Тема 4: Компрессия первичного текста. Конспект.

Виды чтения:

1. Просмотровое - самое общее, выборочное.

2. Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания.

3. Изучающее - максимально полное и точное, медленное чтение.

4. Аналитическое - предполагающее выделение основных мыслей ав­тора, осмысление авторского замысла.

5. Поисковое - чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации.

Существуют различные виды компрессии («сжатия») первичного текста: конспект, план, реферат, рецензия, аннотация.


Конспект - письменный вторичный текст, цель которого - сохранение ценной для конспектирующего информации исходного текста, письменного или устного.

Прежде чем обратиться к составлению конспекта, проанализируем смы­словое строение абзаца как единицы текста.

Классической, типичной формой абзаца научного текста является сле­дующая: абзац начинается с заявления определенной темы (1-2 предложения), затем следует развитие темы, примеры, далее - вывод, подводится итог сказан­ному. Отметим, что последняя часть - вывод - является факультативной и при­сутствует в абзаце не всегда. Таким образом, при составлении конспекта пись­менного текста необходимо в первую очередь обращать внимание на начало и/или конец абзаца (так называемые «сильные позиции» текста).

«Свертывание», компрессия исходного текста производится за счет того, что опускается или очень сильно сокращается иллюстративный материал, дета­лизирующие фрагменты, сопоставительные сведения, история вопроса.

Способы конспектирования: 1. цитатный (выписывать дословно важные по смыслу фрагменты); желательно указывать номер страницы источника. 2. перефразирование (передавать чужие мысли в несколько измененном и сокра­щенном виде). 3. переработка (передача содержания своими словами).

Виды информации: основная (определение понятий, формулировка логи­ческих тезисов и правил), записывается дословно; развивающая (аргументы в рассуждении, аспекты в описании, видовые группы в классификации), записы­вается в перефразированном, сокращенном виде; дополнительная (повторная логическая, иллюстративная и др.), как правило, не записывается.

Задание 14. Определите основную и дополнительную информацию в тек­стах задания 5. Сделайте конспект.

Задание 15. Законспектируйте текст по специальности, применяя разные способы (цитирование, перефразирование, передачу своими словами).

Тема 5: Составление плана текста.

Обратимся к анализу строения предложения.

Тема - уже известная информация в предложении, старое знание.

Рема - новая информация, ради которой написано предложение.


 


Новая информация в письменной речи чаще всего помещается в конце предложения, это его информативный центр, ядро предложения. Все вопросы, которые ставятся к предложениям, направлены на выяснение новой информа­ции.

Задание 16. Прочитайте предложения. Определите тему и рему в каждом из них. Проанализируйте принцип составления вопросительного предложения.

1. Андрей Рублев - великий русский иконописец. Кто такой Андрей Рублев?

2. Скульптура - это вид художественного творчества. Что такое скульптура?

3. Творческий путь художника тернист и извилист. Каков творческий путь художника?

4. Основная задача живописца - изображение реалий окружающей действи­тельности.

Какова основная задача живописца?

5. Одна из задач искусства - воспитание чувства прекрасного. Какова одна из задач искусства?

6. Жизнь и творчество П.И. Чайковского имеют огромное значение для раз­вития отечественного искусства.

Каково значение П.И. Чайковского для развития отечественного искусст­ва?

Задание 17. Задайте вопросы к следующим предложениям, определив тему и рему в каждом из них.

1. Основные типы романских сооружений - это рыцарские замки, монасты­ри и храмы.

2. Один из наиболее прославленных архитектурных памятников готическо­го периода - Реймсский собор во Франции, точнее собор Нотр-Дам, как называют его французы.

3. С X века культурными центрами средневековой Европы становятся мона­стыри.

4. Эпоха Возрождения - одна из самых ярких страниц в истории мирового искусства.


5.Памятники, созданные в Италии на рубеже XV - XVI веков,отличаются совершенством и зрелостью.

6. Первые живописцы нидерландского Возрождения научились у миниатю­ристов средневековья точной передаче деталей, яркости и светоносности красок.

Задание 18.Прочитайте текст. Определите информативный центр в предло­жениях. Учитывая тему и рему, составьте вопросы к каждому предложению, запишите их.

1. Когда-то давно на месте современного Парижа находился Волчий лес. Louverie - так называли его французы. В самом начале XIII века там была по­строена могучая крепостная башня - донжон, позднее превращенная в охотни­чий замок французских королей. На его месте в 1527 году король Франциск I приказал построить дворец. Но строительство началось только в 1546 году, а закончилось в 1574. Строил дворец ведущий архитектор французского Возрож­дения П. Леско, а украсил его скульптурами Ж. Гужон. Теперь дворец входит в состав так называемого Квадратного двора Лувра.

2. «Эрмитаж» - слово французское. Оно означает «уединенный уголок» или «приют отшельника». Такие «приюты» в XVIII веке предназначались для от­дыха и увеселений титулованных особ в интимном кругу. Очень часто эрмита­жи украшались большим количеством различных произведений искусства. Возможно, это слово так незаметно и ушло бы в историю, если бы не русская императрица Екатерина II, большая поклонница живописи, которая из «уеди­ненного уголка» сделала настоящий музей.

Задание 19.Прочитайте абзац. Выделите в нем композиционные части, главную и дополнительную информацию.

Изобразительное искусство приобрело в первой половине XIX века го­раздо большее звучание, чем это было в XVIII столетии. Развитие националь­ного самосознания подняло интерес русских к собственной культуре и истории, к отечественным талантам. Так, в течение двух десятилетий начала века впер­вые возникли общественные организации, озабоченные развитием искусств (Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество по­ощрения художников), появились специальные журналы, предпринимались специальные попытки коллекционирования и показа русского искусства. В об-


разованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музе-ум» П. Свиньина. При императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Рус­ская галерея. Вошедшие в практику Академии художеств с начала века перио­дические выставки привлекали много посетителей. При этом несомненной да­нью общественному движению был допуск на эти выставки по определенным дням «простого народа», что вызывало, однако, резкие возражения реакцион­ных журнальных критиков. Веянием времени была затронута и тематика учеб­ных и конкурсных работ в Академии художеств. Вследствие повышения инте­реса общества ко всему национальному в 10-е годы ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, а в исторических картинах сделались частыми те­мы из отечественной истории.

Количество пунктов плана может не соответствовать количеству абзацев в тексте, так как в научном, как и в любом другом, тексте могут содержаться абзацы, построенные либо на примерах, либо развивающие мысль, заявленную выше. В таких случаях пункт плана может объединять в себе содержание не­скольких абзацев.

При составлении плана текста необходимо обращать внимание на глав­ную информацию абзаца.

Тезисный план составляется путем формулирования «своими словами» главной мысли абзаца (или большей части текста), его темы (о чем говорится в абзаце). Разновидностью тезисного плана является цитатный план (предложе­ние, содержащее информационный центр абзаца, выписывается дословно, в ав­торской редакции, и заключается в кавычки). Каждый пункт тезисного плана представляет собой законченное повествовательное предложение. Это наиболее информативный вид плана.

Вопросный план составляется на основе тезисного плана, когда в предло­жении выделяется тема-рематическая структура и формулируется вопрос к теме предложения (на выявление ремы). Каждый пункт плана - это вопросительное предложение. Вопросный план нацеливает на поиск основной информации, за­ключенной в тексте.

Назывной план составляется на основе вопросного плана и представляет собой назывное предложение, в котором содержится ответ и отражается глав­ная мысль абзаца. План в форме назывных предложений перечисляет основные проблемы, о которых идет речь в тексте.


Смешивать пункты различных видов планов в одном не следует.

Задание 20.Теоретический материал, расположенный в темах 1,3, офор­мите в виде плана «Особенности научного стиля». Используйте более удобный для вас вид плана.

Задание 21.Прочитайте текст из задания 26. Составьте все возможные виды плана к тексту (тезисный, вопросный, назывной).

Тема 6. Аннотация.

Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи и т.п. Цель аннотации - предельно кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем крупном тексте, дать читателю возможность быст­рого предварительного ознакомления с ним.

Аннотация - вид компрессии текста, разновидность вторичного текста (наряду с конспектом, рефератом). Содержит сведения о содержании, предна­значенности и адресованности первичного текста, может передавать его оцен­ку, сведения об авторе, рекомендации к использованию.

В книгах аннотация является обязательным вспомогательным текстом, который обычно располагается на обороте титульного листа и присоединяется к библиографическому описанию. Аннотации печатаются также в некоторых справочно-библиографических изданиях, используются в каталогах.

Таблица 1 Языковые средства, оформляющие аннотацию

 

Смысловой компонент тек­ста Языковые средства выражения
Название и тема Данная (настоящая, рассматриваемая, анно­тируемая) статья (книга) называется (носит название, озаглавлена...) Тема статьи (книги)... Статья (книга) посвящена теме (чего), напи­сана на тему... В статье рассказывается (о чем)...

Проблематика В статье (книге) рассматривается (что), ста­вится вопрос (о чем)... Автор касается вопросов (чего), затрагивает проблемы (чего), освещает вопрос (о чем), говорит о проблемах (чего), останавливается на следующих вопросах...
Содержательная характери­стика В статье (книге) утверждается (что), пред­ставлена точка зрения (на что), обобщается опыт работы (с чем, над чем), дается анализ (чего), научное обоснование (чего), оценка (чему), описание (чего), развернутая критика (чего), подробный разбор (чего), рецензия (на что), отзыв (о чем), отчет (о чем)
Композиция Книга состоит из...глав (частей, разделов). Статья делится на.. .части. Во вступительной (первой) части статьи ( в предисловии) говорится (о чем), ставится вопрос (о чем), дается краткий обзор (чего), речь идет (о чем), излагается история вопро­са, автор обращается к вопросу (к проблеме). В основной части статьи дается описание (чего), анализ (чего), оценка (чего, чему), ха­рактеристика (чего), излагается точка зрения (взгляды) автора (на что). Во второй главе (части) значительное (боль­шое) место уделяется (чему), большое вни­мание уделяется (чему), в центре внимания находится (что), внимание обращается (на что). В заключительной части (в заключении) подводятся итоги исследования, делается вывод (о чем), обобщается (что), дается оценка (чему), подчеркивается (что).
Иллюстративный материал Статья содержит (в статье, книге содержит-

  ся) богатый иллюстративный материал, большое количество иллюстраций, много примеров. Автор опирается на цифры (факты, данные), полученные (как, откуда, каким путем). В статье (книге) цитируется (что), приводят­ся цитаты (откуда), высказывания (чьи), сло­ва (чьи), цитируется (что).
Цель Цель автора (статьи, книги) показать, объяс­нить, раскрыть (что), дать анализ (чего), оценку (чему), привлечь внимание (чье, к чему).
Адресат Книга (статья) адресована специалистам, широкому кругу читателей, всем, кто инте­ресуется (чем), школьникам, студентам. Статья (книга) рассчитана (на кого), пред­ставляет интерес (может представлять) инте­рес (для кого), заинтересует (кого), обращена (к кому), затрагивает интересы (чьи).

Аннотация книг

Задание 22.Сравните аннотации книг. Все ли компоненты структуры ан­нотации в них содержатся? Какие смысловые компоненты аннотации обяза­тельны, а какие факультативны? Какие могут быть выражены в рамках одного предложения? Каков оптимальный объем аннотации?

1. Шагал М. Моя жизнь / Пер. с франц. Н.С. Мавлевич. Послесловие, коммент. Н.В. Апчинской. - М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с.

Впервые на русском языке публикуется «Моя жизнь» - документально-поэтическая автобиография художника, которую он назвал «романом моей жизни». До этого книга неоднократно издавалась за рубежом на многих евро­пейских языках, но, изначально написанная по-русски и посвященная в основ­ном России, была неизвестна соотечественникам.

Для широкого круга читателей.


2. А. Редькин, Н. Топурия. Серпуховский историко-художественный музей. М.: Изобразительное искусство, 1977.

Альбом входит в серию «Художественные музеи СССР», рассчитанную на широкий круг любителей искусства. Вступительная статья знакомит с исто­рией создания крупнейшего в Московской области художественного музея, с содержанием его коллекций. В альбоме воспроизведены интересные работы русских, советских и западноевропейских мастеров: Ф. Рокотова, В. Поленова, К. Коровина, С. Герасимова, Марко Риччи, Гюбера Роббера, Жана Люрсы и других. Все репродукции снабжены научным комментарием.

3. М. Ракова. Русская историческая живопись середины девятнадцатого
века. М.: Искусство, 1979. - 244 с.

Книга посвящена русской исторической картине эпохи романтизма. Ши­рота взгляда на историю как источник социального и нравственного опыта, блистательное мастерство решения многофигурной картины придают творени­ям исторических живописцев середины прошлого века неувядаемый интерес. Автор делает попытку рассмотреть некие общие черты, отчетливо проступаю­щие в творчестве столь несхожих между собой живописцев, как Брюллов, Бру-ни, Александр Иванов, и вместе с тем проследить эти черты в искусстве их ме­нее талантливых и менее известных современников. Иными словами, в книге сделана попытка уловить то, что делает историческую живопись романтизма самостоятельным этапом в развитии этого жанра на русской почве.

Изучение материала попутно позволило обнаружить любопытные осо­бенности творческого облика некоторых менее крупных художников, что при­дает общей картине развития исторической живописи большую определенность и убедительность.

4. Н.Е. Григорович. Шедевры живописи музеев СССР. Альбом, выпуск 1.
М.: Гознак, 1974.-162 с.

Первый выпуск альбома «Шедевры живописи музеев СССР» посвящен искусству Древней Руси и Возрождения. Из многочисленных памятников древнерусской живописи, приобретших в последние годы мировую извест­ность, для этого альбома отобраны наиболее совершенные и известные произ­ведения, представляющие творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Диони­сия, мастеров новгородской, псковской, московской и других школ.


Советские собрания живописи позволяют показать искусство итальянско­го Возрождения во всем многообразии ярких творческих индивидуальностей, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Веронезе. В аль­бом включены также репродукции картин выдающихся мастеров Нидерландов, Германии и Испании.

Альбом сопровождается вступительной статьей и аннотациями, содер­жащими основные сведения о картинах и их авторах.

Задание 23.Используя клише, размещенные в таблице 1, напишите 2-3 аннотации к книгам, посвященным искусству.

Аннотация картин

Задание 24.Изучите аннотации картин. Выявите в них смысловые ком­поненты, порядок их следования и способы выражения (автор, биография, на­звание картины, дата написания, место хранения, материальная характеристика, сюжет и композиция, атрибуция, история картины, технологические данные и литература).

1. Лукас Кранах Старший. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК. 1530 г. Дерево, масло. 56,5><38,5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Раньше эта картина была известна под названием «Борьба страстей» или «Плоды ревности». Только в начале 20-го века ученым удалось установить подлинный сюжет произведения. Новое название - «Серебряный век» - бо­лее правильное.

Это довольно распространенный в эпоху Возрождения тип «ученой» гу­манистической картины. «Серебряный век», наступивший в истории челове­чества после идеального «золотого», принес с собой появление страстей -зависти, ревности, мести и т.д. На этот сюжет, заимствованный из «Теого­нии» древнегреческого поэта Гесиода (6 в. до н.э.), Кранах создал серию картин, где он в соответствии с идеями кружка гуманистов (с ним он сбли-


зился еще в Вене, в начале своейкарьеры) рассказывает о людских пороках, страстях и их последствиях.

Но помимо воплощения гуманистических идей Кранах здесь решает и но­вые живописные задачи. Знакомство с итальянской живописью пробудило в нем интерес к изображению обнаженного тела. Он стремится придать своим персонажам идеальные пропорции, противопоставить крепости и угловато­сти мужских фигур изящество линий женских тел. Одним из первых среди немецких художников Кранах уделяет ток много внимания и пейзажу. И хо­тя замок и городок в долине безусловно сочинены художником, изображе­ние природы наполнено у него неподдельным лирическим чувством, что по­зволяет называть имя Кранаха среди родоначальников европейской пейзаж­ной живописи.

В Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступила из собрания Д.И. Щукина в Москве в 1924 году.

2. Роббер Кампен (Мастер из Флемаля). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Около 1433 - 1435 гг. Створка диптиха - дерево, масло. 34,3x24,5. Государственный Эрмитаж.

Роббер Кампен (1378/1379 - 1444), которого раньше называли Мастером из Флемаля из-за предположения, что его главная работа была написана для аб­батства Флемаль, был вместе с Яном Ван Дейком одним из первых мастеров раннего нидерландского Возрождения. Но искусство Кампена консервативней творчества его великого современника, оно теснее связано со средневековыми традициями.

И все же, хотя плащ мадонны ломается острыми готическими складками, хотя художнику еще трудно правдоподобно разместить фигуру в пространстве и очевидно его незнание законов перспективы, нельзя не почувствовать, какое значение он придает реальности, его окружающей. Кампен - поэт скромной и уютной бюргерской жизни. Его мадонна - простая молодая женщина, согре­вающая своего сына у огня камина. С любовной тщательностью выписывает мастер детали, согретые теплым чувством художника, они оказываются не ме­нее важными, нежели евангельский сюжет. Эта картина - прекрасный образец искусства переходного периода, предвещающего бурный расцвет реализма в нидерландской живописи.


В Эрмитаж поступила из собрания Д.П. Татищевав Петербурге в 1845 году.

3. Каньяччи, Гвидо

Cagnacci, Guido

Сант Арканджело (Романья), 1601 - Вена, 1681

Учился у Гвидо Рении, а также у венецианских живописцев во время предпринятого им путешествия в Венецию. Работал в Римини, Форли, Венеции, Болонье. В 1657 - 1658 годах по приглашению Леопольда I переехал в Вену, где состоял придворным живописцем вплоть до своей смерти. Писал картины на религиозные и мифологические темы, известен как гравер.

КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

Холст, масло. 95 х72

Каунас, Государственный художественный музей им. М.К. Чюрлениса; инв. Mt-1571

Происхождение: поступила в 1941 году из собрания графа Яна Пшездец-кого в его имении Рокишкис (Rokiskis).

На обороте холста - черной краской: GB; вверху печатные буквы J.P. (инициалы бывшего владельца Яна Пшездецкого).

Атрибуция: считалась работой неизвестного мастера работы XVII века.

Запечатленный в картине мотив - обнаженная женская фигура на темном фоне - был одним из любимых в творчестве Гвидо Каньяччи и неоднократно варьировался в его произведениях. Тот же тип лица встречается в работах: «Кающаяся Мария Магдалина», Урбания, Манта Мария Маддалена; «Клеопат­ра», Рим, собрание Спиридон (см.: Seicento emiliano 1959, п. 148, 150). В компо­зиционном отношении наиболее близкой аналогией можно считать подписную картину «Лукреция» из Музея изящных искусств в Лионе (см.: Seicento emiliano 1959, п. 153). Но при этом последняя исполнена в несколько иной живописной манере.

Картину Каунасского музея, как и другие работы Каньяччи, отличает вы­сокий уровень художественного мастерства. Ее композиция очень проста - фи­гура святой, изображенная в характерном для Каньяччи движении, исполнен­ном сдержанного пафоса, изысканно вырисовывается на темном фоне.

Написана, по всей вероятности, до переезда художника в Вену.


Технологические данные: основа - холст полотняного плетения (10х7 ни­тей), дублирован. По краям вертикальные надставки холста шириной 4 - 4,5 см. В различных местах небольшие утраты красочного слоя; загрязненный потем­невший лак.

Грунт - красно-коричневый: красно-коричневый природный железосо­держащий пигмент, кальцит.

Имприматура - темно-серая: свинцовые белила, черная угольная.

Инкарнат (плечо) - розовый; свинцовые белила, киноварь, сурик.

Белый (драпировка): свинцовые белила.

Розоватый (драпировка): свинцовые белила, красный органический пиг­мент двух типов.

4. Романелли, Джованни Франческо, прозванный Витербезе Romanelli, Giovanni Francesco, ditto II Viterbese Витербо, около 1610 - 1662

Учился у Пьетро да Кортона в Риме. Был одним из его ближайших помощ­ников в росписи палаццо Барберини. Испытал влияние Гвидо Рени, Доменика-но, Альбани, Пуссена. С 1638 года - глава Академии Сан Лука в Риме. Работал в Риме, Витербо, Париже, где расписывал дворец Мазарини (Национальная библиотека) и Лувр. Известен как автор станковых и монументальных компо­зиций.

ЯВЛЕНИЕ МАДОННЫ СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ

Холст, масло.55*38

Реставрация: 1979, Вильнюс.

Каунас, Государственный художественный музей им. М.К. Чюрлениса; инв. Mt- 1381

Происхождение: поступила в 1941 году из собрания графа Яна Пшездецкого в его имении Рокишкис (Rokiskis).

Атрибуция - традиционная.

Картина представляет собой эскиз алтарной экспозиции, исполненной Рома­нелли для церкви Сан Карло ай Катинари в Риме (капелла слева от главного ал­таря, посвященная персидским мученикам Мариусу и Марте и их сыновьям Аудифаксу и Авакуку). Характерная живописная манера, достаточно свобод­ная, лаконично намечающая формы, не оставляет сомнений относительно ав-


торства самого Романелли, одного из видных представителейримского класси­цизма.

Алтарная композиция была написана Романелли в 1653 году, когда архитек­тор Паоло Марушелло начал работы в капелле по заказу кардинала Марио Фи-лонарди (см.: Kerber, 1979, S. 2, Taf. I, Abb. 4).

Технологические данные: основа - холст полотняного плетения (11 ><9 нитей), дублирован.

Грунт - коричневый: коричневый и красный природные железосодержащие пигменты, мел, черная угольная.

Синий (плащ): ультрамарин, свинцовые белила.

Зеленый (платье центральной фигуры): глауконит, битум, красный органи­ческий пигмент, свинцовые белила.

Литература: Зютелене 1978, ил. 19;

Поталуй 1982, ил. 39.

Задание 25.Пользуясь образцами аннотаций из задания № 24, составьтеан­нотацию на любимую вами картину.