Тема 2: Основные содержательные единицы научной речи (2 ч.)
Дефиниция(определение) - краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином.
Например: Ампир - (фр. empire — империя) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы, завершивший развитие классицизма. Стиль ампир сложился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а затем распространился на многие другие страны. Отличительные черты этого стиля — торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора.
Виды дефиниций:
1. Квалификационная - характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков.
2. Ситуативная - характеризуется контекстуально оправданным усечением, частичным воспроизведением квалификационной дефиниции. Процесс формирования дефиниции:
1. Наблюдение над особенностями определяемого предмета, выделение его характерных признаков.
2. Классификация выделенных признаков по родовидовой принадлежности.
3. Формулировка дефиниции по принципу «от общего к частному».
Задание5. Прочитайте словарные статьи, выделите в них идентификационные признаки понятия. Составьте на их основании квалификационные и ситуативные дефиниции к каждому термину.
1. Гризайль - (фр. grisaille, от gris — серый) однотонная, монохромная живопись. Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называется однотонная живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т. п.). В станковой живописи гризайль может применяться для подмалевков и эскизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоративных росписей или панно, в которых живописными средствами достигается впечатление объемной рельефной лепки. Орнаменты и фигурки амуров, выполненные этими средствами, украшают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в Лиможе во Франции в технике гризайли выполнялись расписные эмали.
2. Батик - (фр. batique — набивной) — многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом. Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообразные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в
Азии и Европе. В наше время техника его существенно усложнилась. Различают горячий и холодный батик в зависимости от того, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски, и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достигнуть эффекта простым проглажива-нием горячим утюгом ткани с обратной стороны.
Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика. Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязывают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живописи. Благодаря своим богатым декоративным возможностям техника батика применяется при росписи одежды, платков, занавесей, панно и т. п.
3. Лаки художественные - изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2-го тыс. до н. э. известны китайские лаки художественные - расписные, резные; к ним близки лаки художественные Кореи, Японии, стран Индокитая. Лаки художественные появились в России в 18 в., а в 19 в. - народные промыслы росписи маслом по лаку (Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В настоящее время развилось тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.
4. Лепка - (гр. plastike, лат. plastica — лепка) — процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки пластике формы, выражающейся в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой, придается большое значение.
Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов — методами добавления или частичного снятия материала. Изнутри материал, как правило, укрепляют металлическим каркасом. Лейка может служить для выполнения самостоятельного произведения и в качестве создания модели для скульптуры, создаваемой в другой технике: высекание, литье, чеканка и т. д. (сравн. скульптура).
5. Фреска (от итальянского слова свежий) - это особый вид настенной
живописи, в котором чистый красочный пигмент в виде порошка смешивается
с водой и накладывается на поверхность, покрытую свежим, еще не просохшим слоем штукатурки. Эта техника известна также как истинная фрески (buon fresco) в отличие от живописи по сухой штукатурке (fresco secco), не столь долговечной, так как красочный пигмент не проникает сквозь поверхностный слой гипса. Фресковая живопись особенно хорошо сохраняется в сухом климате, поэтому она широко применялась в Италии, начиная с позднего средневековья (Джотто, Фра Анжелико) вплоть до XVII века (Пьетро да Кортона).
Задание 6.Выберите 5 терминов, относящихся к вашей специальности, составьте к каждому квалификационную и ситуативную дефиницию. Для сравнения обратитесь к словарю.
Задание7. Распределите имеющиеся идентификационные признаки дедуктивным способом («от общего к частному») и составьте квалификационные и ситуативные дефиниции к следующим терминам:
Локон - элемент прически, завиток, прядь волос.
Пульверизатор - инструмент, разбрызгиватель, жидкость, смачивание
Укладка - форма волос, средства, рабочие инструменты, различные способы.
Брашинг - расческа, круглая, применяется для укладки.
Карвинг - укладка, длительное время, специальные средства.
Тушевка - стрижка, плавный переход между зонами, маскировочный прием.
Пришивание - укрепление деталей, стежки, постоянное предназначение.
Вметывание - соединение деталей, нитки, временное, замкнутый или незамкнутый контур,
Обметывание - обработка открытых срезов, лицевая сторона, предохранение от осыпания.
Котурны - обувь, толстая, пробковая, подошва, актеры, рост, сцена.
Глазурь - покрытие, тонкое, стекловидное, поверхность керамики, политый обжиг, прозрачность.
Ангоб - покрытие керамических изделий, глинистая масса, матовая поверхность.
Майолика - керамическая масса, рыхлая консистенция, высокое водопо-глощение, низкая температура обжига, красный цвет, покрытая глазурью и красками.
Задание 8.Из текстов, помещенных в задании 5, 24, выпишите встречающиеся термины. Составьте к ним квалификационные и ситуативные дефиниции.