Тема 4: Компрессия первичного текста. Конспект.
Виды чтения:
1. Просмотровое - самое общее, выборочное.
2. Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания.
3. Изучающее - максимально полное и точное, медленное чтение.
4. Аналитическое - предполагающее выделение основных мыслей автора, осмысление авторского замысла.
5. Поисковое - чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации.
Существуют различные виды компрессии («сжатия») первичного текста: конспект, план, реферат, рецензия, аннотация.
Конспект - письменный вторичный текст, цель которого - сохранение ценной для конспектирующего информации исходного текста, письменного или устного.
Прежде чем обратиться к составлению конспекта, проанализируем смысловое строение абзаца как единицы текста.
Классической, типичной формой абзаца научного текста является следующая: абзац начинается с заявления определенной темы (1-2 предложения), затем следует развитие темы, примеры, далее - вывод, подводится итог сказанному. Отметим, что последняя часть - вывод - является факультативной и присутствует в абзаце не всегда. Таким образом, при составлении конспекта письменного текста необходимо в первую очередь обращать внимание на начало и/или конец абзаца (так называемые «сильные позиции» текста).
«Свертывание», компрессия исходного текста производится за счет того, что опускается или очень сильно сокращается иллюстративный материал, детализирующие фрагменты, сопоставительные сведения, история вопроса.
Способы конспектирования: 1. цитатный (выписывать дословно важные по смыслу фрагменты); желательно указывать номер страницы источника. 2. перефразирование (передавать чужие мысли в несколько измененном и сокращенном виде). 3. переработка (передача содержания своими словами).
Виды информации: основная (определение понятий, формулировка логических тезисов и правил), записывается дословно; развивающая (аргументы в рассуждении, аспекты в описании, видовые группы в классификации), записывается в перефразированном, сокращенном виде; дополнительная (повторная логическая, иллюстративная и др.), как правило, не записывается.
Задание 14. Определите основную и дополнительную информацию в текстах задания 5. Сделайте конспект.
Задание 15. Законспектируйте текст по специальности, применяя разные способы (цитирование, перефразирование, передачу своими словами).
Тема 5: Составление плана текста.
Обратимся к анализу строения предложения.
Тема - уже известная информация в предложении, старое знание.
Рема - новая информация, ради которой написано предложение.
Новая информация в письменной речи чаще всего помещается в конце предложения, это его информативный центр, ядро предложения. Все вопросы, которые ставятся к предложениям, направлены на выяснение новой информации.
Задание 16. Прочитайте предложения. Определите тему и рему в каждом из них. Проанализируйте принцип составления вопросительного предложения.
1. Андрей Рублев - великий русский иконописец. Кто такой Андрей Рублев?
2. Скульптура - это вид художественного творчества. Что такое скульптура?
3. Творческий путь художника тернист и извилист. Каков творческий путь художника?
4. Основная задача живописца - изображение реалий окружающей действительности.
Какова основная задача живописца?
5. Одна из задач искусства - воспитание чувства прекрасного. Какова одна из задач искусства?
6. Жизнь и творчество П.И. Чайковского имеют огромное значение для развития отечественного искусства.
Каково значение П.И. Чайковского для развития отечественного искусства?
Задание 17. Задайте вопросы к следующим предложениям, определив тему и рему в каждом из них.
1. Основные типы романских сооружений - это рыцарские замки, монастыри и храмы.
2. Один из наиболее прославленных архитектурных памятников готического периода - Реймсский собор во Франции, точнее собор Нотр-Дам, как называют его французы.
3. С X века культурными центрами средневековой Европы становятся монастыри.
4. Эпоха Возрождения - одна из самых ярких страниц в истории мирового искусства.
5.Памятники, созданные в Италии на рубеже XV - XVI веков,отличаются совершенством и зрелостью.
6. Первые живописцы нидерландского Возрождения научились у миниатюристов средневековья точной передаче деталей, яркости и светоносности красок.
Задание 18.Прочитайте текст. Определите информативный центр в предложениях. Учитывая тему и рему, составьте вопросы к каждому предложению, запишите их.
1. Когда-то давно на месте современного Парижа находился Волчий лес. Louverie - так называли его французы. В самом начале XIII века там была построена могучая крепостная башня - донжон, позднее превращенная в охотничий замок французских королей. На его месте в 1527 году король Франциск I приказал построить дворец. Но строительство началось только в 1546 году, а закончилось в 1574. Строил дворец ведущий архитектор французского Возрождения П. Леско, а украсил его скульптурами Ж. Гужон. Теперь дворец входит в состав так называемого Квадратного двора Лувра.
2. «Эрмитаж» - слово французское. Оно означает «уединенный уголок» или «приют отшельника». Такие «приюты» в XVIII веке предназначались для отдыха и увеселений титулованных особ в интимном кругу. Очень часто эрмитажи украшались большим количеством различных произведений искусства. Возможно, это слово так незаметно и ушло бы в историю, если бы не русская императрица Екатерина II, большая поклонница живописи, которая из «уединенного уголка» сделала настоящий музей.
Задание 19.Прочитайте абзац. Выделите в нем композиционные части, главную и дополнительную информацию.
Изобразительное искусство приобрело в первой половине XIX века гораздо большее звучание, чем это было в XVIII столетии. Развитие национального самосознания подняло интерес русских к собственной культуре и истории, к отечественным талантам. Так, в течение двух десятилетий начала века впервые возникли общественные организации, озабоченные развитием искусств (Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников), появились специальные журналы, предпринимались специальные попытки коллекционирования и показа русского искусства. В об-
разованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музе-ум» П. Свиньина. При императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. Вошедшие в практику Академии художеств с начала века периодические выставки привлекали много посетителей. При этом несомненной данью общественному движению был допуск на эти выставки по определенным дням «простого народа», что вызывало, однако, резкие возражения реакционных журнальных критиков. Веянием времени была затронута и тематика учебных и конкурсных работ в Академии художеств. Вследствие повышения интереса общества ко всему национальному в 10-е годы ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, а в исторических картинах сделались частыми темы из отечественной истории.
Количество пунктов плана может не соответствовать количеству абзацев в тексте, так как в научном, как и в любом другом, тексте могут содержаться абзацы, построенные либо на примерах, либо развивающие мысль, заявленную выше. В таких случаях пункт плана может объединять в себе содержание нескольких абзацев.
При составлении плана текста необходимо обращать внимание на главную информацию абзаца.
Тезисный план составляется путем формулирования «своими словами» главной мысли абзаца (или большей части текста), его темы (о чем говорится в абзаце). Разновидностью тезисного плана является цитатный план (предложение, содержащее информационный центр абзаца, выписывается дословно, в авторской редакции, и заключается в кавычки). Каждый пункт тезисного плана представляет собой законченное повествовательное предложение. Это наиболее информативный вид плана.
Вопросный план составляется на основе тезисного плана, когда в предложении выделяется тема-рематическая структура и формулируется вопрос к теме предложения (на выявление ремы). Каждый пункт плана - это вопросительное предложение. Вопросный план нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте.
Назывной план составляется на основе вопросного плана и представляет собой назывное предложение, в котором содержится ответ и отражается главная мысль абзаца. План в форме назывных предложений перечисляет основные проблемы, о которых идет речь в тексте.
Смешивать пункты различных видов планов в одном не следует.
Задание 20.Теоретический материал, расположенный в темах 1,3, оформите в виде плана «Особенности научного стиля». Используйте более удобный для вас вид плана.
Задание 21.Прочитайте текст из задания 26. Составьте все возможные виды плана к тексту (тезисный, вопросный, назывной).
Тема 6. Аннотация.
Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи и т.п. Цель аннотации - предельно кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем крупном тексте, дать читателю возможность быстрого предварительного ознакомления с ним.
Аннотация - вид компрессии текста, разновидность вторичного текста (наряду с конспектом, рефератом). Содержит сведения о содержании, предназначенности и адресованности первичного текста, может передавать его оценку, сведения об авторе, рекомендации к использованию.
В книгах аннотация является обязательным вспомогательным текстом, который обычно располагается на обороте титульного листа и присоединяется к библиографическому описанию. Аннотации печатаются также в некоторых справочно-библиографических изданиях, используются в каталогах.
Таблица 1 Языковые средства, оформляющие аннотацию
Смысловой компонент текста | Языковые средства выражения |
Название и тема | Данная (настоящая, рассматриваемая, аннотируемая) статья (книга) называется (носит название, озаглавлена...) Тема статьи (книги)... Статья (книга) посвящена теме (чего), написана на тему... В статье рассказывается (о чем)... |
Проблематика | В статье (книге) рассматривается (что), ставится вопрос (о чем)... Автор касается вопросов (чего), затрагивает проблемы (чего), освещает вопрос (о чем), говорит о проблемах (чего), останавливается на следующих вопросах... |
Содержательная характеристика | В статье (книге) утверждается (что), представлена точка зрения (на что), обобщается опыт работы (с чем, над чем), дается анализ (чего), научное обоснование (чего), оценка (чему), описание (чего), развернутая критика (чего), подробный разбор (чего), рецензия (на что), отзыв (о чем), отчет (о чем) |
Композиция | Книга состоит из...глав (частей, разделов). Статья делится на.. .части. Во вступительной (первой) части статьи ( в предисловии) говорится (о чем), ставится вопрос (о чем), дается краткий обзор (чего), речь идет (о чем), излагается история вопроса, автор обращается к вопросу (к проблеме). В основной части статьи дается описание (чего), анализ (чего), оценка (чего, чему), характеристика (чего), излагается точка зрения (взгляды) автора (на что). Во второй главе (части) значительное (большое) место уделяется (чему), большое внимание уделяется (чему), в центре внимания находится (что), внимание обращается (на что). В заключительной части (в заключении) подводятся итоги исследования, делается вывод (о чем), обобщается (что), дается оценка (чему), подчеркивается (что). |
Иллюстративный материал | Статья содержит (в статье, книге содержит- |
ся) богатый иллюстративный материал, большое количество иллюстраций, много примеров. Автор опирается на цифры (факты, данные), полученные (как, откуда, каким путем). В статье (книге) цитируется (что), приводятся цитаты (откуда), высказывания (чьи), слова (чьи), цитируется (что). | |
Цель | Цель автора (статьи, книги) показать, объяснить, раскрыть (что), дать анализ (чего), оценку (чему), привлечь внимание (чье, к чему). |
Адресат | Книга (статья) адресована специалистам, широкому кругу читателей, всем, кто интересуется (чем), школьникам, студентам. Статья (книга) рассчитана (на кого), представляет интерес (может представлять) интерес (для кого), заинтересует (кого), обращена (к кому), затрагивает интересы (чьи). |
Аннотация книг
Задание 22.Сравните аннотации книг. Все ли компоненты структуры аннотации в них содержатся? Какие смысловые компоненты аннотации обязательны, а какие факультативны? Какие могут быть выражены в рамках одного предложения? Каков оптимальный объем аннотации?
1. Шагал М. Моя жизнь / Пер. с франц. Н.С. Мавлевич. Послесловие, коммент. Н.В. Апчинской. - М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с.
Впервые на русском языке публикуется «Моя жизнь» - документально-поэтическая автобиография художника, которую он назвал «романом моей жизни». До этого книга неоднократно издавалась за рубежом на многих европейских языках, но, изначально написанная по-русски и посвященная в основном России, была неизвестна соотечественникам.
Для широкого круга читателей.
2. А. Редькин, Н. Топурия. Серпуховский историко-художественный музей. М.: Изобразительное искусство, 1977.
Альбом входит в серию «Художественные музеи СССР», рассчитанную на широкий круг любителей искусства. Вступительная статья знакомит с историей создания крупнейшего в Московской области художественного музея, с содержанием его коллекций. В альбоме воспроизведены интересные работы русских, советских и западноевропейских мастеров: Ф. Рокотова, В. Поленова, К. Коровина, С. Герасимова, Марко Риччи, Гюбера Роббера, Жана Люрсы и других. Все репродукции снабжены научным комментарием.
3. М. Ракова. Русская историческая живопись середины девятнадцатого
века. М.: Искусство, 1979. - 244 с.
Книга посвящена русской исторической картине эпохи романтизма. Широта взгляда на историю как источник социального и нравственного опыта, блистательное мастерство решения многофигурной картины придают творениям исторических живописцев середины прошлого века неувядаемый интерес. Автор делает попытку рассмотреть некие общие черты, отчетливо проступающие в творчестве столь несхожих между собой живописцев, как Брюллов, Бру-ни, Александр Иванов, и вместе с тем проследить эти черты в искусстве их менее талантливых и менее известных современников. Иными словами, в книге сделана попытка уловить то, что делает историческую живопись романтизма самостоятельным этапом в развитии этого жанра на русской почве.
Изучение материала попутно позволило обнаружить любопытные особенности творческого облика некоторых менее крупных художников, что придает общей картине развития исторической живописи большую определенность и убедительность.
4. Н.Е. Григорович. Шедевры живописи музеев СССР. Альбом, выпуск 1.
М.: Гознак, 1974.-162 с.
Первый выпуск альбома «Шедевры живописи музеев СССР» посвящен искусству Древней Руси и Возрождения. Из многочисленных памятников древнерусской живописи, приобретших в последние годы мировую известность, для этого альбома отобраны наиболее совершенные и известные произведения, представляющие творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, мастеров новгородской, псковской, московской и других школ.
Советские собрания живописи позволяют показать искусство итальянского Возрождения во всем многообразии ярких творческих индивидуальностей, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Веронезе. В альбом включены также репродукции картин выдающихся мастеров Нидерландов, Германии и Испании.
Альбом сопровождается вступительной статьей и аннотациями, содержащими основные сведения о картинах и их авторах.
Задание 23.Используя клише, размещенные в таблице 1, напишите 2-3 аннотации к книгам, посвященным искусству.
Аннотация картин
Задание 24.Изучите аннотации картин. Выявите в них смысловые компоненты, порядок их следования и способы выражения (автор, биография, название картины, дата написания, место хранения, материальная характеристика, сюжет и композиция, атрибуция, история картины, технологические данные и литература).
1. Лукас Кранах Старший. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК. 1530 г. Дерево, масло. 56,5><38,5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Раньше эта картина была известна под названием «Борьба страстей» или «Плоды ревности». Только в начале 20-го века ученым удалось установить подлинный сюжет произведения. Новое название - «Серебряный век» - более правильное.
Это довольно распространенный в эпоху Возрождения тип «ученой» гуманистической картины. «Серебряный век», наступивший в истории человечества после идеального «золотого», принес с собой появление страстей -зависти, ревности, мести и т.д. На этот сюжет, заимствованный из «Теогонии» древнегреческого поэта Гесиода (6 в. до н.э.), Кранах создал серию картин, где он в соответствии с идеями кружка гуманистов (с ним он сбли-
зился еще в Вене, в начале своейкарьеры) рассказывает о людских пороках, страстях и их последствиях.
Но помимо воплощения гуманистических идей Кранах здесь решает и новые живописные задачи. Знакомство с итальянской живописью пробудило в нем интерес к изображению обнаженного тела. Он стремится придать своим персонажам идеальные пропорции, противопоставить крепости и угловатости мужских фигур изящество линий женских тел. Одним из первых среди немецких художников Кранах уделяет ток много внимания и пейзажу. И хотя замок и городок в долине безусловно сочинены художником, изображение природы наполнено у него неподдельным лирическим чувством, что позволяет называть имя Кранаха среди родоначальников европейской пейзажной живописи.
В Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступила из собрания Д.И. Щукина в Москве в 1924 году.
2. Роббер Кампен (Мастер из Флемаля). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Около 1433 - 1435 гг. Створка диптиха - дерево, масло. 34,3x24,5. Государственный Эрмитаж.
Роббер Кампен (1378/1379 - 1444), которого раньше называли Мастером из Флемаля из-за предположения, что его главная работа была написана для аббатства Флемаль, был вместе с Яном Ван Дейком одним из первых мастеров раннего нидерландского Возрождения. Но искусство Кампена консервативней творчества его великого современника, оно теснее связано со средневековыми традициями.
И все же, хотя плащ мадонны ломается острыми готическими складками, хотя художнику еще трудно правдоподобно разместить фигуру в пространстве и очевидно его незнание законов перспективы, нельзя не почувствовать, какое значение он придает реальности, его окружающей. Кампен - поэт скромной и уютной бюргерской жизни. Его мадонна - простая молодая женщина, согревающая своего сына у огня камина. С любовной тщательностью выписывает мастер детали, согретые теплым чувством художника, они оказываются не менее важными, нежели евангельский сюжет. Эта картина - прекрасный образец искусства переходного периода, предвещающего бурный расцвет реализма в нидерландской живописи.
В Эрмитаж поступила из собрания Д.П. Татищевав Петербурге в 1845 году.
3. Каньяччи, Гвидо
Cagnacci, Guido
Сант Арканджело (Романья), 1601 - Вена, 1681
Учился у Гвидо Рении, а также у венецианских живописцев во время предпринятого им путешествия в Венецию. Работал в Римини, Форли, Венеции, Болонье. В 1657 - 1658 годах по приглашению Леопольда I переехал в Вену, где состоял придворным живописцем вплоть до своей смерти. Писал картины на религиозные и мифологические темы, известен как гравер.
КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
Холст, масло. 95 х72
Каунас, Государственный художественный музей им. М.К. Чюрлениса; инв. Mt-1571
Происхождение: поступила в 1941 году из собрания графа Яна Пшездец-кого в его имении Рокишкис (Rokiskis).
На обороте холста - черной краской: GB; вверху печатные буквы J.P. (инициалы бывшего владельца Яна Пшездецкого).
Атрибуция: считалась работой неизвестного мастера работы XVII века.
Запечатленный в картине мотив - обнаженная женская фигура на темном фоне - был одним из любимых в творчестве Гвидо Каньяччи и неоднократно варьировался в его произведениях. Тот же тип лица встречается в работах: «Кающаяся Мария Магдалина», Урбания, Манта Мария Маддалена; «Клеопатра», Рим, собрание Спиридон (см.: Seicento emiliano 1959, п. 148, 150). В композиционном отношении наиболее близкой аналогией можно считать подписную картину «Лукреция» из Музея изящных искусств в Лионе (см.: Seicento emiliano 1959, п. 153). Но при этом последняя исполнена в несколько иной живописной манере.
Картину Каунасского музея, как и другие работы Каньяччи, отличает высокий уровень художественного мастерства. Ее композиция очень проста - фигура святой, изображенная в характерном для Каньяччи движении, исполненном сдержанного пафоса, изысканно вырисовывается на темном фоне.
Написана, по всей вероятности, до переезда художника в Вену.
Технологические данные: основа - холст полотняного плетения (10х7 нитей), дублирован. По краям вертикальные надставки холста шириной 4 - 4,5 см. В различных местах небольшие утраты красочного слоя; загрязненный потемневший лак.
Грунт - красно-коричневый: красно-коричневый природный железосодержащий пигмент, кальцит.
Имприматура - темно-серая: свинцовые белила, черная угольная.
Инкарнат (плечо) - розовый; свинцовые белила, киноварь, сурик.
Белый (драпировка): свинцовые белила.
Розоватый (драпировка): свинцовые белила, красный органический пигмент двух типов.
4. Романелли, Джованни Франческо, прозванный Витербезе Romanelli, Giovanni Francesco, ditto II Viterbese Витербо, около 1610 - 1662
Учился у Пьетро да Кортона в Риме. Был одним из его ближайших помощников в росписи палаццо Барберини. Испытал влияние Гвидо Рени, Доменика-но, Альбани, Пуссена. С 1638 года - глава Академии Сан Лука в Риме. Работал в Риме, Витербо, Париже, где расписывал дворец Мазарини (Национальная библиотека) и Лувр. Известен как автор станковых и монументальных композиций.
ЯВЛЕНИЕ МАДОННЫ СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ
Холст, масло.55*38
Реставрация: 1979, Вильнюс.
Каунас, Государственный художественный музей им. М.К. Чюрлениса; инв. Mt- 1381
Происхождение: поступила в 1941 году из собрания графа Яна Пшездецкого в его имении Рокишкис (Rokiskis).
Атрибуция - традиционная.
Картина представляет собой эскиз алтарной экспозиции, исполненной Романелли для церкви Сан Карло ай Катинари в Риме (капелла слева от главного алтаря, посвященная персидским мученикам Мариусу и Марте и их сыновьям Аудифаксу и Авакуку). Характерная живописная манера, достаточно свободная, лаконично намечающая формы, не оставляет сомнений относительно ав-
торства самого Романелли, одного из видных представителейримского классицизма.
Алтарная композиция была написана Романелли в 1653 году, когда архитектор Паоло Марушелло начал работы в капелле по заказу кардинала Марио Фи-лонарди (см.: Kerber, 1979, S. 2, Taf. I, Abb. 4).
Технологические данные: основа - холст полотняного плетения (11 ><9 нитей), дублирован.
Грунт - коричневый: коричневый и красный природные железосодержащие пигменты, мел, черная угольная.
Синий (плащ): ультрамарин, свинцовые белила.
Зеленый (платье центральной фигуры): глауконит, битум, красный органический пигмент, свинцовые белила.
Литература: Зютелене 1978, ил. 19;
Поталуй 1982, ил. 39.
Задание 25.Пользуясь образцами аннотаций из задания № 24, составьтеаннотацию на любимую вами картину.