Районы страны. Строительство в условиях военного времени
Архитектура периода Великой Отечественной войны и
Послевоенного десятилетия (1941-1954 г.г.)
1. Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные районы страны. Строительство в условиях военного времени.
2. Восстановление разрушенных войной городов.
3. Жилищное строительство. Разработка метода серийного проектирования. Крупнопанельное и крупноблочное строительство.
4. Архитектура крупных общественных зданий.
5. Высотные здания Москвы.
6. Крупные инженерно-архитектурные сооружения – Волго-Донской канал, Московский и Ленинградский метрополитен.
7.Изменение творческой направленности советской архитектуры.
Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные
районы страны. Строительство в условиях военного времени
Великая Отечественная война вызвала необходимость коренной перестройки народного хозяйства. В предшествующие годы были предприняты меры для развития наряду с южным европейским промышленным топливно-энергетическим комплексом (в районе Криворожья – Донбасса) также и восточных – на Урале и в Казахстане в районе Караганды. Время подтвердило дальновидность такого решения. Планами третьей пятилетки предусматривалось комплексное развитие экономики восточных районов Урала, Западной и Восточной Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.
С началом войны многие архитекторы были призваны в действующую армию и с оружием в руках боролись с врагом. Другие участвовали в военном строительстве, проводили маскировочные работы для спасения ценных объектов от бомбардировок. В прифронтовой полосе проектировали и строили оборонительные сооружения, системы укреплений вокруг городов. Московские архитекторы работали непосредственно на линиях обороны Москвы, в очагах поражения, на строительстве убежищ. Ленинградское отделение Союза архитекторов сформировало и отправило на фронт специальные бригады архитекторов.
С 1942 г. организуются конкурсы на проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны. Триумфальная и мемориальная тематика окрасила всю архитектуру военных лет и послевоенного десятилетия.
Проект трофейного павильона в ЦПКиО
им. М.Горького в Москве, 1941, арх. А.Щусев
В первые дни войны началась массовая эвакуация населения и промышленных предприятий из прифронтовых районов на восток. С июля по ноябрь 1941 г. было эвакуировано 1360 промышленных предприятий. Через три-четыре месяца они выпускали продукции больше, чем до войны. С этим связано бурное развитие городов Урала, Сибири, Средней Азии. Промышленное и гражданское строительство в этих районах не сокращалось, а возрастало. Объем строительства в 1942 г. был выше, чем в 1940 г. по восточным районам на 35%. Уровень капитального строительства в первом полугодии 1943 г. по сравнению с первым полугодием 1942 г. увеличился по электростанциям вдвое.
Градостроительство военных лет связано с перебазированием производительных сил на восток и юго-восток, освоением новых источников сырья и энергии, строительством и введением в эксплуатацию новых шахт, нефтяных скважин, заводов и цехов в комплексе с новыми поселками и городами. Две трети капитальных вложений во время войны приходилось на восточные районы. В 1945 г. здесь производилось в два раза больше продукции, чем в 1941 г.
В Постановлениях СНК СССР «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени» и «О строительстве для эвакуированного населения» говорилось о необходимости соблюдения мер максимальной экономии, использовании местных стройматериалов и трудовых ресурсов.
Для архитектуры военного времени характерны две особенности:
-использование местных строительных материалов (камень, кирпич, дерево, грунтоблоки, шлакоблоки);
-заводское производство легких сборных элементов из щитовых и каркасных деревянных конструкций.
В связи с необходимостью экономии металла и крупноразмерного леса применялись более простые и дешевые арочные и сводчатые конструкции из местных материалов. Наиболее распространенной жилой застройкой становится малоэтажная застройка, что вызывало экстенсивный рост населенных мест.
В Москве даже в годы войны не прекращалось строительство, были построены новые линии метро: Горьковская линия до завода ЗИС, Покровский радиус – от Курского вокзала до Измайловского парка.
После прорыва блокады в Ленинграде в конце 1943 г. началось строительство на Суворовском проспекте, у Охтинского моста, у Финляндского вокзала.
После разгрома немцев под Москвой началось восстановительное строительство
(1942 г.).
На оккупированных территориях немцы придерживались тактики «выжженной земли, разрушения были огромны, в руинах лежали 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел, 32 тыс. промышленных предприятий. Уничтожены национальные памятники в Новгороде, Пскове, Смоленске, Киеве, пригородах Ленинграда.
В связи с разрушениями, которые несла с собой война, самостоятельное значение приобрел вопрос о памятниках зодчества, их выявлении, собирании обмеров, новых обмерах для последующего восстановления. В 1942 г. СНК СССР учреждает Комиссию по учету и охране памятников искусства во главе с И.Грабарем. К концу года были обследованы архитектурные памятники Калинина, Калуги, Истры, Торжка, Старицы, Боровска, Волоколамска. В 1943 г. А.Щусев выполнил один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю, а также проект восстановления Истры, предполагавший улучшение ее планировки и застройки.
После перелома в ходе войны, победы под Сталинградом, прорыва блокады Ленинграда, победы на Курской дуге стала очевидной неотвратимость разгрома гитлеровцев. Необходимо было готовиться к восстановительным работам, в первую очередь, на освобожденных территориях. Для выполнения этих задач в 1943 г. был образован Комитет по делам архитектуры, его председателем был назначен арх. А.Мордвинов.
Поселок нефтяников близ
г.Гурьева в Казахстане,
генплан,1943,
арх. А.Арефьев
Поселок нефтяников близ г.Гурьева. Проект четырехквар-тирного жилого дома, фасады, 1943, арх. А.Арефьев, В.Васильковский.
В 1944 г. Государственный Комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.». Был откорректирован генплан города, предусматривалось развитие исторического центра по реке Неве с выходом к Финскому заливу, на Васильевский и Петровский острова, создание новых архитектурных ансамблей, восстановление садов и парков. Были заложены парки Победы на Крестовском острове и Московском шоссе.
Примером комплексного решения нового городского строительства в военное время (1943-1945 гг.) стал городок нефтяников Гурьев в Казахской ССР, арх. А.Арефьев, С.Васильковский, А.Лансере, инж. И.Романовский.
Город Гурьев расположен в излучине р. Урала, на левом берегу. Для этой местности характерен резкоконтинентальный климат, ветры, засоленность почвы, отсутствие зелени. Были приняты инженерные и градостроительные решения, позволяющие смягчить действие этих неблагоприятных природных факторов. Строительная площадка окружена с трех сторон рекой, а с четвертой – дренажный канал отделил городок от солончаковой пустыни. Сеть каналов оросила город, стало возможным озеленение. Дамба предохраняла от половодий. Вдоль берега реки была создана зеленая полоса парка, защищавшая город от сухих и пыльных ветров.
В связи с отсутствием здесь строительного леса и камня, строительство велось из гипса, залежи которого были выявлены неподалеку. Построен завод высокопрочного гипса. Незначительность осадков, сухость воздуха, позволили строить здания из гипса.
Композиционная ось городка – главная улица, проложенная по водоразделу, среди жилых кварталов. Она замыкается площадью со зданием клуба-театра в окружении парка.
Поперечные улицы – дугообразной формы, что вместе с озеленением противостоит ветрам. В композиции застройки не было монументальности, гигантомании. Использована малоэтажная застройка – двухэтажные дома с плоскими крышами, одноэтажные общежития сводчатой конструкции, одноэтажные коттеджи. Проведена типизация застройки. Белизна домов, возведенных из гипсовых блоков, контрастирует с расписными тенистыми лоджиями, крытыми балконами и навесами. Для росписей зданий использованы национальные мотивы. Здания обеспечены всеми видами инженерного благоустройства.
Станция Московского метро «Электрозаводская», интерьер перонного зала,
1944, арх. В.Гельфрейх, И.Рожин.
В условиях военного времени строительство крупных общественных зданий сократилось, но не приостановилось полностью. В 1943-1944 гг. было завершено строительство третьей очереди метрополитена Москвы, продолжавшей Арбатско-Покровский радиус на участке между Курским вокзалом и районом Измайлова. Возросла механизация работ, усовершенствования были внесены в тюбинговые конструкции тоннелей, более широко применялись сборные конструктивные элементы.
В идейно-художественных образах станций военных лет архитекторы стремились увековечить героику военных и трудовых подвигов советского народа. Тематическое содержание раскрывалось в общем композиционном решении, а также благодаря использованию скульптуры и монументальной живописи.
В несущие устои перронного зала станции «Электрозаводская», арх. В.Гельфрейх, И.Рожин, скульптор Г.Мотовилов, 1944 г., вкомпонованы беломраморные горельефы, посвященные героическому труду советского народа, что обогащает общее пластическое решение интерьера.
Шла работа над интерьерами станций метро «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская» Горьковской линии. На станции «ЗИС» («Автозаводская»), арх. А.Душкин, на стенах эскалаторного зала выполнены мраморные панно, росписи плафона изображают военные ордена Советского Союза. Подземный перронный зал украшен восемью мозаиками из смальты, их тематика – кузница, прессовый и литейный цехи, конвейер сборки автозавода, на другой стене – Южный порт столицы, военно-морской флот, авиация, сельское хозяйство.