Тема 1. Определение научного стиля (2 ч.).
Введение
Данные «Методические указания» содержат практические задания по дисциплине «Стилистика научного текста», которые выполняются студентами III курса очной формы обучения специальностей 030501.04 Декоративно-прикладной дизайн, 030502.04 Дизайн интерьера, 030503.04 Художественное проектирование и конструирование швейных изделий, 030504.04 Парикмахерское искусство и дизайн прически (030500.00).
Целью учебной дисциплины «Стилистика научного текста» является изучение студентами особенностей научного стиля речи, лексико-грамматических черт, свойственных текстам данного стиля, овладение практическими навыками создания типичных жанров научного стиля, востребуемых в научно-профессиональной деятельности.
Задачи, которые ставятся в данном пособии, направлены на формирование умений находить информацию в различных источниках и интерпретировать ее в соответствии с целями, создавать письменные и устные тексты определенных жанров научного стиля, предъявлять требуемую информацию в адекватной форме.
Овладение языком научного стиля речи является неотъемлемым условием формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Особенностью методических рекомендаций является то, что они предназначены для студентов, обучающихся на художественных специальностях: «дизайн интерьера», «парикмахерское искусство и дизайн прически», «декоративно-прикладной дизайн», «художественное проектирование и конструирование швейных изделий». Данный факт определил следующие особенности методических рекомендаций: наличие специальных тем, востребованных при обучении именно художественным специальностям (аннотация картин, рецензия на художественное произведение); включение для анализа текстов, посвященных мировой и русской культуре; наличие заданий и текстуальных примеров, способствующих повышению общекультурного уровня студентов. Практические задания направлены на выработку навыков продуцирования текстов научного стиля и правильного их оформления.
Тема 1. Определение научного стиля (2 ч.).
Функциональные стили - наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания (наука, право, искусство, религия и т.д.), а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения.
В русской лингвистической традиции выделяют следующие функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный, религиозный.
Научный стиль - это функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном стиле - сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.
В зависимости от адресованности научный стиль делится на три подстиля:
Собственно научный | Учебно-научный | Научно-популярный |
Адресат - сообщество ученых. Адресат и адресант относительно равны или сопоставимы по эрудиции; | Адресат — обучающиеся. Адресат и адресант не равны по эрудиции; адресант настроен на овладение новым научным знанием. | Адресат - широкая общественность, массовый читатель и слушатель. Адресат и адресант не равны по эрудиции; адресант настроен на ознакомление с новым научным знанием. |
Цель - сообщить новое знание и доказать его истинность. | Цель - преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для адресата. | Цель - сделать достижения науки известными в обществе, заинтересовать людей историей открытий, жизнью научной мысли и ее авторов. |
Жанры: 1) собст- | Жанры - учебник, | Жанры - статья, |
венно-научные — научная статья, монография, тезисы, научный доклад, диссертация. Цель - изложить результаты исследований; 2) научно-информативные - рецензия, реферат, аннотация. Носят вторичный характер, так как создаются на основе первичных текстов; цель - изложить содержание первичного текста, возможно, дать ему оценку; 3) научно-справочные жанры - справочники, словари, специальные энциклопедии. | учебно-методическое пособие, научно-методическая статья, лекция. | очерк. |
Особенности — глубина изложения информации; насыщенность терминологией; обилие ссылок, цитат. Основной вариант научного стиля. | Особенности — более простой, чем в собственно-научном подстиле, язык (меньше терминов, проще грамматика); применяются особые графические способы оформления текста; большой объем иллюстративного материала (схемы, рисунки). | Особенности -простота изложения (терминов мало и они объясняются, предложения недлинные, с небольшим количеством осложняющих структур), выразительность; минимум цитат, ссылок. Подстиль имеет пограничный характер, так как содержит в себе черты научного и публицистического стиля. |
Характерными особенностями научного стиля являются точностьизложения информации (широкое использование терминологической и общенаучной лексики); подчеркнутая логичность(последовательное изложение мыслей и использование соответствующих служебных слов и фраз); обобщенность, отвлеченностьизлагаемой информации (большое количество существительных с абстрактным значением, употребление глаголов преимущественно несовершенного вида в форме настоящего времени; сдержанность и строгость тона, безэмоциональностьизложения (отказ от слов, которые выражают эмоциональную оценку, от сниженной разговорной и жаргонной лексики, а также отказ либо минимальное использование художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры и пр.); слабая выраженность личности автора текста(отказ от местоимения Я при выражении мыслей, использование авторского мы, употребление безличных и страдательных конструкций); значительная усложненностьтекста (широкое использование сложных грамматических форм, осложняющих грамматических конструкций).
Задание 1.Определите, каким стилям соответствуют данныехарактеристики. Заполните в тетради данную таблицу.
Название стиля | Характеристика |
Прямо и призывно, сцелью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. | |
Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя. | |
Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания. | |
Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. | |
Официально, точно, по общепринятому стандарту |
излагается что-либо. | |
Возвышенно, этически выверено, без использования сниженной лексики говорится о духовных ценностях с целью принятия их аудиторией. |
Задание 2.Подумайте, какие из перечисленных ниже слов и словосочетаний характерны для каждого стиля. Помните, что одни и те же языковые средства могут быть характерны для нескольких стилей. Заполните таблицу в тетради.
Разго- | Науч- | Деловой | Публици- | Художест- | Религиоз- |
ворный | ный | стиль | стический | венный | ный стиль |
стиль | стиль | стиль | стиль | ||
Слова и словосочетания:
Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, нейтральные, возвышенные, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, книжные, диалектные, жаргонные, аббревиатуры, междометия, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.
Задание 3.Подумайте, к каким стилям относятся указанные жанры речи. Заполните таблицу в тетради.
Разго- | Науч- | Деловой | Публици- | Художест- | Религиоз- |
ворный | ный | стиль | стический | венный | ный стиль |
стиль | стиль | стиль | стиль | ||
Диссертация, реферат, проповедь, отчет, роман, рассказ, канон, репортаж, акафист, поэма, повестка, заявление, послание, акт, сопроводительное письмо, конспект, докладная, открытое письмо, поучительная беседа, обвинительное заключение, исповедь, доверенность, басня, молитва, лозунг, листовка, закон,
постановление, анкета, тропарь, характеристика, ода, сказка, статья, заметка,объявление, договор, указ.
Задание 4.Определите, к каким подстилям и жанрам научного стиля относятся приведенные ниже текстовые фрагменты.
1. М.Н. Шумова. Русская живопись первой половины 19-го века. М.: Ис-
кусство, 1978. -168 с.
Альбом М.Н. Шумовой посвящен творчеству известных русских художников первой половины 19-го века - Кипренского О.А., Щедрина С.Ф., Брюллова К.П., Венецианова А.Г., Тропинина В.А., Иванова А.А., Федотова П.А. и многих других.
Кроме вступительной статьи, где дается общая характеристика основных направлений в искусстве этого периода, в альбоме имеются краткие биографии художников с указанием наиболее известных работ и помещены портреты художников. В альбоме воспроизведено более ста картин.
2. Панно - 1. Поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.
3. Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.
Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», - это значит, что живопись этого художника отличается богатством цвета. А про другого говорят: «У него сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. А вообще-то палитра -это тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Этой палитрой художник пользуется, только работая масляными красками.
Какие значения слова палитра вы узнали? Составьте определения слова «палитра» и запишите их в тетрадь.
Какой палитрой нравится пользоваться вам?
Рассмотрите иллюстрацию картины французского художника Жана-Батиста Шардена (1699 -1779). Как вы его охарактеризуете палитру?
4. Хорошо прожитая жизнь, полная исканий, находок, творческих успехов
и новых исканий, жизнь, насыщенная большим содержанием, действительно
долгая, независимо долгая от количества прожитых лет. Творческая жизнь Лео-
нардо - долгая жизнь и в другом отношении: она продолжалась в творчестве других художников, соотечественников и чужеземцев.
Великим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Знал ли он Леонардо? Был ли знаком с его творчеством? Имело ли итальянское Возрождение влияние на подобное явление в Германии? Леонардо и Дюрер, Италия и Германия. Было ли между ними что-то общее?
5. Таким образом, мы наблюдаем в 1830 - 1850-х годах сложение и развитие нового типа исторической картины, построенного на принципах романтизма. Творчество Брюллова, Бруни, Иванова и некоторых других мастеров рисуют нам этот период как самостоятельный - романтический - этап развития русской исторической живописи 19-го века, обладающий своей идейной и художественной спецификой.
Под влиянием романтических представлений художники отходят от самодовлеющей морализации исторической живописи первой трети века, хотя трактовка событий как «урока истории» ни в коей мере не потеряла для них своей актуальности. Живописца и зрителя эпохи романтизма историческое событие более интересует в его собственных, конкретных чертах. Вместо апологетики героического подвига, взятого изолированно, мы находим чаще всего стремление увидеть то или иное событие как некое звено в цепи исторического процесса. Художники стремятся постичь - в меру возможностей эпохи - движущие силы истории. В соответствии с этим их внимание сосредоточено не на отдельном герое, а на толпе, олицетворяющей народ, нацию и даже шире - человечество. Разумеется, трактовка этих понятий имеет свою историческую ограниченность.