворческая практика оказались неподготовленными к рассмотрению к поиску механизмов принятия общественно значимых решений с позиций консенсуса, т.е. такого подхода, который основывался бы на стабильном согласии, достигнутом всеми сторонами, заинтересованными в разрешении конфликтов.

Трактовка права и закона только как выражения воли господствующего класса приводила к игнорированию всего спектра интересов различных социальных слоев и групп, разного рода меньшинств и, наконец, личности. Подавление этих интересов и глубинных социальных потребностей формировало конформизм и раздвоение правового сознания. Подрывался принцип легитимности власти, ее добровольная и свободная, а не принудительная основа, что блокировало эффективность всей законодательной сферы гражданского общества.

В этих условиях подрывался и принцип верховенства закона, поскольку его соблюде-ние предполагает признание закона первичным, общезначимым способом регулирования общественных отношений, выражением демократического содержания правового статуса личности, условий ее социальной защиты. Понимание закона как юридического консен-суса интересов открывает пути стабилизации и развития социальных отношений.

Консенсус как принцип коллегиального решения противостоит праву вето, поскольку требует положительного решения на основе согласования позиций, компромисса, сотрудничества. В соответствии с этим подходом право и закон можно рассматривать с позиций достижения юридического консенсуса в обществе. Именно согласование интересов составляет базовую основу для верховенства закона в иерархии правовой системы и благоприятные условия для всей последующей правореализующей деятельности государства.

Помимо использования консенсуса в законотворческой деятельности, часто юриди-ческий консенсус применяется, когда создаются согласительные комиссии из представителей сторон и независимых экспертов или спор решается Конституционным судом в международном, гражданском, административном процессе. В США консенсус используют даже в уголовном праве, когда обвиняемый взамен признания своей вины получает смягчение меры наказания. Отметим, что такая практика начинает приживаться даже в странах континентального права.

 

Разрешение юридических конфликтов возможно с использованием следующих средств:

1) переговоров как процесса принятия совместного решения (договора);

2) посредничества (в западной теории это направление носит название конфликтного медиаторинга);

3) обращения к арбитру;

4) судебных процедур.

 

Стороны, принимающие участие в конфликте, как правило, охотно идут навстречу посредничеству по целому ряду причин:

во-первых, правительственные учреждения располагают материальными благами, имеющими большое значение в жизни людей, и целевое использование этих благ может существенно влиять на течение конфликта вплоть до его существенного ограничения или полного прекращения;

во-вторых, государственные организации имеют законные возможности применять насилие: экономические санкции, политическое преследование, административное воз-действие или даже вооруженную силу;

в-третьих, правительство концентрирует в своих руках преимущественную долю социальной информации. Объективно оно оказывается лучше осведомлено о фактическом положении дел, ставших причиной социального конфликта, и может эффективно распорядиться этой информацией, призывая стороны конфликта к мирному обсуждению волнующих их проблем, тем более, что средства массовой информации преимущественно тоже государственные;

в-четвертых, кроме компетентности, третейские возможности правительства опира-ются на прочные традиции авторитета законной власти, традиции послушания и граждан-ского повиновения;

в-пятых, правительство везде признается необходимым институтом, подчинение которому рассматривается как вполне нормальное явление и не вызывает затаенных чувств мести и желания реванша, как это бывает в случае вынужденного повиновения победителю, оказавшемуся более сильным и удачливым в данном противостоянии.

 

Посреднические функции в конфликте могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения, организации или отдельные лица. Удачно выбранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было бы вообще невозможно.

Посредник может выступать в качестве неофициального участника процесса, рекомен-дации и решения которого не носят обязательного характера для сторон, участвующих в конфликте, но и в этом случае посреднические усилия могут помочь достигнуть соглаше-ния.

Статус третьей стороны может иметь и другой, например официальный, характер. В этом случае уместно говорить об арбитраже, причем речь может идти о двух его разновидностях: когда приглашение его необходимо, а исполнение его решений не обязательно или, наоборот, когда обращаться к нему не обязательно, но в случае приглашения подчинение ему необходимо. В отличие от арбитра, третейского судьи, который по взаимному согласию уполномочен сторонами на решение дела, посредник как неофициальное лицо лишь организовывает контакты и содействует переговорам, дает консультации. Определенный интерес представляет опыт США, где посредническая деятельность в решении конфликтов давно стала одной из важнейших функций государственной власти. С первой половины прошлого столетия в роли регуляторов социальных конфликтов здесь выступали государственные ведомства – Национальное управление по трудовым отношениям и Федеральная служба посредничества и примирения. За 50 лет работы на счету последней числилось более 511 тыс. разрешенных конфликтов.

 

В случае неэффективности переговоров, посредничества и арбитража следует прибегнуть к наиболее распространенному способу разрешения юридических конфликтов – к судебному производству.

 

Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в налоговой инспекции, милиции, и многих других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов юридическим путем имеет, по крайней мере, четыре общих признака:

1) конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством;

2) орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права;

3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

4) решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и для других организаций и граждан.

 

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется, как фор-мализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Субъективизм при принятии решения сведен к минимуму, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом, обжалование, пересмотр решения и прочее). Наконец, юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечивают необходимую гласность и тем самым – общественный контроль над движением дела, следовательно, повышают авторитет принятых мер.

 

 

Вопрос 3: Юридический конфликт и разделение властей

 

Принцип разделения властей является одной из конституционных основ нашего госу-дарства. Однако в реальной жизни функции трех ветвей власти подчас перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия. Конфликтам в области разделения властей свойственны следующие особенности:

1) такие конфликты всегда должны разрешаться легитимными, конституционными средствами (нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями);

2) даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, его завершение приобретает юридическую форму и закрепляется в официальных решениях, имеющих юридическую силу (принимается новая Конституция, назна-чаются новые парламентские выборы, сменяются Президент или Правительство, и так далее);

3) поскольку над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ, то конфликт в сфере разделения властей может быть рас-смотрен и разрешен либо самими этими же властями, либо народом путем референдума или такого непосредственного волеизъявления, которое характерно для революционных ситуаций;

4) затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни, поэтому и разрешение такого конфликта предполагает достаточно широкое привлечение различных политических сил к участию в сложившейся ситуации;

5) конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать, так как бесконфликтная деятельность властей, несомненно, предпочтительнее, чем споры и разногласия между ними.

 

На высшем государственном уровне согласованная работа ветвей власти обеспечива-ется функцией Президента, выступающего гарантом соблюдения Конституции. На нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль могут и должны играть представи-тельные и судебные органы и другие учреждения (Радугин А.А. Социология / А.А. Радугин, К.А. Радугин. М., 1996.).

Что касается техники предупреждения и разрешения конфликтов между властями, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответст-вующих органов, обмен документами.

 

В качестве общего вывода отметим, что правовая (юридическая) конфликтология изучает правоотношения, нормы и правовые институты сквозь призму конфликтов, возни-кающих в сфере права, с целью предотвращения, предупреждения и цивилизованного разрешения конфликтов. Практический смысл конфликтологии заключается в решении вопроса: «Могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие, разрешение конфликта? И если могут, то как повысить эффективность этого воздействия?»