Тема 2: Основные содержательные единицы научной речи (2 ч.)

Дефиниция(определение) - краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином.

Например: Ампир - (фр. empire — империя) — стиль в архитектуре, де­коративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы, завершивший развитие классицизма. Стиль ампир сложился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а затем распространился на многие другие страны. Отличительные черты этого стиля — торжественность, велико­лепие, массивность крупных объемов, богатство декора.


Виды дефиниций:

1. Квалификационная - характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков.

2. Ситуативная - характеризуется контекстуально оправданным усечени­ем, частичным воспроизведением квалификационной дефиниции. Процесс формирования дефиниции:

 

1. Наблюдение над особенностями определяемого предмета, выделение его характерных признаков.

2. Классификация выделенных признаков по родовидовой принадлежно­сти.

3. Формулировка дефиниции по принципу «от общего к частному».

Задание5. Прочитайте словарные статьи, выделите в них идентификаци­онные признаки понятия. Составьте на их основании квалификационные и си­туативные дефиниции к каждому термину.

1. Гризайль - (фр. grisaille, от gris — серый) однотонная, монохромная живопись. Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного релье­фа, для декоративных работ. Гризайлью называется однотонная живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т. п.). В станковой живописи гризайль может применяться для подмалевков и эс­кизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоратив­ных росписей или панно, в которых живописными средствами достигается впе­чатление объемной рельефной лепки. Орнаменты и фигурки амуров, выпол­ненные этими средствами, украшают интерьеры многих дворцов эпохи класси­цизма. А в эпоху Возрождения в Лиможе во Франции в технике гризайли вы­полнялись расписные эмали.

2. Батик - (фр. batique — набивной) — многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом. Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участ­ки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообраз­ные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в


Азии и Европе. В наше время техника его существенно усложнилась. Различа­ют горячий и холодный батик в зависимости от того, какую обработку прохо­дит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие под­вергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски, и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достигнуть эффекта простым проглажива-нием горячим утюгом ткани с обратной стороны.

Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения спе­циальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной тех­ники изготовления батика. Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязы­вают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не мо­жет проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения раз­нообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в кото­рые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы освет­лить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живо­писи. Благодаря своим богатым декоративным возможностям техника батика применяется при росписи одежды, платков, занавесей, панно и т. п.

3. Лаки художественные - изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкру­стацией, гравировкой. Со 2-го тыс. до н. э. известны китайские лаки художест­венные - расписные, резные; к ним близки лаки художественные Кореи, Япо­нии, стран Индокитая. Лаки художественные появились в России в 18 в., а в 19 в. - народные промыслы росписи маслом по лаку (Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В настоящее время развилось тончайшее искусство тем­перной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись цвет­ными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.


4. Лепка - (гр. plastike, лат. plastica — лепка) — процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки пластике формы, выра­жающейся в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к дру­гой, придается большое значение.

Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов — методами добавления или частичного снятия материала. Изнутри материал, как правило, укрепляют металлическим каркасом. Лейка может служить для выполнения са­мостоятельного произведения и в качестве создания модели для скульптуры, создаваемой в другой технике: высекание, литье, чеканка и т. д. (сравн. скульп­тура).

5. Фреска (от итальянского слова свежий) - это особый вид настенной
живописи, в котором чистый красочный пигмент в виде порошка смешивается
с водой и накладывается на поверхность, покрытую свежим, еще не просохшим слоем штукатурки. Эта техника известна также как истинная фрески (buon fresco) в отличие от живописи по сухой штукатурке (fresco secco), не столь долговечной, так как красочный пигмент не проникает сквозь поверхно­стный слой гипса. Фресковая живопись особенно хорошо сохраняется в су­хом климате, поэтому она широко применялась в Италии, начиная с позднего средневековья (Джотто, Фра Анжелико) вплоть до XVII века (Пьетро да Кортона).

Задание 6.Выберите 5 терминов, относящихся к вашей специальности, составьте к каждому квалификационную и ситуативную дефиницию. Для срав­нения обратитесь к словарю.

Задание7. Распределите имеющиеся идентификационные признаки де­дуктивным способом («от общего к частному») и составьте квалификационные и ситуативные дефиниции к следующим терминам:

Локон - элемент прически, завиток, прядь волос.

Пульверизатор - инструмент, разбрызгиватель, жидкость, смачивание

Укладка - форма волос, средства, рабочие инструменты, различные спо­собы.

Брашинг - расческа, круглая, применяется для укладки.

Карвинг - укладка, длительное время, специальные средства.


Тушевка - стрижка, плавный переход между зонами, маскировочный прием.

Пришивание - укрепление деталей, стежки, постоянное предназначение.

Вметывание - соединение деталей, нитки, временное, замкнутый или не­замкнутый контур,

Обметывание - обработка открытых срезов, лицевая сторона, предохра­нение от осыпания.

Котурны - обувь, толстая, пробковая, подошва, актеры, рост, сцена.

Глазурь - покрытие, тонкое, стекловидное, поверхность керамики, поли­тый обжиг, прозрачность.

Ангоб - покрытие керамических изделий, глинистая масса, матовая по­верхность.

Майолика - керамическая масса, рыхлая консистенция, высокое водопо-глощение, низкая температура обжига, красный цвет, покрытая глазурью и красками.

Задание 8.Из текстов, помещенных в задании 5, 24, выпишите встре­чающиеся термины. Составьте к ним квалификационные и ситуативные дефи­ниции.