Архитектура предвоенного десятилетия

(1932-1941 гг.)

1. Разработка генеральных планов городов.

2. Жилищное строительство 2-й и 3-й пятилеток.

3. Крупнейшие инженерно-архитектурные комплексы – канал им. Москвы, Московский метрополитен.

4. Широкое строительство общественных зданий в годы 2-й и 3-й пятилеток.

 

 

1. Разработка генеральных планов городов

 

Рассматриваемый период был временем выполнения второго и третьего пятилетних планов развития и завершения реконструкции народного хозяйства СССР. На ХУ11 съезде компартии в 1934 г. основной задачей второй пятилетки был назван курс на индустриализацию, создание ключевых отраслей промышленности. Объемы строительства возросли по сравнению с первой пятилеткой более чем в 2,3 раза.

На этом фундаменте стало возможно преобразование старых и строительство новых городов. За 14 предвоенных лет число городов в СССР возросло с 709 до 1241, а поселков с 1216 до 1711.

Наряду с созданием в европейской части страны южной угольно-металлургической базы (на основе промышленного потенциала Запорожья и Донецка) формируется вторая - восточная Урало-Кузбасская промышленно-энергетическая база, а также третья - Карагандинская в Казахстане.

В предвоенное десятилетие складываются первые градостроительные агломерации (Новокузнецк, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Кемерово). Проектировались Магнитогорск, Новокузнецк, Соцгород Горьковского автозавода, но градостроительные идеи мало соотносились с текущими потребностями, в результате чего были допущены серьезные ошибки в проектировании. Нереализованым остался неудачный генплан Новосибирска.

Постановление СНК СССР и ЦК Компартии 1935 г. «О генеральном плане реконструкции Москвы» определило основные принципы преобразования советских городов и развития социалистического градостроительства.

Крупные планировочные работы выполнялись на основе разрабатываемых схем районной планировки. В 1932-1940 гг. Гипроград Украинской ССР разработал проект районной планировки Донбасса и Криворожья (рук. Д.Богорад). Были выполнены схемы районной планировки для промышленных районов Урала и Подмосковного угольного бассейна, для районов массового отдыха и санаторного лечения на Южном берегу Крыма и в районе Кавказских Минеральных вод (рук. М.Гинзбург, В.Семенов-Прозоровский).

В Москве в 1930-1931 гг. была создана специальная архитектурно-планировочная мастерская для разработки генплана реконструкции Москвы. Основные работы развернулись после принятия постановления 1935 г. «О генеральном плане реконструкции Москвы». Его основные положения имели принципиальное значение не только для Москвы, но и для советского градостроительства в целом:

-ограничение развития промышленности и вывод из города вредных производств, ограничение роста города;

-расширение территории Москвы за десять лет с 28,5 до 60 тыс. га, рост населения с 3 до 5 млн. человек;

-улучшение зонирования города, рост в юго-западном направлении;

-перестройка центра, реконструкция улиц Горького, Ленинградского шоссе, Большой Калужской улицы, Можайского шоссе, 1-й Мещанской улицы, Садового кольца;

А) Б)

Москва. Центр города, схема планировки:

А) до реконструкции, Б) после реконструкции

Реконструкция улицы Горького (Тверской) в Москве, 1936-

1940. Поперечный разрез.

 

-снос Охотного ряда, формирование группы центральных площадей – Революции, им.Свердлова, Манежной, Красной, постепенность перестройки;

-упорядочение застройки, сети улиц и площадей;

-постройка 9 новых и реконструкция 3 старых мостов через Москву-реку и Яузу, устройство гранитных набережных, а вдоль набережных – транспортных магистралей, застройка Фрунзенской набережной;

-строительство метрополитена;

-озеленение и обводнение Москвы, создание защитного пояса из заповедников, лесопарков с выходом к ним парков и парковых дорог, проникновение зелени глубоко в застройку города. Создание на территории города шестнадцати парков. Обводнение Москвы-реки и Яузы волжской водой благодаря строительству канала им.Москвы, создание Московского моря и системы водохранилищ, устройство мест массового отдыха;

-теплофикация, повышение энергоснабжения, развитие газоснабжения города.

 

Для генерального плана реконструкции и развития Ленинграда важной задачей было сохранение целостного архитектурного облика площадей, проспектов, набережных.

 

А) Б)

 

Ленинград. Варианты планировки.

А – схема развития города по проекту 1935 г., Л.Ильин;

Б – схема развития центра города по проекту 1940 г., Н.Баранов.

 

Город рос, и к началу войны население города составляло около 3 млн. человек. В генплане 1935 г. (рук. Л.Ильин, В.Витман) намечалось развитие города на юг, юго-запад и восток, создание нового центра, выход селитьбы на берега Финского залива, постройка новой канализации, очистка рек и каналов.

Новое строительство велось на свободных территориях, не подвергавшихся опасности затопления во время наводнений. На юге развернулось строительство четырех районов: Автово, района Московского шоссе, Щемиловки и Малой Охты. Застройка велась комплексно – не только жилье, но и учреждения обслуживания, строительство садов и парков, благоустройство территории, улицы, мосты, путепроводы. Были созданы новые архитектурные ансамбли: у нового Дома Советов на Московском шоссе ( арх. Л.Ильин, Н.Троцкий, А.Гегелло), новый проспект – Московское щоссе ( арх. Л.Ильин, Г.Симонов, А.Гегелло, Б.Рубаненко, В.Попов), Ивановская улица в районе Щемиловки (арх. И.Фомин, Е.Левинсон), набережная на Малой Охте (арх. Г.Симонов, Б.Рубаненко, О.Гурьев), улица Стачек в Автове (арх.А.Оль, С.Бровцев), парк на Московском шоссе.

Новые магистрали южных районов развивали систему лучей адмиралтейского треугольника. Новые кварталы площадью 9-15 га проектировались с периметральной застройкой, с ясной композицией внутриквартальных пространств.

В 1938 г. был разработан новый генплан Ленинграда под руководством Н.Баранова, А.Наумова. В отличие от генплана 1935 г. в нем не были преувеличены размеры городских территорий, снималась задача создания нового центра, сохранялось значение исторического центра города.

 

В Харькове, ставшем столицей УССР с 1918 по 1934 гг., был сооружен ансамбль центра – площадь Дзержинского. Генеральный план Харькова был утвержден в 1936 г. (арх.А.Касьянов, А.Эйнгорн).

Постройка тракторного завода на Чугуевском шоссе привела к образованию мощной промзоны и крупного селитебного района (руководитель проекта архитектор П.Алешин). Здесь была осуществлена схема Н.Милютина с параллельным развитием промышленности и селитьбы. Застройка жилого района осуществлялась комплексно. В старых границах города проводилась замена ветхого жилья благоустроенными жилыми домами, формировались комплексы главных площадей.

 

 

Проект планировки административной площади (Михайловской и Софиевской) в Киеве.

Конкурсный проект

застройки административной

(Михайловской)

площади в Киеве,

арх. И.Лангбард.

Окончательный

Вариант.

Киев стал столицей УССР в 1934 г. Генеральный план реконструкции и развития был разработан под руководством арх. П.Хаустова в 1936 г. На берегу Днепра с выходом к днепровским склонам проектировалось сооружение административной площади с размещением на ней главных административных зданий столицы и памятника В.И.Ленину. В связи с такой перспективой была расчищена значительная территория и снесен Михайловский монастырь с колокольней и Михайловским собором. Однако на площади было построено только здание ЦК КП Украины, арх.И.Лангбард. А Дом Верховного Совета УССР (арх.В.Заболотный), Дом правительства УССР (арх. И.Фомин, П.Абросимов) были построены в разных местах города (на улице Кирова, ныне улица М.Грушевского).

Генеральный план предусматривал программу нового промышленного строительства, рост населения за 10-15 лет с 700 тыс. человек до 1,2-1,5 млн.человек. Радиально-кольцевая схема получала дальнейшее развитие, проектировался выход города на левый берег Днепра.

Генплан предусматривал реконструкцию центральных магистралей, особенно, выходящих на кромку киевского плато, с разгрузкой городского центра (улицы Большая Житомирская, Артема и др.), устройство внутригородских мостов, расширение и спрямление существующих улиц, строительство новых магистралей, в том числе и основного диаметра города – Брест-Литовского шоссе и бульвара Шевченко, создание многочисленных садов и парков.

Развивались шахтерские города Донбасса. Скопления бараков заменялись улицами и площадями с благоустроенными домами. На месте поселка Юзовка построен современный город Донецк. В городах развивалась топливная, металлургическая промышленность, росла численность рабочих и инженерно-технических работников.

Запорожье – крупный центр южной угольно-металлургической базы страны. Для развития города и его промышленной базы важное значение имело строительство Днепровской ГЭС и комплексное использование гидроэнергии, обеспечение донецким углем, криворожской железной рудой и никопольским марганцем. Планомерное развитие

 

 

Застройка проспекта В.И.Ленина

в Запорожье, 1936,

арх. В.А.Лавров.

 

 

 

Баку. Панорама города с Нагорного парка

 

 

 

 

Ереван. Площадь им. В.И.Ленина. Общий вид.

 

 

города велось без нарушений первоначальной идеи, осуществлялась комплексная застройка жилых районов и кварталов.

Генплан 1932 г. предусматривал увеличение населения к 1960 г. до 500 тыс. человек.

Генплан был разработан Гипроградом УССР (арх. И.Малоземов, В.Орехов, В.Андреев, АКасьянов, П.Хаустов). Застройку города проектировала архитектурная группа Днепростроя под руководством В.Веснина, а с 1933 г. – Г.Орлова.

В плане города в качестве главной оси был выделен проспект В.И.Ленина. Жилье занимало живописные участки на левом берегу Днепра с подветренной стороны. Параллельно жилью за широкой санитарно-защитной полосой размещен промышленный район металлургических предприятий, связанный с железной дорогой. Вблизи правобережных образований и старого города расположился промышленный район безвредных предприятий. Остров Хортица стал зоной отдыха и спорта.

Строительство жилья и общественных зданий было сконцентрировано в Шестом поселке – на левом берегу Днепра возле плотины ГЭС. Кварталы поселка образовали центральный район Запорожья. Одновременно с жильем сооружались культурно-бытовые здания и детские учреждения. Высокий уровень благоустройства, просторные дворы в жилых кварталах, обилие зелени – таковы характерные черты нового подхода к созданию города социалистического типа.

Проспект В.И.Ленина проходил вдоль берега реки и соединял новую и старую части города. Он начинался у плотины ГЭС крупной площадью с монументом В.И.Ленина. Проспект расчленен ритмически на всем протяжении улицами-бульварами и крупными объемами домов. Основная поперечная магистраль – Аллея Энтузиастов – ведет от Днепра в промышленную зону.

Удобные жилые комплексы, широкие улицы и площади, разнообразные пространственные композиции застройки, живописный ландшафт, величественный ансамбль ГЭС придают Запорожью выразительный облик.

 

Проводились градостроительные работы в старых пролетарских центрах – Нижнем Новгороде (г.Горьком), Иваново-Вознесенске, Ярославле, Калинине. Осуществлялось развитие городов Урала – Свердловска, Челябинска, городов Кузнецкого бассейна – Новокузнецка, Кемерово, а также Новосибирска. Был разработан проект озеленения Сталинграда.

Большое внимание уделялось реконструкции городов на Кавказе, строительству в республиках Средней Азии и Казахстане. Бывшие провинциальные города Тбилиси, Ереван, Баку быстро превращались в благоустроенные столицы.

Столица Азербайджана город Баку до 1937 г. развивался без генплана. Имелись лишь проекты планировки поселка им. С.Разина в районах нефтедобычи, но разрозненные поселки не соответствовали идее развития города в пределах Бакинского прибрежного склона-амфитеатра. По новому генплану 1937 г. (арх. Н.Баранов, В.Гайкович, консультант Л.Ильин) предлагалось развитие Баку на территории естественного амфитеатра, обращенного на юг к морской бухте.

В результате дореволюционного периода развития нефтеперерабатывающая промышленность оказалась в центре селитебных территорий, а жилая часть города изолирована от морской бухты портовыми сооружениями. Кроме того, город был лишен воды, не было зелени.

Генеральный план предусматривал ликвидацию отдельных нефтяных промыслов после выработки нефти, вывод предприятий за пределы жилой зоны, прокладку новых радиальных и полукольцевых магистралей, обеспечивающих связь западных и восточных районов города, связь селитьбы и промышленной зоны. Предусматривалось создание ансамблей городского и районного центров.

Основная идея – использование склонов амфитеатра, обращенного к морской бухте, развитие центра города вдоль берега залива, создание прогулочного приморского бульвара-парка, подводящего к главной площади с Домом правительства. Созданы две новые площади – им. С.Вургуна и им.Низами с симметричной композицией, а также нагорный парк им. С.М.Кирова, арх.Л.Ильин, 1939 г. Город получил надежную систему водоснабжения. Принятые в генплане решения позволили радикально изменить структуру города.

 

Широкое развитие получили курорты Крыма, Кавказских Минеральных вод, района Сочи-Мацеста. Началось массовое строительство городов в Заполярье, на Кольском полуострове, в Сибири и Приморском крае, на побережье Каспийского моря, в районе Волги, Предуралья и Урала, в Подмосковном угольном бассейне.