Тема 1. Определение научного стиля (2 ч.).

Введение

Данные «Методические указания» содержат практические задания по дисциплине «Стилистика научного текста», которые выполняются студентами III курса очной формы обучения специальностей 030501.04 Декоративно-прикладной дизайн, 030502.04 Дизайн интерьера, 030503.04 Художественное проектирование и конструирование швейных изделий, 030504.04 Парикмахер­ское искусство и дизайн прически (030500.00).

Целью учебной дисциплины «Стилистика научного текста» является изу­чение студентами особенностей научного стиля речи, лексико-грамматических черт, свойственных текстам данного стиля, овладение практическими навыками создания типичных жанров научного стиля, востребуемых в научно-профессиональной деятельности.

Задачи, которые ставятся в данном пособии, направлены на формирова­ние умений находить информацию в различных источниках и интерпретиро­вать ее в соответствии с целями, создавать письменные и устные тексты опре­деленных жанров научного стиля, предъявлять требуемую информацию в адек­ватной форме.

Овладение языком научного стиля речи является неотъемлемым условием формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Осо­бенностью методических рекомендаций является то, что они предназначены для студентов, обучающихся на художественных специальностях: «дизайн ин­терьера», «парикмахерское искусство и дизайн прически», «декоративно-прикладной дизайн», «художественное проектирование и конструирование швейных изделий». Данный факт определил следующие особенности методи­ческих рекомендаций: наличие специальных тем, востребованных при обуче­нии именно художественным специальностям (аннотация картин, рецензия на художественное произведение); включение для анализа текстов, посвященных мировой и русской культуре; наличие заданий и текстуальных примеров, спо­собствующих повышению общекультурного уровня студентов. Практические задания направлены на выработку навыков продуцирования текстов научного стиля и правильного их оформления.


Тема 1. Определение научного стиля (2 ч.).

Функциональные стили - наиболее крупные речевые разновидности ли­тературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человече­ской деятельности и формы общественного сознания (наука, право, искусство, религия и т.д.), а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения.

В русской лингвистической традиции выделяют следующие функцио­нальные стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговор­ный, художественный, религиозный.

Научный стиль - это функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основ­ная цель в научном стиле - сообщить адресату новое знание о действительно­сти и доказать его истинность.

В зависимости от адресованности научный стиль делится на три подстиля:


Собственно на­учный Учебно-научный Научно-популярный
Адресат - сооб­щество ученых. Адресат и адре­сант относительно рав­ны или сопоставимы по эрудиции; Адресат — обу­чающиеся. Адресат и адре­сант не равны по эруди­ции; адресант настроен на овладение новым на­учным знанием. Адресат - широ­кая общественность, массовый читатель и слушатель. Адресат и адре­сант не равны по эруди­ции; адресант настроен на ознакомление с но­вым научным знанием.
Цель - сообщить новое знание и доказать его истинность. Цель - преподне­сти научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для адресата. Цель - сделать достижения науки из­вестными в обществе, заинтересовать людей историей открытий, жизнью научной мысли и ее авторов.
Жанры: 1) собст- Жанры - учебник, Жанры - статья,


венно-научные — науч­ная статья, монография, тезисы, научный доклад, диссертация. Цель - из­ложить результаты ис­следований; 2) научно-информативные - ре­цензия, реферат, анно­тация. Носят вторичный характер, так как созда­ются на основе первич­ных текстов; цель - из­ложить содержание пер­вичного текста, воз­можно, дать ему оценку; 3) научно-справочные жанры - справочники, словари, специальные энциклопедии. учебно-методическое пособие, научно-методическая статья, лекция. очерк.
Особенности — глубина изложения ин­формации; насыщен­ность терминологией; обилие ссылок, цитат. Основной вариант научного стиля. Особенности — более простой, чем в собственно-научном подстиле, язык (меньше терминов, проще грам­матика); применяются особые графические способы оформления текста; большой объем иллюстративного мате­риала (схемы, рисунки). Особенности -простота изложения (терминов мало и они объясняются, предло­жения недлинные, с не­большим количеством осложняющих струк­тур), выразительность; минимум цитат, ссылок. Подстиль имеет пограничный характер, так как содержит в себе черты научного и пуб­лицистического стиля.

Характерными особенностями научного стиля являются точностьизло­жения информации (широкое использование терминологической и общенауч­ной лексики); подчеркнутая логичность(последовательное изложение мыслей и использование соответствующих служебных слов и фраз); обобщенность, отвлеченностьизлагаемой информации (большое количество существитель­ных с абстрактным значением, употребление глаголов преимущественно несо­вершенного вида в форме настоящего времени; сдержанность и строгость тона, безэмоциональностьизложения (отказ от слов, которые выражают эмоциональную оценку, от сниженной разговорной и жаргонной лексики, а также отказ либо минимальное использование художественных средств выра­зительности (эпитеты, метафоры и пр.); слабая выраженность личности ав­тора текста(отказ от местоимения Я при выражении мыслей, использование авторского мы, употребление безличных и страдательных конструкций); значи­тельная усложненностьтекста (широкое использование сложных грамматиче­ских форм, осложняющих грамматических конструкций).

Задание 1.Определите, каким стилям соответствуют данныехарактери­стики. Заполните в тетради данную таблицу.

 

Название стиля Характеристика
  Прямо и призывно, сцелью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  Через систему художественных образов в отшлифо­ванной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
  Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания.
  Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  Официально, точно, по общепринятому стандарту

  излагается что-либо.
  Возвышенно, этически выверено, без использования сниженной лексики говорится о духовных ценностях с це­лью принятия их аудиторией.

Задание 2.Подумайте, какие из перечисленных ниже слов и словосоче­таний характерны для каждого стиля. Помните, что одни и те же языковые средства могут быть характерны для нескольких стилей. Заполните таблицу в тетради.

 

Разго- Науч- Деловой Публици- Художест- Религиоз-
ворный ный стиль стический венный ный стиль
стиль стиль   стиль стиль  
           

Слова и словосочетания:

Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, нейтральные, возвышенные, отвлечен­ные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, книжные, диалект­ные, жаргонные, аббревиатуры, междометия, устаревшие, заимствованные, не­ологизмы, уменьшительно-ласкательные.

Задание 3.Подумайте, к каким стилям относятся указанные жанры речи. Заполните таблицу в тетради.

 

Разго- Науч- Деловой Публици- Художест- Религиоз-
ворный ный стиль стический венный ный стиль
стиль стиль   стиль стиль  
           

Диссертация, реферат, проповедь, отчет, роман, рассказ, канон, репортаж, акафист, поэма, повестка, заявление, послание, акт, сопроводительное письмо, конспект, докладная, открытое письмо, поучительная беседа, обвинительное заключение, исповедь, доверенность, басня, молитва, лозунг, листовка, закон,


постановление, анкета, тропарь, характеристика, ода, сказка, статья, заметка,объявление, договор, указ.

Задание 4.Определите, к каким подстилям и жанрам научного стиля от­носятся приведенные ниже текстовые фрагменты.

1. М.Н. Шумова. Русская живопись первой половины 19-го века. М.: Ис-­
кусство, 1978. -168 с.

Альбом М.Н. Шумовой посвящен творчеству известных русских худож­ников первой половины 19-го века - Кипренского О.А., Щедрина С.Ф., Брюл­лова К.П., Венецианова А.Г., Тропинина В.А., Иванова А.А., Федотова П.А. и многих других.

Кроме вступительной статьи, где дается общая характеристика основных направлений в искусстве этого периода, в альбоме имеются краткие биографии художников с указанием наиболее известных работ и помещены портреты ху­дожников. В альбоме воспроизведено более ста картин.

2. Панно - 1. Поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.

3. Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.

Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», - это значит, что живопись этого художника отличается богатством цвета. А про другого говорят: «У него сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. А вообще-то палитра -это тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Этой палитрой художник пользуется, только работая масляными крас­ками.

Какие значения слова палитра вы узнали? Составьте определения слова «палитра» и запишите их в тетрадь.

Какой палитрой нравится пользоваться вам?

Рассмотрите иллюстрацию картины французского художника Жана-Батиста Шардена (1699 -1779). Как вы его охарактеризуете палитру?

4. Хорошо прожитая жизнь, полная исканий, находок, творческих успехов
и новых исканий, жизнь, насыщенная большим содержанием, действительно
долгая, независимо долгая от количества прожитых лет. Творческая жизнь Лео-


нардо - долгая жизнь и в другом отношении: она продолжалась в творчестве других художников, соотечественников и чужеземцев.

Великим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Знал ли он Леонардо? Был ли знаком с его творчеством? Имело ли итальянское Возрождение влияние на подобное явление в Германии? Леонардо и Дюрер, Италия и Германия. Было ли между ними что-то общее?

5. Таким образом, мы наблюдаем в 1830 - 1850-х годах сложение и разви­тие нового типа исторической картины, построенного на принципах романтиз­ма. Творчество Брюллова, Бруни, Иванова и некоторых других мастеров рису­ют нам этот период как самостоятельный - романтический - этап развития рус­ской исторической живописи 19-го века, обладающий своей идейной и художе­ственной спецификой.

Под влиянием романтических представлений художники отходят от са­модовлеющей морализации исторической живописи первой трети века, хотя трактовка событий как «урока истории» ни в коей мере не потеряла для них своей актуальности. Живописца и зрителя эпохи романтизма историческое со­бытие более интересует в его собственных, конкретных чертах. Вместо аполо­гетики героического подвига, взятого изолированно, мы находим чаще всего стремление увидеть то или иное событие как некое звено в цепи исторического процесса. Художники стремятся постичь - в меру возможностей эпохи - дви­жущие силы истории. В соответствии с этим их внимание сосредоточено не на отдельном герое, а на толпе, олицетворяющей народ, нацию и даже шире - че­ловечество. Разумеется, трактовка этих понятий имеет свою историческую ог­раниченность.