Рационалистическое направление в философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Несколько иные взгляды, чем у Бэкона, развил Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он обосновал рационалистический подход познания явлений, положив в основу познания не опыт, а логическое рациональное мышление. Тем самым Декарт положил начало рационалистическому методу философии. По его мнению, наиболее глубокие процессы в природе можно познать только с помощью логического анализа. Опыт здесь бессилен, его не всегда можно поставить (например, при исследовании Вселенной, человеческой души). Декрт обосновал дедуктивный метод познания мира: от общего к частному, от общей теории, истинность которой не вызывает сомнений, к объяснению на ее основе отдельных явлений.

Декарту принадлежит идея создания единого «универсального» научного метода, с помощью которого он считал возможным построить систему наук, могущую обеспечить господство человека над природой. Это метод универсальнй математики. Декарт выступил как дуалист, признав параллельное существование материального и духовного начала, или субстанции (сущности). Истинным он признавал то, что очевидно (глазам или внутреннему взору – интеллектуальной интуиции), что не дает повода для сомнений. Например: «Мыслю – значит существую»; «Я могу сомневаться в чем угодно, но не сомневаюсь в том, что сомневаюсь, то есть мыслю, а это верный знак моего существования». Тем самым мышление – первичное в жизни человека. Декарт от дуализма переходит к идеализму.

Основные положения философии Рэнэ Декарта:

1) человеческие чувства первыми начинают работу познания. Однако чувства являются наименее надёжным источником наших знаний. Наш разум вступает последним, но он является лучшим из живописцев. Создающих картину мира..

2) Именно разум способен мыслить что является высшей способностью человека. Именно эта способность достойна стать смыслом человеческой жизни. Девиз: «я мыслю – я существую».

3) Именно эта способность мыслить помогает человеку понимать глубокую сущность вещей. Добиваться этого невозможно с помощью религиозной верой, ни с помощью чувств.

4) Как и чувства, разум по своим возможностям не беспредельны. Разум содержит в себе множество иллюзий и заблуждений. Причиной этих ошибок связано с тем, что мир является двойственным, динамичным. Эта двойственность имеет основу материальную и идеальную. Эти две стороны настолько различны и противоположны, что соответствовать одному другому не может никогда.

Декарт утверждал, что все выводы разума человек должен подвергать сомнению, проверки, поскольку истинное достигнет только сомневающийся.

Г. Лейбниц.Первоосновой мира является не материальное начало, а идеальное. Существуют носители идеального – мельчайшие частицы – монады. Монады многообразны, из них состоят люди. Человеческие монады более одухотворены. Его учения ещё раз называют монадологией. Лейбниц - идеалист.